Обратная сторона ютуба. Хроники «неуспеха» корпоративного канала

Меня зовут Женя Колунов. Я – СЕО Great Steve. Чуть больше 2-х месяцев назад мы запустили свой ютуб-канал. За это время потратили полмиллиона рублей и заработали 400 подписчиков. В этом кейсе расскажу про создание нашего канала, поделюсь ошибками и осмелюсь дать советы.

Обратная сторона ютуба. Хроники «неуспеха» корпоративного канала

Мы занимаемся обменом, ремонтом и продажей б/у техники Apple. Мечтаем менять технику по всей России с привычным для нас сервисом. Пока наши офисы представлены только в трёх городах, но это не мешает осуществлять услугу трейд-ин без ограничений по географии. Самый главный ограничитель на пути к большим цифрам продаж – незнание нас как федерального бренда и отсутствие доверия к услуге. В этом контексте на ютуб мы делаем большую ставку.

Корпоративный ютуб-канал был для меня несбыточной фантазией из параллельной реальности, в одном ряду с мотоциклом, умением крутить сальто и собственной винодельней. Началась всё с осознания того, что бизнес-канал может иметь миллионную аудиторию и быть постоянно окупаемым каналом продаж. Спасибо, @Skyeng

Обратная сторона ютуба. Хроники «неуспеха» корпоративного канала

Наш первый опыт с ютубом состоялся 2 года назад с публикации рекламного ролика.

Ожидания были высокими, но результат разочаровал. За месяц мы получили чуть больше 1 000 просмотров и затаили на ютуб обиду непризнанного художника. Время от времени я смотрел, читал и слушал материалы по теме ютуба, но, как часто бывает со знаниями, полученными впрок, они быстро испарялись. Были большие сомнения по контенту, бюджету, продвижению и перспективам. Мечтам о ютуб-канале не суждено было сбыться, если бы не…пандемия И угроза штрафа В 5 МЛН. рублей ОТ самого APPLE INC.

Причина появления

Зажмурьтесь, ведь нам предстоит перенестись в май 2020 года. Место действия: Белгородский офис. Наши филиалы в Алмате и Туле уже месяц как закрыты па пандемию. А над Белгородским еще висит туман неопределенности. Я сижу и пытаюсь узнать на счет субсидий на сайте местного фонда по поддержке малого бизнеса. Ввожу свой ИНН и узнаю, что я, как субъект МСП, не зарегистрирован. Ок, думаю, понятно всё с вами. И тут на почту приходит письмо от компании AIS (юридических представителей Apple inc). Читаю обрывками: «Использование логотипа… фирменных изображений…нарушение интеллектуальных пра… штраф до 5 млн. рублей». аааааа!

В последующие дни я понял несколько вещей: такую претензию получили только мы, налицо заказной характер. Российский Apple молчит и связаться с ним не получится. Нарушения по факту есть и оштрафовать за них могут. Х… да ведь это отличный инфоповод!

Я составил список из пятидесяти отраслевых и бизнес медиа, написал в каждое из них персональные письма, а также написал крупнейшим ютуберам от Вилсакома до Дудя. Мой мозг был настолько воспалён от отчаяния, что я даже написал Николаю Соболеву. Не судите строго, я был в состоянии аффекта.

Ожидание масштабной и бесплатной PR компании разбилось об безразличность редакций. Несколько из них ответило в формате: «нарушение есть, чего вы хотите?», а остальные проигнорировали. И вот тут я вспомнил о ютубе, ведь если никто не хочет рассказывать о нас, то окей, мы справимся сами. Забегая вперед, скажу, что именно эта история легла в основу первого ролика, а также с нее начался блог на VC.

Оставалось определиться с целями

Бизнес-канал должен окупаться. На то он и бизнес. Для нас это такой же проект, как например, продажа б/у техники с гарантией. Сроки, задачи, бюджет, анализ результатов… Поэтому, в первую очередь, мы рассматривали ютуб как площадку для рекламы своих услуг и продуктов: от трейд-ина до франшизы.

Ну и на рекламные интеграции тоже рассчитывали. Да, никто не станет покупать у канала с 500 просмотрами рекламу, надеясь на взлет отдельного ролика, но при этом многие готовы дать промокод и сработать по CPA, значит легко можно было встроить и партнерские интеграции с поставщиками запчастей, софтом, мерча, банками, сервисами и т.д.

Что касается монетизации просмотров то рассчитывать на нее как источник дохода и вовсе не стоит. За 1000 просмотров российского зрителя ютуб заплатит примерно 1,3 доллара.

Стратегия продвижения

Решено было сделать ставку на органическое продвижение. На эту тему выпущено много статей, видеороликов и платных курсов. Попробую сэкономить ваше время. Ниже примерный перечень того, что нужно знать и делать по версии большинства из них:

- ютуб любит ролики больше 10 минут. Так как платформа может вставить 2 рекламы. Такой хронометраж выполнить не удалось. Идея растягивать одну простую мысль на 10 минут и подстраивать контент под длительность не откликнулась. Даже на ролики с длительностью в 6 минут мы получали комментарии в стиле «хорошо, но слишком долго».

- ютуб любит ролики с включенной монетизацией. Но такая опция доступна каналу от 1 000 подписчиков и невозможна с использованием авторской музыки без покупки лицензии.

- ютуб любит репосты в фейсбуке и твиттере. Но если с вашими репостами никто не будет взаимодействовать (смотреть, лайкать и переходить), то они бессмысленны.

- необходимо большое внимание уделять тегам, описанию, названию, обложкам видео и канала. Желательно, чтобы контент пересекался и повторялся. Для этих целей рекомендуют плагин vidIQ. Он позволяет подсматривать теги у конкурентов, оценивать seo-потенциал будущих тегов, следовать чек-листу.

- звук важнее картинки. Вам простят нечёткую и трясущуюся картинку, но плохой звук ни за что.

- контент должен выходить регулярно и желательно в первый месяц опубликовать 8 роликов

- платное продвижение через Google Adwords – ЗЛО. Падает глубина просмотра и ютуб перестает продвигать ваши ролики, так как с этой задачей вы справляетесь и без него. Есть и обратное мнение. Якобы такое продвижение помогает ролику набрать просмотры в первые часы после выхода, что очень важно для дальнейшей перспективы. Мы попробовали рекламу на двух видео и больше склоняемся к первому мнению, хотя бы потому что в первые сутки после выхода роликов у нас не получилось запустить рекламу из-за долгой модерации ютуба.

- общее время просмотра вашего контента важнее процента глубины просмотра отдельного видео. То есть, 30 минутный ролик, который смотрят 7 минут, побеждает 10 минутный ролик, который смотрят 5 минут.

обязательно отвечать на комментарии к видео. Мы придумали как отвечать даже хейтерам. Для этого мы завели "ведомость хейтеров и теперь присваиваем каждому из них порядковый номер.

Обратная сторона ютуба. Хроники «неуспеха» корпоративного канала

Несмотря на то, что большинство пунктов логичны все же нет никакой гарантии успеха при полном соответствии рекомендациям. Как мне кажется мы едва ли добились бы худшего результата делая все наобум. Конечно, многое зависит от контента.

Итак, Контент

Мы попали в категорию наука и техника. Это конкурентная, но в тоже время популярная ниша.

Первой проблемой, с которой мы столкнулись, был выбор ведущего канала. Сторонних ведущих я не рассматривал, а себя тем более. Я – интроверт, мой отец-интроверт, его отец и отец его отца тоже были интровертами, но это не точно. Но точно то, что до этого опыта съемки себя даже для сторис у меня не было. Однако, стимул выйти на ютуб был сильнее интровертности.

Прорабатывая потенциальные ролики, мы остановились на следующих форматах:

- «Говорящая голова». Собственно, это я. Говорю, но ничего не показываю. Мой контент больше про бизнес, сервис и базовые советы.

- «Говорящая голова 2». Инженер, который говорит и показывает. Тут мы стремились отойти от привычных ремонтных виде, в которых видны только руки мастера и показать инженера, что называется лицом

-«Бабушка Стива», тоже говорящая голова. В общем, это задумывалось как Вилсаком, только интересно:)

- Художественные ролики. Например, такой:

- Челленджи. Это развлекательный формат, в котором, например, инженеры пытаются выполнить работу в необычных условиях. Первый такой выпуск запланирован на 23 февраля.

Подготовка, процесс и бюджет

Локацией был выбран наш Белгородский офис. Пришлось сделать небольшой косметический ремонт. Мы покрасили стену, повесили полки, купили икеевский стол.

Оборудование. Большая часть техники у нас в аренде. Мы докупали только свет, микрофоны. Съемка ведется на три камеры, звук пишется с петлички.

На первый ролик у нас ушло 8 часов. 8 часов на 6 минут разговора и 2,5 Гб видео на жестком диске. Сейчас нам удалось сократить время до 1,5 часов.

Монтаж одного ролика занимает 1-2 дня. Для создания обложек и заставок привлекаем фрилансеров.

Сценарий пишет ведущий рубрики (за исключением бабушки). Так получилось, что для меня тренировочным полигоном стал VC. Практически всегда статья здесь является предварительным черновым сценарием для ютуб-канала.

В среднем одно видео обходится нам в 22 000 рублей.

Продвижение роликов

Без бюджета. Для бесплатного продвижения мы использовали любимый VC. Пять последних статей содержали ссылки на наш канал. Среди них статья с более чем 20 тыс. просмотров про то, как у нас украли айфон на авито. В дополнение к этому, некоторые ролики размещались на пикабу и dtf.

Я нахожусь во многих бизнес- и отраслевых чатах, и в каждом из них я анонсировал выход ютуб-канала, делал репосты видео и просил поддержки. С этим я немного переусердствовал и в какой-то момент цеплялся за любой повод.

Ну и каждый выпуск анонсировался в нашем инстаграме.

За деньги. Мы потратили 100 тыс. на рекламу в специализированных телеграм-каналах и пабликах ВК, а также на промо и интеграции и блогеров в инстаграм. Как итог, на нашем канале спустя 2 месяца – 400 подписчиков, часть из которых пришли с самого ютуба.

Главный вывод из всех этих действий:

«Аудитория с других источников не переходит на ютуб-канал».

Последняя надежда была на платную рекламу в ютуб-каналах с похожей ЦА. Мы сделали пробные закупки, но реклама выйдет только к концу января.

По началу мы набрались смелости предлагать коллаборации другим ютуберам. Но чаще всего диалоги были в стиле:
— У вас сколько подписчиков? — 200 000. А у вас? — 300

- Ну и итого 500 000?

- Нет, итого 200 300.

Никто не хочет отдавать свою аудиторию и тем более делать это бесплатно

Итак, прежде чем мы упакуем и выведем в продажу курс «как за 2 месяца с нуля набрать 400 подписчиков», дадим пару советов:

1. Готовьте контент с запасом.

На момент выход первого видео у нас уже было отснято 11 роликов, половина из которых была смонтирована. Это помогло нам пережить период разочарования от расхождения между завышенными ожиданиями и реальностью.

2. Упрощайте.

Мы сильно заморочились на старте. По нашей задумке каждое видео должно было начинаться с какого-то места и действия. Детали на заднем фоне должны были постоянно меняться. На деле это оказалось сильно сложным и незаметным для зрителя. А еще решено было использовать собственные вставки, но мы недооценили их сложность. На съемки вставок к первым двум роликам ушло 2 дня. Все это выбивало из намеченного графика и забирало лишнюю энергию.

3. Играйте в долгую.

Контента стало много, и он становится доступнее с каждым днем. Конкуренция за внимание пользователя зашкаливает. В мире, где есть Нетфликс и Антон Птушкин очень круто, что находится 400 человек, которые тебя смотрят. Это абсолютно нормальный результат.

С точки зрения окупаемости вложений, ютуб – среднесрочная история. Было бы круто, если бы он окупился за год, но и два года вполне себе норм. Это все к тому, что, если вы решили создать бизнес-канал, ждать быстрых результатов не стоит. Ну а нам свой хеппиенд еще предстоит заслужить.

6060
116 комментариев

Я конечно могу ошибаться но на 500к я могу снять себя на телефон, выложить в ютуб и раздать друзьям по 1000 чтобы они на меня подписались и выпили пива за мой счет. Итого еще 100к останется.

24
Ответить

Да, так тоже можно)

3
Ответить

А можно сначала выпить, как следует, по-русски!
Потом отдать свой телефон в руки надёжному и трезвому «другу» (настоящий друг конечно от такого откажется) - пусть он всё снимает и выкладывает в Ютуб.
А вы накатите сверху ещё, сколько сможете.
Как очнётесь - считайте подписчиков и просмотры.

3
Ответить

Зачем пассивные подписчики? Просмотров не будет или по 2 сек. за ролик. Смысл? Нужны реальные подписчики, которые ждут твоих видео и смотрят с интересом. С ув.

Ответить

Я не поняла, вы нарушаете интеллектуальные права, незаконно используете логотипы и фирменные изображения, за лицензионную музыку платить тоже щемитесь, у вас три офиса в самых незамысловатых городах, вас обманывают на авито и вас печалит, что вы неизвестны как «федеральный бренд»? Или это какой-то тончайший аутотролинг?

16
Ответить

«нарушаЛИ», «щемиЛИСЬ».Это история часть нашего « детства», а в детстве мы иногда «писаем в штаны»  не потому что это стратегия такая, а потому что не знаем, как правильно.
Наша неизвестность как федерального бренда вполне обоснованна на данный момент, а раз так то мы и не думаем печалиться . Это просто ограничитель, который нужно преодолевать.  

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить