Как я облажался, работая копирайтером. История номер 1

В 2020-м году я переходил из монтажа слаботочки в редактуру. Отправил кучу резюме и т.п. В конце концов на мое резюме откликнулась одна региональная ИТ-компания, которая занималась разработкой сайтов и веб-приложений. В общем-то, ИТ-аутсорс.

Я прошел несколько этапов собеседований, какой-то психологический тест (сейчас бы сразу послал нахрен HR-а с психологическим тестом, это какой-то глупый карго-культ), выполнил несколько тестовых заданий. В одном из них надо было даже накидать макет какого-то лендинга — не прям дизайн создать, а структуру отрисовать с примерными вариантами оформления (я накидал в фигме).

Как я облажался, работая копирайтером. История номер 1

На дворе стоял апрель или май. После всех собесов мне сказали, что я подхожу и меня берут, только вот сейчас у них работы для меня нет и она может появиться только через месяц-два (хотя вакансия была на полный рабочий день).

Сейчас бы, если бы я не послал HR-а нафиг на этапе психтеста, на этом бы этапе точно послал бы всех — причем, скорее всего, достаточно грубо и жестко объяснил бы им, что они вели себя по-свински и если бы они сразу обозначили, что это эфемерная работа, то у меня был бы хоть какой-то выбор. Но тогда мне нужна была работа и надо было закрепиться в новой профессии. И я, что называется, затерпел.

Через месяц их менеджер написал и сказал, что у них есть для проектная работа. Владелец компании когда-то удачно нашел себе тренера-ментора по физухе и питанию, на этом деле хорошо похудел и подкачал бицуху. И вот этот тренер (опытный дядька) предложил ему запустить совместный проект — что-то вроде пластиковой карты здоровья.

Эта карта должна была давать скидку на услуги и покупки для здоровья в заведениях города или области. Плюс вокруг карты был бы клуб по подписке: там можно было бы проводить глубокий анализ крови с какими-то там генетическими штуками и подробнейшей ИИ-расшифровкой всего этого дела в США (на выходе — 100-страничный документ). С этим документом надо было идти к одному из опытных врачей, включенных в программу клуба, и получать подробную консультацию по здоровью и питанию, а также личное сопровождение какого-нибудь авторизованного тренера.

В общем, звучало все скорее как прожект, чем как проект, но нужны были деньги и кейсы в портфолио, и я согласился. надо было составить тексты для разных буклетов и сайта. Причем уже какие-то тексты были, но тот самый тренер все эти тексты провозгласил никудышными.

Меня попросили оценить задачу, и я оценил — конечно же, по неопытности и нужде оценил по идеальным условиям: «текст для сайта по результатам часовой встречи и интервью с заказчиком». На деле всё сильно затянулось: тренер ничего не поманил в маркетинге и рекламе, каждый раз требовал обилия сложных терминов и бюрократических формулировок. Долгие разговоры с менеджером проекта и тренером не приводили к результату. Переписывания тоже не помогали.

В какой-то момент я поговорил с менеджером проекта и сказал, мол, просто сворачивайте это всё, вы с таким стейкхолдером никуда не уедете, ваш проект обречен, слишком сильно решения по маркетингу завязаны на человеке, который фонтанирует идеями, но пытается контролировать то, в чем вообще ничего не понимает.

Менеджер стал просить закончить текст для сайта и брошюры — мол, собственник компании будет недоволен таким результатом, просто отдадим им какую-то отписку, а дальше пусть сами как-то едут. Я был слишком мягким и не умел отказывать хорошему человеку и согласился двигаться дальше, хотя это превратилось в мучение и кошмар (сумму, кстати, я не пересмотрел — а стоило бы назвать какую-то «стоп-цену» за доделки или просто открыто сказать, что я больше в этот проект ни ногой).

В общем, я промаялся в этом режиме еще месяц, параллельно устроился редактором в ProductSense, где была гора разных задач (интересных). И перестал успевать за этим мертворожденным, на мой взгляд, проектом. Тянул с задачами, времени не хватало, кормил завтраками.

В итоге проект передали другому менеджеру, он написал мне, попросил все же доделать задачи. На этом моменте я просто пропал: перестал отвечать на сообщения и звонки. Через пару недель поток пингов прекратился и ребята смирились с отсутствием результата (проект, кстати, так и не двинулся никуда).

Тогда мне было очень стыдно за свое поведение, а сейчас — уже нет. И вот почему.

1. Компания действительно изначально отнеслась ко мне по-свински

2. Меня кинули на мертворожденный проект и все внутри компании об этом явно знали (потому что ранее уже работали по нему с другими копирайтерами).

3. Сколько я ни пытался разумно решить вопрос с правками и развитием проекта, сколько ни говорил, что его надо сворачивать, никто не прислушался.

4. Тратить свои нервы, время и силы на то, чтобы объяснять людям, которые не хотят меня слушать, что дальше с их проектом я двигаться не хочу, просто нет смысла. И это самый главный пункт, как по мне.

Молчаливо слиться с проекта — это не значит быть кидалой, не взрослым, безответственным и т.п. Всегда думайте о своих нервах и слах. Если заказчик не хочет вас слышать, если он общается с вами сквозь зубы, мучает дурацкими правками (такое бывает, не все заказчики адекватны) и т.п., вы имеете полное право поставить в приоритет свои нервы и здоровье, а не некую эфемерную взрослость, которая приведет к тому, что вам придется объяснять какому-то людоеду, что вы не хотите с ним работать дальше, а также выслушивать всякую чушь в свой адрес.

Если интересно почитать про другие мои фейлы как руководителя редакции, как редактора, как автора, как фрилансера — пишите в комментариях.

P.S. И подписывайтесь на мой телеграм-канал «Редакторский чак-чак»:)

11
реклама
разместить
8 комментариев

Тимур, спасиб.
Они вам что-то заплатили? 10% ? 20%? .. 100%?

Да, я брал за этапы выполненной работы. Они не мошенники, в этом плане всё было ок. За последние работы я ничего не взял, потому что потерялся, собственно)

1

Учитывая скорости развития нейросетей и то как они гуманизируются, у меня создается впечатление что копирайтинг постепенно уйдет в прошлое.

Какие-то типовые тексты вроде описаний товаров для каталогов и сайтов или SEO-материалы на типовые темы действительно можно генерировать нейронками (но тут важно сделать правильную цепочку промптов, обучать сетку и корректировать ее результаты). А вот с текстами посложнее нейронки не справятся. Ну просто неоткуда их взять. Особенно если речь о кейсах. Отредактировать сумбурный текст эксперта — ну, возможно, нейросеть справится в будущем. Еще один момент — контент-планирование и контент-стратегия. Тут нейрока может что-то подсказать, дать какие-то паттерны, но внятно, вменяемо и с опорой на контекст она такую работу не сделает. Просто понимание того, как нейронки учатся и как они вообще устроены, задают очевидные границы их применимости.

Но даже если автоматизировать создание простых текстов, это высвободит какое-то количество людских ресурсов на более сложные писательские задачи. Или люди будут нанимать людей, чтобы их тексты отличались от шаблонных нейросетевых. Сценариев достаточно много, но в то, что нейросети заменят копирайтеров, я не особо верю