Как дизайнеру переехать в США

Арт-директор Bang Bang Education и основатель студии Electric Red Свят Вишняков — о том, как он получил визу и переехал в Нью-Йорк.

Свят Вишняков Женя Филатова
Свят Вишняков Женя Филатова

Когда я решил попробовать переехать, то сразу стал думать про англоязычные страны, поскольку английский — единственный иностранный язык, которым я владею. Думаю, что переезжать туда, где еще и языка не знаешь, — даже не двойной, а тройной стресс, поэтому я думал про Лондон и Нью-Йорк, где много студий и музеев. Если бы я занимался UX, то рассматривал бы Сан-Франциско.

Мой выбор в итоге пал на Нью-Йорк. Почему? Небольшая часть друзей уже смогла переехать — было, у кого спросить. Еще я получил теплые письма от разных студий. Отвечали они неформально. В UK, например, держат дистанцию: "Мы тебе как-нибудь напишем, может быть”. Но в Нью-Йорке часто можешь получить такое письмо:

Мы не можем тебе ничего предложить сейчас, но мы поставили тебя в копию. Привет, Билл, привет, Аманда. Вот Свят.

Они стараются помочь. Меня это подкупило, и я принял решение.

Я не очень хотел ехать по рабочей визе, поскольку она приаттачена к определенному месту, и, если ты захочешь его сменить, тебе нужно будет делать все с нуля. Плюс существовал разрыв между тем, чем я хочу заниматься, и чем я бы мог заниматься в больших студиях. Дело в том, что оплатить визу могут только большие компании. Они подают заявку и получают квоты на прием сотрудников из-за рубежа. Для маленьких студий это сложная и ненужная задача.

Айдентика для Beat Weekend Свят Вишняков
Айдентика для Beat Weekend Свят Вишняков

А мои компетенции как раз лежали в области небольших проектов, мое портфолио было заточено под такие студии. Получалось, что студии заинтересованы, но не могут тебя взять, потому что они никогда не делали визу — им страшно, дорого, и вы проходите мимо друг друга. А большие наоборот — могут предложить сотрудничество, но тебе не очень интересно, потому что это огромные клиенты, ты чувствуешь себя винтиком в машине. Поэтому я принял решение делать визу О1. Она очень нескромно называется Extraordinary, но я расскажу, что не нужно быть “экстраординари”, чтобы ее получить.

Скорее нужно быть sneaky — хитрым и кропотливым. Оценивать твой талант не будут, до конца доживают те, кто более трудоспособен.

Чтобы получить визу, нужно найти юриста, который будет защищать всю информацию, которую ты предоставишь. Есть опытные юристы, у которых никогда не было отказов — они хорошо делают работу, дают точный бриф о том, какую информацию нужно собрать. Но и берут они не всех — нельзя прийти сказать “у меня ничего нету, но вы сделайте”. Нужно прийти уже с каким-то багажом, тогда вы начнете обсуждать слабые и сильные стороны. Я начал заниматься этим два года назад. На интервью нужно рассказать о том, кто ты, ответить на ключевые вопросы — они и должны лечь в твою success story.

Что должно быть в этом багаже? Проекты, портфолио, публикации, награды, участие в жюри и выступления. Но на самом деле только проекты являются обязательной программой, участие в жюри, например, — это бонус. Как в ситуации с обычной визой — ты приносишь все, что у тебя есть, хотя по сути нужны только паспорт, бронь гостиницы и авиабилеты.

Проекты

Важно не качество проектов, а охват и масштаб заказчика. Это необязательно должны быть американские бренды, могут быть и крупные российские — “Яндекс”, “Сбер” и т.п. Что-то, что можно загуглить, и у тебя выпадет много ссылок.

Классно, если вы обладаете уникальной экспертизой, которая позволяет участвовать во всех проектах студии.

Например, вы классно делаете моушн. Или, например, моя экспертиза — композиционные сборки. Уточнять макеты, композиционные правила. Я не единственный умею это делать, но часто мне предлагали сделать несколько макетов для одного или другого проекта. Я не могу положить их в основное портфолио, потому что часто эти макеты делал не я. Но уникальная экспертиза, за счет которой ты в каждом проекте можешь сделать какой-то кусок, позволяет быстрее собрать портфолио в рамках этой визы. Классный моушн, умение работать в 3D на высоком уровне — все еще редкий и сильный скилл, благодаря которому ты будешь включен в большое кол-во проектов

Плакаты для Bang Bang Education Свят Вишняков
Плакаты для Bang Bang Education Свят Вишняков

В целом, желательно, чтобы у вас было от 7 до 10 крупных проектов (нужно рассказать о заказчике, приложить картинки и ссылки) и еще 10 (в моем случае их было 20) поменьше. Важно не качество, важны миллионы — что много людей пользуются этим сервисом и есть много публикаций об этом проекте. Айдентика маленькой кафешки вряд ли подойдет, но если о ней написали 30 разных медиа, — этого достаточно. Причем неважно, что пишут. Мне кажется, есть два верных пути собрать портфолио для визы — работать в студии Артемия Лебедева (о проектах которой всегда много публикаций, неважно если они негативные ) или попасть на Sostav — самое популярное медиа про дизайн, поэтому его часто перепечатывают региональные медиа. В общем, если про проект писали много, — все, вы часть глобальной системы.

Публикации

Есть несколько типов публикаций, которые можно использовать для подачи на эту визу:

  • О заказчике. Это проверка, что он большой. В целом, такие публикации приложить не очень сложно, и от вас они никак не зависят.
  • О самом проекте. Больше проект — больше шансов, что о нем напишут. Если упомянут студию или вас — еще лучше. Вообще, это хорошее правило безотносительно того, собираетесь вы уезжать или нет — указывать на сайте или в статье команду, это элементарное уважение.
  • О вас более основательно. Коммуникация с тобой/интервью. Это не может быть ресурс вроде VC, где вы можете разместиться сами. Нужен редакционный материал. Охват неважен, — это может быть даже региональная газетенка.

Как сделать так, чтобы о вас захотели написать? Здесь, мне кажется, в какой-то момент находишь ритм. Одна статья не принесет узнаваемости, но десять — да. Это путь рефлексии и сбора знаний. Нужно понять, о чем ты вообще можешь рассказывать. Этим можно заниматься безотносительно переезда, просто начать писать статьи, решить, в какой области ты хочешь быть экспертом, и двигаться в этом направлении.

Награды

Я никогда не участвовал в конкурсах. Это взгляд дизайнеров на других дизайнеров. Кому-то нужно чужое одобрение, но, по-моему, если ты уверенно себя чувствуешь, тебе не нужно чужое мнение. В общем, наград у меня изначально не было, пришлось напрячься. Мне повезло — это был удачный год для ONY, я получил две или три награды как участник проектов, серебро ADCR.

Свят Вишняков

В целом, для визы это могут быть абсолютно любые награды — хоть сертификат отличия от Google. Необязательно что-то монументальное. Конечно, лучше иметь каннских львов, чем не иметь. Но у меня вот их нет и не планируется — и ничего.

Участие в жюри и выступления

Благодаря преподаванию меня зовут на лекции и в жюри. Нет какого-то универсального пути, как начать выступать. Мне повезло — меня звала школа Bang Bang Education, и это было прекрасно, хоть и поначалу очень страшно. Первое выступление — ужасный стресс. Раньше весь мой эфир был заполнен междометиями. Я улучшил речь, когда начал сам монтировать свои лекции, это очень полезно.

Выступления — часть моей профессии, но также скилл, который не бывает лишним. Если вам интересно себя попробовать, можно быть инициатором. Если придумать какую-то тему и формат и заранее написать организаторам, есть большая вероятность, что вас позовут. Или через нетворкинг — так больше доверия. Нужен собственный импульс, а дальше — как снежный ком: чем больше выступаешь, тем больше зовут.

Свят Вишняков
Свят Вишняков

Нетворкинг

Еще один очень важный этап, который нужно преодолеть — письма американским студиям, которые должны выразить готовность взять тебя на конкурентную зарплату. Таких бумажек должно быть три. Я получил сначала кучу реверансов, но по факту многие из тех, кто был готов тебя порекомендовать, откажутся. Единственный вариант — заранее развивать коммуникацию. Например, общаться с человеком в течение года — сразу написать о том, что планируете переехать, и регулярно фоллоапить. Это лучше сработает. Благодаря общению и зумам вы можете проявить свою адекватность, и у вас будет больше шансов.

Это не очень приятный процесс — приходится объяснять, что это необходимая вещь для визы, формальность. Когда тебе нужно продлевать визу или ты ее только получаешь, ты носишься по всем студиям. В идеале я бы приехал и со всеми познакомился тут, чтобы заручиться поддержкой, но мне удалось сделать это онлайн, и я надеюсь продолжить знакомства уже здесь.

Любая история успеха уникальна. Идти по тем же следам — утопия, которая может не сработать.

Нужно обрисовать какой-то вектор и делать так, как удобнее вам. Мне было удобнее получить эту визу. Кому-то еще будет удобнее получить рабочую визу. Она тоже очень много дает. Мне нужно искать заказчиков для своей студии. Рабочая виза дала бы стабильность, страховку и т.п. Важно исходить из собственных целей и желаний.

1515
13 комментариев

Переезжать в страну которая находится на грани гражданской войны, не самое лучшее решение. Но тем не менее удачи!

4

Оставаться в стране, которая намертво застряла в феодализме, возможно, еще хуже!

10

Вы не по адресу. Вам на кухню, чекушка уже на столе.

"Переехать" означает ПМЖ, а 3-4 года по O-1 называется приехать и уехать. Extraordinary - это не нескромное название, а в самое яблочко. Эта виза для артистов, музыкантов, цирковых акробатов, клоунов. Приехал с концертами, погастролировал по нескольким штатам и уехал.

2

по сути нужны только паспорт, бронь гостиницы и авиабилеты.При получении визы в сша они наоборот говорят: не покупайте билеты и не бронируйте отели, пока визу на дадим.

1
Автор

да. это просто условное сравнение с шенгенской туристической визой) 

2