Как проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить.Техники, которые я узнал на DL Boost

Последние 7 дней я спал по 4 часа и генерировал десятки дизайнерских концепций для крупных российских брендов. Так прошла моя онлайн-стажировка DL Boost 2.0 с Александром Ковальским из CreativePeople и Сергеем Красотиным из Humbleteam.

Стажировка — это 7-ми дневный интенсив, прокачка навыков UX исследователя. Нас учили в сжатые сроки придумывать нестандартные решения клиентских задач, отсеивать слабые идеи и выбирать наиболее эффективные.

Главный инсайт — можно потратить всего пару часов на то, чтобы провести экспресс исследование даже если ты обычный дизайнер и у тебя нет заказчиков, готовых платить за UX аналитику.

Практика на реальных задачах

Учились на задачах реальных клиентов CreativePeople — делали интерфейс детского банкомата для Райффайзенбанка, решали проблемы навигации и растерянности клиентов в новых офисах Альфа-Банка.

Для МТС мы проектировали интерфейс мобильного приложения, которое поможет разгрузить очереди на их новой концертной площадке, строящейся рядом со «Сколково». Очереди в туалет и за едой неизбежны, когда на площадке одновременно находятся тысячи человек.

На разбор работ пришел Никита Новоселов, арт-директор мобильных приложений МТС и рассказал какие функции в приложении уже реализованы, а какие запланированы на следующие итерации.

Концепт приложения с маркетплейсом еды и мерча для концертной площадки МТС. Продажа еды через приложение — это довольно простая идея первого уровня.
Концепт приложения с маркетплейсом еды и мерча для концертной площадки МТС. Продажа еды через приложение — это довольно простая идея первого уровня.

Техники для экспресс исследований

За 7 дней разобрали, повторили и применили много техник помогающих в короткие сроки придумывать сильные решения.

Таймлайн Ковальского. Визуализация пользовательского сценария в основе которого находится ключевое действие. Например, ключевое действие в Uber — поездка. До поездки пользователь откроет приложение, выберет машину. После поставит оценку. После такой декомпозиции становится видно, на каких этапах пользователю нужна помощь.

Альфа-Банк внедряет новые phygital офисы без талончиков и классических стоек обслуживания. Клиента банка распознает камера на входе, а затем консультант сам к нему подходит. Мы проектировали приложение, помогающее ориентироваться в новом офисе.
Альфа-Банк внедряет новые phygital офисы без талончиков и классических стоек обслуживания. Клиента банка распознает камера на входе, а затем консультант сам к нему подходит. Мы проектировали приложение, помогающее ориентироваться в новом офисе.

Jobs-To-Be-Done. Метод помогает сконцентрироваться на реальных потребностях клиента. Классический пример — человек покупает дрель, чтобы просверлить дырку, чтобы повесить картину. Ему нужна картина на стене, а не дрель.

Lean Canvas. Краткий бизнес план компании помещающийся в одну таблицу. Помогает держать перед глазами проблему, решения, ключевые показатели бизнеса и предлагать идеи не оторванные от реальности.

Интервью. Количественные или качественные исследования, помогающие увидеть проблемы пользователей, которые раньше не замечал.

Коридор ограничений. Технические ограничения устройства и когнитивные особенности пользователя. Например, интерфейс электронного билета в телефоне должен наследовать черты бумажного до тех пор, пока не изменится устоявшийся паттерн.

Конкуренция сред. Помнить, что задачу можно решить с помощью различных носителей. Покупать билеты удобнее с компьютера, а просматривать информацию о поездке — с экрана мобильного телефона или на бумажном билете.

Конкуренция гипотез. Наработка большого количества гипотез для того, чтобы потом их можно было сравнить и выявить наиболее интересную.

Матрица гипотез. Все наработанные гипотезы раскладываются по матрице «Дорогое — Дешевое внедрение», «Эффективное — Малоэффективное решение». Дорогие и малоэффективные сразу отсекаются.

Придумывали, как можно платить марками в приложении «Почты России». Кстати, вы знали, что если на почте попросить провести оплату марками, то отправления будут дешевле на 20%? Работает с письмами и бандеролями.
Придумывали, как можно платить марками в приложении «Почты России». Кстати, вы знали, что если на почте попросить провести оплату марками, то отправления будут дешевле на 20%? Работает с письмами и бандеролями.

Пирамида потребностей. Пирамида Маслоу адаптированная под дизайн. Идеальный интерфейс должен быть функциональным → надежным → удобным → приносить удовольствие → иметь ценность для пользователя. Именно в таком порядке.

HADI циклы. Способ внедрения гипотез в проектах. Гипотеза (hypotesis) → дизайн процесс (action) → сбор данных (data) → аналитика (insights).

Техник было больше, я выписал только те, которые относится непосредственно к дизайн-исследованиям.

Вывод

7 дней в диком темпе помогли повторить и отточить исследовательские навыки. Я научился быстрее думать и принимать решения. Перестал бояться и полюбил дизайн исследования. Укрепил навык презентации своих работ, потому что теперь знаю, что если у меня есть хотя бы 2 свободных часа, то я смогу найти нестандартное решение проблемы для своих клиентов.

2222
14 комментариев

Так как же все-таки проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить?

13
Ответить

Отвратительная рекламная статья. 

4
Ответить

Классно :)
Особенно нравится, что ты вынес главный инсайт для людей, у которых нет времени внимательно читать все. Лайк!)

1
Ответить

Спасибо! Надеюсь, что кому-нибудь это может пригодиться)

2
Ответить

Как проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить?

Создать стажировку, на которой куча юных падаванов будут вкалывать.

Потом еще писать о том, что им нагрузили в мозг статьи...

Аналитика, это не Insight, первое - это некий результат полученный из данных в виде метрик, а второе выводы, которые вы сделали на основе аналитики, метрик.

Lean Convas - это бизнес модель, а не бизнес план.

"человек покупает дрель, чтобы просверлить дырку, чтобы повесить картину. Ему нужна картина на стене, а не дрель."

"Хрена с два", есть люди, которые любят и покупают хороший инструмент, а пользуются им раз в сто лет. Тут может быть, как потребность в самоактуализации, так и потребность в познании, а не физическая потребность сделать дырку и тут вопрос в сегментации клиентов по их потребностям и работа с ними.

Интервью - это та еще ловушка, если бы Генри Форд интервьюировал фермеров, то вместо грузовика, он бы делал подковы и надежные уздечки с седлами...

Адаптированная пирамида Маслоу ( в своей статье у Маслоу не было никакой пирамиды), да и уровней было 7, а не 5 это так адаптировали. Не говоря уже о том, что сама модель потребностей весьма спорна и критикуется, тут еще и "адаптировали"
Дизайн интерфейса имеющий ценность для пользователя, и дизайн интерфейса который должен приносить удовольствие, удовольствие - это не ценность для пользователя?
Автор сам понимает, где разница?

1
Ответить

Спасибо за дополнения. 

Добавлю к заметке:

Lean Canvas — модель, включающая в себя те же пункты, что описываются в бизнес-плане, но сжато и очень коротко. Расходы, доходы, ца, метрики и пр.

По jtbd — все так, не вижу противоречий. У людей могут быть разные потребности. Кто-то хочет повесить картину дома, кому-то нужно каждый день на стройке сверлить сотни отверстий, кому-то, как вы сказали, нужно самоактуализироваться через продукт. В нашем случае главное — фокусироваться на том, чего стремится достичь пользователь. Это поможет, например, лучше понять контекст использования продукта или увидеть непрямых конкурентов.

Про интервью здесь уже написали хорошие комментарии, да и в принципе тема гигантская. Но вы правильно сказали, что не нужно спрашивать у людей, какой конкретно продукт им нужен. Но задавая вопросы можно выяснить их реальные потребности. А зачем самостоятельно интерпретировать результаты опросов. Если люди жалуются на подковы и уздечки, то можно предположить, что они нуждаются в телеге, которая едет сама, без лошади. Что первый изобретатель автомобиля и сделал.

По пирамиде потребностей нужно раскрыть подробнее, согласен. 4-ый уровень — когда продукт вызывает эмоциональный отклик у пользователя. Например, хочется скинуть другу и показать как классно он сделан. 5-ый, когда продукт ценен сам по себе. Он идеально выполняет все свои функции и уже переходит в разряд произведений искусства. 

1
Ответить

Удивительно (нет) почему никто не плюсанул ваш коммент

1
Ответить