Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

Все началось осенью 2024, когда мне рассказали про прикольный проект, где весь продукт работает внутри Telegramб-ота и WebApp-приложения в этом боте. Проект хотел привлекать трафик из «Яндекс.Директа», у них был классный лендинг со ссылками на бота. Но ребята не взялись, так как было непонятно, как оптимизировать рекламные кампании, потому что конверсии за пределами посадочной метрика не видит, а оптимизация на клик по кнопку при нынешнем количестве фрода по сути бесполезна.

Но меня заинтересовал кейс, потому что очень много экспертов качают свои тг-каналы через Яндекс.Директ и лендинг. Забегая вперед, скажу что им этот способ все равно не подойдет. Но есть же еще всякие автоворонки, и вот тут уже точно нужен чат-бот. Да и вебаппки набирают популярность.

И я начал искать решение.

WebApp это по сути сайт, засунутый в приложение внутри Телеграм. Соответственно туда тоже можно воткнуть счетчик Метрики.

А что если поставить один счетчик и на лендинг и в аппку? Я решил проверить, собрал на лендинг на тильде, сделал квиз (у Марквиз есть возможность прокинуть его в телеграм аппкой), закинул везде счетчики и понял свою ошибку – метрика считывает инициализацию аппки как новый визит. А значит и ClientID присваивается новый, не тот что на лендинге.

Второй моей мыслью стала теоретическая реализация через передачу офлайн-конверсий в Яндекс.Метрику.

Но на основе чего работают офлайн конверсии? На основе ClientID. А он остается на сайте, в боте его нет.

Снова я упираюсь в этот ClientID.

Начинаю гуглить информацию и нахожу несколько статей, где описывается передача utm_меток с сайта в чат-бот. Ага, если можно передать метки, то значит можно передать и ClientID.

И буквально в это же самое время Яндекс выкатывает свой Measurement Protocol.

Measurement Protocol Яндекс.Метрики

«Протокол передачи данных (Measurement Protocol) — это инструмент, который позволяет отправлять данные о пользователях или связанных с ними действиях с вашего сервера напрямую на серверы Метрики через HTTP-запросы» – читаю я в справке и понимаю, что это точно решение.

Рисую схему и иду с ней к брату, который по совместительству бэкенд разработчик.

Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

Взгляд разработчика оценивает проблему и вариант решения, штудирует справку яндекса и говорит что да, сработает, давай тестировать.

Для теста сделали:

  1. Сайт с двумя кнопками – одна кнопка ведет на чат-бот, вторая сразу на аппку
  2. Чат-бот – самый простой, по сути просто кнопка Старт
  3. Вебапп – тоже ничего сложного, никакой верстки, никакого сложного функционала, по сути только окно загрузки
  4. Счетчик Яндекс.Метрики с двумя настроенными целями – на старт бота, на инициализацию аппки
Страница с кнопками выглядела так))
Страница с кнопками выглядела так))

Для проверки создали utm_метки, чтобы сразу на будущее понять, правильно ли прицепятся конверсии к источнику.

Тест 1 – чат-бот

Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

Тест 2 – аппка

Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

Как видите, данные из телеграм мы вернули, источник определился корректно.

Теперь немного технических подробностей

Страничка, на ней две кнопки и их обработчики, при клике на кнопку вызывается метод яндекс.метрики для получения clientID, как только этот ID есть - формируется ссылка и открывается в новом окне. Как только в чат улетает /start, с этой же командой отправляется дополнительная инфа, оттуда зацепляется этот ClientID и вызывается Measurement Protocol, передающий данные в Яндекс.Метрику.

Как через «Яндекс.Директ» продвигать чат-бот или WebApp в Telegram и оптимизироваться на конверсии

С аппкой чуть сложнее, в нашем случае клиент от сервера отделен, т.е. сначала грузится клиентский код, отправляется на сервер запрос, из него вычленяется ClientID а затем уже вызывается Measurement Protocol.

На создание ботов, внедрение Measurement Protocol и тестирование ушло 1:36:45

Не только Measurement Protocol

Кроме передачи данных через Measurement Protocol, можно использовать и передачу данных через csv файл как офлайн конверсию. Но в этом случае данные будут приходить в Метрику с задержкой.

Зачем это все?

Те, кто работает с Яндекс.Директ точно знают, какое количество фрода, нецелевого трафика и спам заявок приходит из РСЯ. В случае, когда мы ведем трафик на сайт, который используется как прокладка для чат-бота Телеграм, обычно мы оптимизируемся на клики по кнопке. Выполнить такую цель для ботов не составляет проблем, в результате мы платим за некачественный трафик. Передача данных о конверсии с сервера позволяет передавать в Директ данные о полезных реальных конверсиях.

Кому это может быть полезно?

  1. Тем, кто использует или планирует использовать автоворонки в Telegram и продвигать их через Яндекс.Директ: возможность оптимизировать рекламные кампании на любой шаг воронки
  2. Тем, чей продукт основан на чат-боте или веб-приложении в Telegram: масштабирование за счет трафика из Яндекс.Директ с оптимизацией рекламных кампаний на конечный результат
  3. Тем, кто использует чат-ботов как способ авторизации в личном кабинете: возможность смотреть аналитику в Яндекс.Метрике

Было интересно? Тогда приглашаю подписаться на мой телеграм-канал) Там рассказываю про креативы, делюсь интересными наблюдениями и идеями из мира рекламы и интернет-маркетинга.

1
2 комментария