Техника SCAMPER: как решать проблемы в бизнесе даже если совершенно не умеешь это делать

Проблемы или потребности в новом могут возникнуть в чем угодно. Порой, мы встаем в тупик и не знаем, как решить ту или иную проблему. Именно в таких ситуациях, когда не хватает креатива, на помощь приходит SCAMPER.

Изо<span>бражение из открытых источников</span>
Изображение из открытых источников

Представьте себе ситуацию: вы – начинающий предприниматель, который решил запустить свой собственный уникальный бизнес по производству чего-нибудь. Или начальник поставил вам задачу – найди применение для старой техники. Или у вас сильно накалились отношения с руководством на работе (скорее всего после предыдущего задания). С чего начинать решать такие проблемы?

Во всех трех случаях вам необходимо проявить креативность и выйти из ситуации победителем. Но зачастую решение проблемы не лежит на поверхности, из-за обширности и важности задачи приступить к ней становится тяжело (те самые «слоны» в тайм-менеджменте). В этих ситуациях важно выбрать правильное русло мышления, пустить ход раздумий в правильном направлении.

Это когда-то понял Алекс Осборн, один из первых преподавателей творческого мышления и автор множества инструментов, и сформулировал 9 вопросов, которые следует задать себе, чтобы решить проблему. Позже Боб Эберле собрал эти вопросы в легко используемую модель и назвал по первым буквам основных разделов – SCAMPER.

Всю суть SCAMPER можно отобразить одной фразой: «Новое – это модификация старого».

В этом есть доля истины, ведь мы не генерируем идеи из вакуума, им всегда предшествует накопление информации извне. (Подробнее про процесс генерации я писал тут).

Что такое SCAMPER? Это мнемоническая аббревиатура, образованная из первых букв слов:

  • Substitute – заменить?
  • Combine – комбинировать?
  • Adapt – адаптировать?
  • Modify/Magnify – модифицировать? увеличить?
  • Рut to Other Uses – предложить другое применение?
  • Eliminate – устранить или свести действия до минимума?
  • Rearrange/Reverse – поменять на противоположное? изменить порядок?

Каждое понятие-раздел состоит из ряда вопросов, которые следует задать при проработке проблемы во время мозгового штурма, а также из слов-ассоциаций для более эффективной работы мышления.

А сейчас ряд тупеньких, но понятных примеров.

Например, вы производите ручки и у вас проблема – чернила тускнеют со временем или слишком жидкие. Попробуйте заменить чернила другими. Вы производите переносные зарядные устройства для телефонов (Powerbank), но порты у всех разные (самых распространенных 3 вида). Встает проблема – как удовлетворить запрос всех пользователей и не создать кучи лишних проводов? Попробуйте комбинировать все в один провод.

Кабель Baseus 3 in 1 Rapid Series Изображение с сайта market.yandex.ru
Кабель Baseus 3 in 1 Rapid Series Изображение с сайта market.yandex.ru

А что если предложить другое применение овощечистке и сделать нож для нарезки сыра? Или из молотка для гвоздей сделать молоток для мяса, немного модифицировав его?

Все это очень простые и, на первый взгляд, очевидные примеры, однако они хорошо иллюстрируют простоту и широту применения техники SCAMPER.

Прежде чем начать

Как уже говорилось, SCAMPER – набор вопросов, которые следует задать при мозговом штурме (поиске идей). Как и любой другой инструмент он будет эффективно работать, если соблюден ряд условий:

  • Вы понимаете проблему и можете ее записать (попробуйте использовать для записи критерии SMART)

  • Вы выходите за рамки своих же «стандартов» и убеждений.
  • Вы не критикуете ответы на этапе поиска идей

Проблема может быть любой – из личной жизни, творчества, бизнеса, рекламы, инженерии и пр. Главное сформулировать ее максимально четко. Постарайтесь выделить объект и субъект проблемы.

Как только проблема поставлена – начинайте мозговой штурм и задавайте вопросы из разделов. Не обязательно, что решение найдется на каждом вопросе – но какие-то из них точно натолкнут вас на верное решение, а то и не одно. Точно также не обязательно, что вам подойдут все вопросы - некоторые в контексте могут показаться повторяющимися, неуместными или даже абсурдными. Просто пропускайте их или попробуйте переформулировать под себя.

А теперь подробнее о каждом разделе.

Substitute – заместить

Что можно заменить, чтобы решить проблему? Место действия, предмет, вещество, человека, идею, эмоцию, принцип работы и т.д. Действуйте смело и не забывайте о проблеме.

Вопросы:

  • Что можно заменить? Что еще? Кого? Где? Когда? Как?

  • Какую часть можно заменить? Что использовать вместо этого?

  • Может быть заменить ингредиент? Или материал?

  • Как насчет замены подхода?

  • Какой процесс будет эффективнее? Другой план действий? Другая цель?

  • Посмотрим на свойства – может быть заменить функции? Отношения? Тему? Упаковку? Обстановку? Посыл?

  • Попробуйте заменить эмоции. Получается что-то интересное?

  • Может быть изменить точку зрения? Способ мышления?

Слова для ассоциаций: переключить, поменять местами, занять место, изменить суть, поменять посыл, заменитель, подменить, придать форму, отложить, сменить место, заменить, сменить, сделать иначе, замена.

Combine – комбинировать

Творческое мышление основано на комбинировании идей. Можно ли скомбинировать что-то в вашей проблеме или с вашим предметом?

Вопросы:

  • Можно ли скомбинировать функции?

  • Можно ли сочетать элементы между собой иначе? А с другими предметами?

  • Как можно комбинировать применение предмета?

  • Можно ли создать коллекцию? Ассортимент? Группу?

  • Как улучшить сочетание материалов? Ингредиентов? Формы?

  • Может сделать комбинированную упаковку?

  • Может поработать с привлекательностью – может ли она сочетаться с чем-то еще?

  • Может объединить вашу идею с идеей кого-то еще? А как на счет идеи из другой области?

Слова для ассоциаций: объединить, комбинировать, комплекс, соотнести, перемешать, собрать воедино.

Adapt – адаптировать

Может быть есть идеи, при помощи которых можно решить проблему? Задумайтесь, как они подходят к вашему делу.

Вопросы:

  • На что еще поход ваш предмет? Что напоминает? Какие ассоциации возникают? Что из этого можно применить к нему?

  • Как бы поступил другой человек с проблемой? А известный человек? Профессионал?

  • Такое уже случалось? Как это решали раньше? Что работало в прошлом? Может быть есть что-то общее?

  • Что можно скопировать у других? А частично?

  • Может посмотреть на другие сферы? Как ваша проблема выглядела бы в космосе? Со стороны науки? Театра? Армии? Экономики? Какие ассоциации и идеи приходят на ум?

  • Может быть посмотреть на природу? Что можно взять из мира растений? Животных? Погоды? Насекомых? Рыб? Какие аналогии можно провести? Как это можно адаптировать?

  • Выберите любой предмет и найдите общее, аналогии? Почему они похожи? Какие есть общие свойства? Какие ассоциации возникают? Есть ли новые идеи? Как их адаптировать?

  • Есть ли проблема, которая похожа или связана с вашей и уже решена? Что из этого можно применить у вас?

Слова для ассоциаций: трансформация, изменять, адаптировать, соотносить, рассматривать, применять, переигрывать, копировать, брать другое, аналогия, заимствование.

Modify, magnify – модифицировать, увеличить

К любому предмету можно добавить что-то и, тем самым, создать новое. Изменить можно любой аспект, каким бы он ни был.

Вопросы:

  • Что можно добавить? Можно ли увеличить или расширить предмет?
  • Что можно изменить? Как усовершенствовать предмет? Процесс?
  • Можно ли изменить смысл? Назначение? Принцип действия? Параметры? Границы? Характер?
  • Как можно привнести больше преимуществ? Усилить существующие?
  • Что можно сделать быстрее? Чаще?
  • Что приносит основную ценность? Можно ли сделать ее больше? Быстрее? Выше? Длиннее? Плотнее? Толще? Удобнее? Точнее? Надежнее?
  • Может быть подумать про гарантийное обслуживание? Сделать еще шире? Больше? Дольше? Поменять условия?
  • Что можно продублировать? Утроить? Умножить?
  • Может можно изменить правила? Добавить новые?
  • Как на счет изменить название? Или цвет? Или форму? Упаковку? Запах? Вкус? Функции?
  • Можно ли сделать небольшие изменения? Например, найдите 3-5 мелких изменений, которые можно сделать уже сейчас.
  • Что делает предмет привлекательным? Можно ли это усилить? Изменить?
  • Как на счет нового направления? Что можно сделать иначе?
  • Может быть довести функции до крайность – увеличить их максимально сильно? А еще сильнее?

Слова для ассоциаций: увеличить, заменить, привнести новое, создать, дополнить, усилить, распространить, довести до крайности, сделать интенсивнее, сделать больше.

Put to other uses – предложение другого применения

Все зависит от контекста – идея или продукт работают только применительно к конкретной проблеме. Измените контекст проблемы – и вы получите нечто новое и необычное. Главное избавиться от своих стереотипов.

Вопросы:

  • Можно ли использовать это иначе? Сколько таких вариантов вы найдете?

  • Можно ли заставить это делать больше функций? А другие функции?

  • Можно ли изменить это так, чтобы оно соответствовало новому способу использования?

  • Какой способ применения этого предложил бы 6-летний ребенок? А подросток 14 лет? Бабушка?

  • Что еще можно решить одновременно с этой проблемой?

  • Что из этого можно использовать в других делах? Что тратится зря?

  • Как это использовать на других рынках? В других регионах? В других странах?

  • Какие стереотипы есть о предмете (или проблеме)? Можно ли от них избавиться? Как?

  • Какой самый необычный способ применить это? Решить эту проблему?

  • Что может сопутствовать этому? Как это можно применить еще? Каково продолжение?

  • Как эту проблему будут решать через 10 лет? А через 100 лет?

  • Что бы вы сделали, если бы только что узнали об идее? А вчера? За год до этого?

Слова для ассоциаций: использовать, открывать, оперировать, применять, двигать, манипулировать, извлекать пользу, расширять.

Eliminate – устранить или свести к минимуму

Не только сложение и синтез порождает новые идеи. Иногда, чтобы создать новое, нужно что-то убрать. Можно ли что-то устранить у вас?

Вопросы:

  • Можно ли что-то уменьшить? Ужать? Упростить? Сделать компактнее?

  • Что, если бы в этом было чего-то меньше? Компонента? Функции? Веса?

  • Что можно удалить? Вычесть? Сократить? Обойти?

  • Можно ли разделить предмет или проблему? Разобрать на функции? На составные части? Чего не хватает?

  • Что в предмете плохого? Что мешает ему работать? Что из этого можно устранить? Убрать? Минимизировать?

  • Какие правила можно исключить? Упростить? Ослабить?

  • В чем нет необходимости? В чем не присутствует проблема?

  • В чем узкое место?

  • Может быть разделить на задачи? Или обозначить границы еще четче?

    Что будет, если ничего не делать? Оставить все, как есть?

Слова для ассоциаций: сократить, убрать, устранить, уничтожить, сделать меньше, разделить, разнести, ограничить, ослабить, игнорировать.

Rearrange, reverse — изсенить порядок, поменять на противоположное

Суть творчества в реорганизации известного и созидании нового. В алфавите всего 33 буквы, но ими написано миллионы произведений. Может быть что-то реорганизовать и вам? А может быть вообще стоит перевернуть все с ног на ноги?

Вопросы:

  • Какой порядок был бы лучше? Как его следует изменить?

  • Что произойдет, если вы поменяете местами части? Компоненты? Функции?

  • Можно ли изменить сроки? Темп? Расписание?

  • Что будет, если поменять местами достоинства и недостатки? Поиграйте в «адвоката дьявола».

  • Что если вы перевернете с ног на голову функции? Взаимоотношения? Цели? Мысли? Роли?

  • Каковы недостатки? Как их можно обратить их в достоинства?

  • Что если реорганизовать точку зрения? Поменять местами причину и следствие?

  • Нарисуйте свое предложение или проблему? Можно ее сделать процессом? Что в процессе можно переставить?

  • Можно ли пройти путь наоборот? От ответа к вопросу?

  • Представьте себя представителем противоположного пола. Как поменяются ваши взгляды на проблему?

  • Может реорганизовать работу над задачей? Изменить подход? Людей? Время?

Слова для ассоциаций: перевернуть, переделать, реорганизовать, собрать по другому, переставить, переложить, изменить порядок, изменить концепцию, прервать, удалить, инвертировать.

Подведем итог

SCAMPER – отличный метод для генерации идей и один из вариантов проведения мозгового штурма. Он применим к любым проблемам и фокусирует мышление на одной части решения, что позволяет быстрее найти качественную идею.

Одним из удобных вариантов развития метода можно назвать карточки, которые выпустил Майкл Микалко под названием «Рисовый штурм в карточках». Он разделил вопросы на блоки и придумал интересную игровую механику для генерации идей. Попробуйте на досуге для развития своего воображения – вы обязательно найдете там что-то свое!

А я пойду адаптирую содержимое холодильника в пару бутербродов.

ПыСы: SСAMPER кажется сложным и серьезным инструментом для реализации, однако существует множество вариантов его адаптации и стратегий применения в бизнесе, которые позволяют эффективно использовать его для решения конкретных проблем.
Если вам интересна адаптация инструментов и методов генерации в вашей компании или обучение по ним - пишите в лс:)

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников
2121
8 комментариев

SCAMPER по-русски читается как ЗОДИПУР.
Заменить, Объединить, Добавить, Изменить, Переставить, Упростить, Реверсировать.

Запомните - ЗОДИПУР!

:)

3
Ответить

Картинка в тёмной теме выглядит не очень 🙂

1
Ответить

Спасибо, исправил:) 

Ответить

Это только через приложение черная тема?

Ответить

Прочитал сначала аббревиатуру SCAMMER, и даже буквы расшифровки в целом по тематике подошли.

1
Ответить

простите, а чем эта методика отличается от синектики или того же самого ТРИЗ?

Ответить

Синектика - один из методов, базой которого также является мозговой штурм. поэтому они так похожи. Разница в подходе и алгоритме действий (в синектике выделяют не 7 вопросов, а 4 типа аналогий). ТРИЗ - это набор методов, включающих в том числе методы других систем (дизайн-мышления, синектики, мозгового штурма и пр.). 
Так что отличается всем, а похожа на многие.

2
Ответить