Искусственный Интеллект: конкурент или инструмент?

Искусственный Интеллект: конкурент или инструмент?

Привет! Меня зовут Ольга Тарасова, я предприниматель с 20-летним опытом в HR. Сегодня я предлагаю вам порассуждать, является ИИ угрозой или помощником для человека.

Когда меня спрашивают, что я думаю об искусственном интеллекте, я отвечаю: это одновременно вызов и возможность. Как человек, который активно развивает бизнес, напрямую связанный с людьми, я вижу, как технологии меняют наши привычные процессы и рынок в целом.
ИИ уже здесь — он помогает бизнесу, улучшает сервисы, но одновременно вызывает вопросы. Может ли он заменить человека полностью? Или это просто ещё один инструмент, который мы должны освоить? Давайте разберёмся.

Как ИИ уже меняет мир?

ИИ внедряется во все сферы нашей жизни, где раньше без человека было не обойтись — от госуправления до повседневной жизни. Вот несколько примеров:

Государственное управление

Недавно Министерство финансов России использовало ИИ для анализа данных при подготовке бюджета. Алгоритмы помогают быстрее обрабатывать большие массивы информации и находить закономерности, которые раньше требовали огромных временных затрат.

Медицина

В российских больницах ИИ уже помогает анализировать результаты КТ и МРТ. Это снижает нагрузку на врачей и позволяет быстрее и точнее ставить диагнозы.

Банки

Сбербанк уже не первый год позиционирует себя компанией, ориентированной на AI-решения. Например, ИИ использует алгоритмы, чтобы ускорить процесс рассмотрения заявок на кредиты, выстраивает оптимальные маршруты инкассаторам и помогает в улучшении продуктов.

Маркетплейсы

Alibaba внедрила собственную ИИ-систему в Aliexpress. В итоге миллионы продавцов экономят время и деньги на переводах описания товаров на другие языки, создании контента и возврате товаров.

Маркетинг

Помимо активной генерации контента, компании используют алгоритмы ИИ для аналитики, создания персонализированных предложений и автоматизации рассылок. Например, "Яндекс.Диалоги" обучают ботов отвечать на вопросы клиентов, освобождая специалистов для более сложных задач.

HR

В подборе сотрудников ИИ помогает анализировать резюме, предсказывать текучесть кадров и даже проводить онбординг новых сотрудников с помощью чат-ботов. В нашей компании активно пользуются помощью ИИ и это действительно ускоряет процесс подбора сотрудников даже в период кадрового голода.

Хоть примеры и показывают, что ИИ способен повышать эффективность и скорость выполнения задач по многим фронтам, страх перед заменой людей сейчас силён.

Какие профессии в зоне риска?

Да, многие из нас видят заголовки о том, как "ИИ заменит всех". Но реальность оказывается куда сложнее. ИИ меняет требования к ряду специальностей и действительно уже сейчас вытесняет людей из ряда профессий, особенно тех, где высокая доля рутинных задач.

Примеры заменимых профессий:

- Копирайтеры и переводчики начального уровня
- Операторы колл-центров
- Помощники юристов и бухгалтеров
- Много профессий линейного персонала, например, кассиры, таксисты, уборщицы и т.д.

Где ИИ бессилен?

Но важно понимать, что вытеснить человека целиком очень сложно. Даже в автоматизированных процессах требуется человеческий надзор для принятия нестандартных решений или работы с клиентами. Думаю, что в этих вопросах люди ещё много лет будут главным звеном:

Эмоциональный интеллект и принятие стратегических решений

Топ-менеджеры разрабатывают долгосрочные стратегии с учетом нюансов, которые алгоритмы не в силах учитывать: влияние культуры, непредсказуемое поведение рынков, мотивация сотрудников.

Креативные профессии

Писатели, режиссеры, дизайнеры могут использовать ИИ для генерации идей, но глубокое осознание контекста, создание сюжетных линий или тонкой эстетики остается за человеком.

Этика и мораль

В принятии решений с этическими дилеммами ИИ ограничен, так как его выводы основаны на алгоритмах и статистике, а не на моральных принципах. Например, в судебной системе окончательное слово остается за судьей.

Межличностное взаимодействие

Например, психотерапевты и консультанты не могут быть заменены ИИ, поскольку качественная помощь базируется на живом контакте и доверии.

Что важно помнить?

Искусственный интеллект открывает перед нами огромные возможности. Но, как я люблю повторять, любая технология — это всего лишь инструмент.

ИИ ускоряет процессы, но не принимает решения

Автоматизация полезна, когда вы хотите быстро обработать большой объём данных. Но даже самый умный алгоритм не заменит интуицию и опыт.

Не забывайте о человеческом факторе

На фоне цифровизации всё больше компаний говорят о важности HR-бренда, эмоциональной вовлечённости сотрудников и их счастья. Именно здесь технологии и человек должны работать вместе.

Почему ИИ — это инструмент, а не конкурент

Эффективность командной работы

Сотрудники и ИИ могут работать в синергии: человек генерирует идеи, а алгоритм помогает их оптимизировать и реализовать. Например, маркетолог придумывает концепцию рекламной кампании, а ИИ анализирует её целесообразность и дополняет данными о целевой аудитории.

Скорость выполнения задач

ИИ мгновенно анализирует большие объемы данных. Например, в медицине алгоритмы помогают врачу за секунды интерпретировать результаты МРТ.

Снижение рутинной нагрузки

Например, в подборе сотрудников системы ИИ автоматизируют предварительный отбор резюме, оставляя специалистам больше времени на собеседования. В юридической сфере AI-помощники анализируют судебные прецеденты, экономя юристам часы работы.

Распознавание ошибок и обучение

ИИ несовершенен и может допускать ошибки, но именно человек определяет и корректирует их. Это видно в медицине, где врачи интерпретируют алгоритмические выводы, особенно в сложных случаях.

Моральный контроль

Люди остаются главными в принятии решений, особенно когда требуется учитывать не только цифры, но и эмоциональный, социальный и культурный контекст.

Как подготовиться к изменениям?

Искусственный интеллект — это инструмент, который помогает нам избавиться от рутины, облегчить свою работу и развиваться. Главное — не бояться перемен, а использовать их на благо себе.

Учитесь работать с ИИ

Освойте инструменты автоматизации, промтинга (умение точно формулировать запросы ИИ для получения наилучшего результата), изучайте новинки в мире нейросетей. Это станет вашим преимуществом на рынке труда уже сейчас.

Развивайте креативность и эмпатию

Развивайте свой эмоциональный интеллект, навыки лидерства и эффективных коммуникаций. ИИ вряд ли сможет заменить эти навыки в ближайшие годы, а они значительно добавят вам ценности в глазах работодателей.

Станьте гибкими

Не бойтесь перемен. Мир меняется, и это нормально. Чем быстрее вы научитесь легко адаптироваться под изменения, тем легче вам будет расти.

Отвечая на вопрос

Заменит ли ИИ человека? Я думаю, это неправильная постановка вопроса. ИИ — это не про замену, а про помощь. Это инструмент, который позволяет быстрее, качественнее и точнее выполнять рутинные задачи, а дальше всё будет зависеть от людей и их способности к адаптации и изменениям в мире.

Моё искреннее желание, как HR-специалиста и предпринимателя — чтобы технологии не заменяли, а усиливали нас. Пусть ИИ станет для нас не конкурентом, а надёжным инструментом :)

Больше о бизнесе и HR в моем тг-канале:

55
44
3 комментария

ИИ — это инструмент в руках человека, а не замена. Важно научиться использовать его грамотно, чтобы усиливать свои сильные стороны, а не бояться конкуренции, жаль, что не все способны это понять

1

Ну многие видят в нем и конкурента, когда не понимают, что он может быть отличным помощником. Некоторые просто боятся, что ИИ может с легкостью заменить специалиста, тем самым лишив их работы

Это свойство человеческой психики — настороженно относиться к новому, особенно если речь идет о технологиях, способных радикально изменить привычный уклад жизни. Природа человека такова, что любые изменения воспринимаются с долей скепсиса, пока они не станут частью повседневного опыта.