Как мы вложили 10 млн рублей в IT для химчистки и стоило ли оно того?

В России сотни тысяч офлайн-бизнесов, которые работают по старинке и не внедряют IT-решения. По этой причине бизнес теряет выручку, а предприниматель — прибыль. Правда это или миф? На связи владелец франшизы химчисток «Хозяюшка» Игорь Голиков. В статье расскажу, насколько вырос мой бизнес и увеличилась прибыль, когда мы стали IT-химчисткой. Вы узнаете, как внедрить автоматизацию и какие косяки случаются на этом пути.

Игорь Голиков в химчистке «Хозяюшка»
Игорь Голиков в химчистке «Хозяюшка»

Содержание:

1. Автоматизация «Хозяюшки»: настоящее и будущее

2. Нейросети «Хозяюшки»

3. Этапы внедрения

4. «Бабуля-терминатор», или Сложности и ошибки

5. Какие программы мы используем?

6. Топ-3 ключевых результатов, который принесла автоматизация

7. Инсайты от внедрения и автоматизации

8. Резюме

Подписывайтесь на мой тг-канал «IGolikov | Дневник предпринимателя»: в нем я делюсь актуальными новостями бизнеса химчисток и рабочими лайфхаками для предпринимателей. А на сайте франшизы выложил актуальные финансовые показатели бизнеса.

Как мы вложили 10 млн рублей в IT для химчистки и стоило ли оно того?

Автоматизация «Хозяюшки»: настоящее и будущее

Автоматизация бизнес-процессов и внедрение новых программ не только увеличило эффективность нашей команды, но и позволило максимально масштабировать нашу сеть химчисток. Мы берем пример у таких топовых компаний, как «Макдональдс» и «Додо Пицца», в которых внедрена автоматизация всех бизнес-процессов. Если честно, мы хотим стать «Додо Пиццей», но только в сфере химчисток.

Уже сейчас для автоматизации бизнес-процессов мы используем:

  • СRМ-систему;
  • ERP-систему;
  • системы автоматизации маркетинга;
  • приложение для клиентов, в котором клиенты легко могут найти ближайшую локацию, посмотреть цены или заказать доставку;
  • приложение для собственника, в котором можно увидеть выручку, текущие заказы, состояние склада и другие ключевые показатели бизнеса в режиме реального времени;
  • грамотно составленный бэк-офис;
  • нейросети для различных бизнес-процессов.
Анализ работы персонала с помощью IT
Анализ работы персонала с помощью IT

Автоматизация быстро стала влиять на продвижение нашей франшизы, поэтому мы начали инвестировать деньги в собственные разработки. Набрав команду из проджект-менеджеров и программистов, мы активно занимаемся разработкой нашего собственного IT-решения. Оно позволяет быть еще более конкурентоспособными и оперативно получать всю информацию о работе компании, чтобы персонал мог быстрее принимать необходимые решения.

Сейчас мы продолжаем внедрять и улучшать работу с CRM и ERP- системами, чтобы они максимально закрывали наши потребности. С помощью этих программ мы автоматизируем заказы, маркетинг, будем проводить обучение и получать отчетность для разного уровня пользователей.

Также продолжаем автоматизировать маркетинг, чтобы улучшать показатели по ключевым метрикам: LTV (пожизненная ценность клиента), возвращаемость клиентов, средний чек и т. д.

Если руководителям автоматизация помогает оперативно принимать важные решения, то линейный персонал видит процент выполнения плана и все ключевые показатели работы, что положительно сказывается на мотивации. Также благодаря таким внедрениям мы получаем обратную связь от каждого сотрудника, что позволяет сделать бизнес максимально сильным с любой стороны.

Цифровые решения и внедрение инноваций приносит свои результаты. За все время работы, мы инвестировали в автоматизацию и IT-решения более ₽10 млн. Сейчас ежемесячно только на обеспечение текущей поддержки и зарплаты уходит около ₽1 млн. Планируем и дальше вкладываться, так как наша франшиза химчисток «Хозяюшка» растет. Объем планируемых вложений в ближайшее время составляет ₽100 млн.

Нейросети «Хозяюшки»

Нейросети генерируют контент для соцсетей и составляют резюме видеовстреч
Нейросети генерируют контент для соцсетей и составляют резюме видеовстреч

Уже сейчас в сети химчисток «Хозяюшка» работает несколько нейросетевых агентов. Такая система нейросетей для бизнеса позволяет:

  • автоматизировать и систематизировать внутренние встречи — она делает анализ проведенной встречи, определяет краткие тезисы и ставит задачи;
  • уменьшить нагрузку на менеджеров — помогает вести коммуникацию с клиентом в соцсетях и мессенджерах;
  • давать своевременные подсказки персоналу по технологическому процессу — нейросеть дает четкую, поэтапную инструкцию по работе с любыми типами вещей и тканей.
Бот-технолог Тамара подсказывает сотрудникам, как правильно постирать одежду

Недавно мы внедрили автоматическую аналитику встреч с клиентами и звонков менеджеров по продажам, а также менеджеров сопровождения. Я в восторге!

Анализ встреч с внешними клиентами
Анализ встреч с внешними клиентами

В скором времени планируем внедрить еще несколько нейросетей для бизнеса, которые будут решать рутинные вопросы. А также разрабатываем ИИ-агента, который будет координировать персонал: от линейных сотрудников до руководителей. В работе один голосовой агент, который будет отвечать на звонки, собирать обратную связь и искать новых клиентов. Еще нам нужен ИИ-агент, который сможет обучать каждого сотрудника компании именно в рамках специфики его работы.

Также в разработке голосовой агент, который будет отвечать на звонки, квалифицировать клиентов, собирать обратную связь, искать B2B клиентов для химчисток.

Мы очень активно отслеживаем робототехнические решения, которые появляются на нашем рынке, и я искренне надеюсь, что мы будем первой химчисткой в России, где будет трудиться робот.

Преимущества внедрения IT
Преимущества внедрения IT

Этапы внедрения

Франшиза химчисток «Хозяюшка» старается быть трендсеттером, именно поэтому нам важно оперативно реагировать на самые передовые технологические внедрения и быть на несколько шагов впереди конкурентов.

Одним из первых опытов автоматизации было внедрение цифровой платформы, на которой мы работаем сейчас. Мы внедряли ее самостоятельно. Перед началом работы составили карту бизнес процессов и разработали стратегию развития ИТ системы.

Карта бизнес-процессов перед внедрением автоматизации
Карта бизнес-процессов перед внедрением автоматизации
Стратегия развития IT-системы
Стратегия развития IT-системы
Разработка прототипа собственной IT-системы
Разработка прототипа собственной IT-системы
Работа над MVP информационной системы
Работа над MVP информационной системы

Это было болезненно и сложно. Сотрудникам было трудно перестраиваться на что-то новое и неизвестное, поэтому внедрение шло со скрипом. Взяли ресторанное решение и адаптировали под себя, внедрив и подкрутив множество настроек, чтобы оперативно получать все сведения.

Далее уже с помощью интеграторов мы объединили и запустили в работу ERP-систему и CRM-систему для прачечных и химчисток на базе Битрикс24. Эти системы мы объединили через api и они обменивались данными. Такая интеграция позволила оперативнее и проще получать сведения о клиентах, их возвращаемости и оттоке, а также о среднем чеке.

Руководители отделов теперь в режиме реального времени получают сведения о финансовых показателях бизнеса, об эффективности каждой точки, о работе администраторов и направлений В2С и В2В. Более того, все это можно увидеть с мобильного приложения, где все показано с помощью удобных дашбордов.

Внедрение автоматизации можно разделить на 5 этапов: постановка задачи, выбор инструментов, обучение персонала, внедрение и интеграция с существующими системами. И вишенка на торте — обеспечение безопасности данных.

На каждом этапе есть свои нюансы. Например, мне вспоминается один случай. Когда мы начали структурировать маркетинг, нужно было решить, какую информацию мы хотим получить при обращении нового клиента. Выбрав запрос «Откуда вы узнали о нас?», в системе при обработке заказа нам пришлось менять KPI и привязывать з/п к стандартам оформления.

Любые небольшие нововведения всегда кажутся простыми на первый взгляд, но это не так. Когда мы начали структурировать маркетинг, нам в обязательном порядке потребовалась информация: откуда клиент узнал о нас. Казалось бы, что сложного менеджеру задать вопрос «откуда вы о нас узнали?» и зафиксировать ответ в системе? Но чтобы процесс заработал, пришлось менять KPI.

5 этапов внедрения IT-решений
5 этапов внедрения IT-решений

«Бабуля-терминатор», или Сложности и ошибки

Со сложностями мы столкнулись, запуская нейросеть для бизнеса, которая должна была общаться с розничными клиентами. Голос сделали, как у женщины преклонных лет, — экспертной бабулечки. По началу все было хорошо: она приветствовала, отвечала на вопросы о цене, о том, как до нас добраться, и вела непринужденный разговор.

Однако, как только запустили ее в основной режим, цифровая бабулечка начала общаться со всеми. Этот искусственный интеллект захватил все наши соцсети, все источники и каналы. Начал писать всем нашим партнерам по франчайзингу, всей нашей базе, В2В и В2С. Похоже было на Скайнет из легендарного блокбастера «Терминатор», который захватил управление системой. Хорошо, что мы быстро это заметили, смогли оперативно среагировать и остановить «восстание машин».

«Бабуля-терминатор», которая захватила все каналы «Хозяюшки»
«Бабуля-терминатор», которая захватила все каналы «Хозяюшки»

С определенными сложностями мы столкнулись и при внедрении программы Битрикс24. Программа Битрикс24 — это система, которую необходимо постоянно отслеживать и обновлять. Мы периодически меняем сервера, переходя на более быстрые, увеличиваем объемы памяти. Если этого не делать, то вся работа может остановиться за секунду!

Что касается ошибок, то я считаю, что их невозможно не совершать. Это часть опыта, который ты получаешь в работе над чем-то новым. Именно этот опыт в будущем станет ключевым и позволит тебе иметь конкурентное преимущество: кто-то еще набивает шишки, а твои уже заживают.

Помню, как мы меняли прайс-лист в одном городе, а он менялся и в другом. В тот момент розница была в панике, зато клиенты счастливы. Было и наоборот: система увеличила цены, там, где их нельзя было увеличивать. Так мы потеряли несколько десятков клиентов, пока не исправили ошибку. Или еще пример: автоматический промокод, который сломал акцию. Вместо 20 % на первый заказ он начал давать 50%-ную скидку всем. Хорошо, что мы успели оперативно исправить ошибку.

Какие программы мы используем?

Мы работаем с несколькими решениями одновременно, которые объединяем в различные связки:

  • Yandex cloud — для автоматизации отчетов по стандартам обслуживания;
  • Контур Эльба — для выставления счетов и отслеживания оплат;
  • Контур Диадок — для электронного документооборота;
  • Контур Экстерн — для работы с налоговой, ФСС другими госструктурами;
  • Битрикс24 — наша CRM для управляющей компании и для химчистки,
  • Chat GPT, Claude, Gemini и другие нейросети для обработки информации, структурирования встреч, резюме звонков клиентов, генерации информации для бизнеса;
  • Midjourney — для генерации контента для соцсетей;
  • Zoom — для видеозвонков;
  • Решения от Google — для параллельной работы с документами;
  • Platrum — система для обучения персонала и партнеров франчайзи.

Все это интегрировано через настройки в самостоятельные программы, чтобы максимально быстро шел обмен данными. Сейчас мы доделываем собственный технический софт, который объединит все эти и другие программы в одну бесшовную экосистему.

IT-инструменты франшизы химчисток «Хозяюшка»
IT-инструменты франшизы химчисток «Хозяюшка»

Топ-3 ключевых результатов, который принесла автоматизация

Если говорить о самых прорывных изменениях, то сразу вспоминается 3 главных: кратный рост выручки, скорость обработки заявки и увеличение клиентов.

Увеличение прибыли в 2 раза

Как только мы внедрили наш первый автоматизированный софт, через месяц вышли на выручку +100 %. Объем продаж вырос в 2 раза за счет того, что мы в режиме реального времени могли видеть маржинальность каждого клиента, стали понимать, где у нас точки роста, изменили ценовую политику, где-то увеличили, где-то уменьшили, от каких-то клиентов отказались. Все это позволило нам вырасти в 2 раза.

Скорость ответа всего 5 секунд

Увеличилась скорость ответа на входящие сообщения от клиентов. Мы внедрили бота, который отвечает на сообщения. Когда у нас работали люди, то ответы могли задерживаться до 12 часов. Весь этот процесс мог подвисать, а некоторые сообщения пропускались. Сейчас у нас скорость ответа на сообщения составляет 5 секунд.

4 тысячи клиентов в месяц

За счет автоматизации многих процессов увеличилось количество клиентов до 4 тысяч человек в месяц.

Еще из знаковых изменений отмечу: рост среднего чека, увеличение количества довольных покупателей и повышение скорости выполнения заказов.

Инсайты от внедрения и автоматизации

Для себя вывел несколько постулатов внедрения, которыми пользуюсь до сих пор:

  1. С первого раза сложно или нельзя добиться результата. Поэтому важно делать и получать обратную связь. Не забывать, что нужно будет что-то дорабатывать, перерабатывать и с первого раза, скорее всего, не получится. Поначалу будет много сложностей и неудобств.
  2. Бюджет всегда необходимо закладывать больше, чем ты планируешь. Примерно 15–30 % сверху, для того чтобы получилось так, как ты хочешь, а не так, как получилось.
  3. Необходимо построить коммуникацию внутри команды, чтобы все имели доступ к нужному материалу.
  4. Стоит делегировать автоматизацию. Сделать все самому не реально, нужно искать специалистов, которые помогут это сделать. Специалистов нужно подбирать под свой бюджет.
  5. Эксперты и специалисты должны быть хорошего уровня, а не самые дешевые. Иначе после получения результата, который тебе не понравится, ваша команда начнет перекладывать вину друг на друга. Поэтому важно искать хороших экспертов, ставить проджект-менеджеров и не экономить, чтобы потом не жалеть.

И самое главное, автоматизация бизнес-процессов позволила мне больше уделять времени семье и своим увлечениям. Я с детства увлекаюсь компьютерными играми. Помню, мой первый компьютер был Pentium 200 MMX, на котором было не так-то просто запустить хорошую игру, в которую тогда все играли. Также я снова стал заниматься спортом. Из последнего, чем я сейчас увлекся, — это смешанные единоборства, джиу-джитсу и тайский бокс.

Игорь Голиков и российский боец смешанных единоборств Руслан «Леопард» Магомедов
Игорь Голиков и российский боец смешанных единоборств Руслан «Леопард» Магомедов

Резюме

В нашей франшизе химчисток «Хозяюшка» главный заказчик — это мы сами: собственники, руководители, сотрудники и франчайзи. В первую очередь мы делаем то, что будет нравится нам, разумеется, с учетом клиентских интересов. По этой причине мы постоянно «докручиваем» наши решения, чтобы стать если не идеальными, то лучшими!

Уже сейчас внедрение автоматизации бизнес-процессов приносит всей нашей сети ощутимые результаты: увеличение продаж и скорости работы, минимизация ошибок и рутины, масштабирование бизнеса и производственных мощностей, лояльность клиентов и мотивированность сотрудников.

Наша «волшебная таблетка» — работать на результат, не бояться пробовать и быть в числе лидеров по автоматизации, а не просто внедрять CRM или улучшать лидогенерацию.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой телеграм-канал. В нем я делюсь свежими данными о бизнесе химчисток и разными лайфхаками для предпринимателей.

Как мы вложили 10 млн рублей в IT для химчистки и стоило ли оно того?

Остались вопросы? Спрашивайте в комментариях — отвечу!

1616
77
11
11
11
реклама
разместить
43 комментария

Да вы пошутили... Технологичная химчистка!?! :)
Это круто!

4
1

Планы у нас грандиозные 💪🏻

3
1

Мы искренне верим, что долгосрочная стратегия сильнее, чем быстрый заработок. Инвестируем много, но уже сейчас чувствуем, что это дает дивиденды!

4

Игорь, в статье вы сказали, что хотите стать робохимчсткой, и что следите за рынком роботов. Расскажите, какие варианты уже присмотрели себе? Что есть интересное в вашей сфере из роботов?

3
1

Интересно самой, что ответит Игорь. Но я надеюсь на Илона Маска и его роботов 😅

4
1

Искренне верю, что мы станем первой химчисткой, которая будет применять роботов в работе. Присматриваем разные варианты от простых упаковщиков до полноценных гуманоидоподобных роботов-сотрудников. Это будет пушка )

2

Игорь, спасибо вам большое за статью!
Как вы считаете, в будущем робохимчистки победят классические химчистки, или мирное сосуществование все таки возможно?

4