Как устроены экомагазины

Рассказывают их представители.

Как устроены экомагазины

«Полезный магазин»

Шеф-редактор проектов «Собиратор» и «РазДельный Сбор»

Магазин открыли Валерия Коростелёва и Леонид Синицын, основатели некоммерческой негосударственной ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» и проекта по сбору вещей для переработки, повторного использования и помощи нуждающимся «Собиратор».

«Полезный магазин» — это подборка товаров, которые помогают сократить потребление одноразового пластика и перейти на осознанный образ жизни без потери комфорта.

Все наши позиции сделаны из прочных и качественных материалов. Это ключевой фактор при выборе ассортимента: экотовары просто обязаны служить как можно дольше, чтобы на планете было меньше мусора. Мы проверяем сертификацию, сперва тестируем каждый товар, а потом принимаем решение. Мы давно занимаемся этой темой, так что гринвошинг видим за версту.

Как устроены экомагазины

Мы выбираем ответственных производителей, которые сами заботятся об окружающей среде и социально незащищённых группах населения: поддерживают экологические и волонтёрские организации, работают над тем, чтобы производственные процессы становились более экологичными и экослед меньше.

А ещё наша гордость — товары собственного производства. Мы делаем ручки с фирменными надписями из зубных щёток, одноразовых контейнеров из-под линз, пластиковых стаканчиков. Ещё зажимы для пакетов из синих крышек от 19-литровых бутылок, лавочки из пакетов. Мы организовали производство, найдя партнёров — предприятий по переработке. Сложность в том, что мы экспериментируем, товары получаются не с первого раза: так как мы пионеры в этом деле, тратится много времени на подборку технологий.

Как устроены экомагазины

Когда запускался магазин, у нас уже была немаленькая аудитория, поэтому сложностей особо не было — это лояльная аудитория «Собиратора» и «РазДельного Сбора». Кроме этого, у наших руководителей уже был подобный опыт. Единственная трудность — не ошибиться с производителем товара, нам приходится быть аккуратными.

С момента запуска магазина спрос, конечно, растёт, потому что растёт осознанность населения. И аудитории проекта «Собиратор» и движения «РазДельный Сбор» тоже растут. В общем, интерес людей к более осознанному потреблению увеличивается каждый день. Мы делаем всё для этого.

Магазин себя окупает и приносит ещё прибыль «Собиратору» — покупая наши товары, люди ему донатят.

Особенно высоким спросом пользуются диспоузеры (измельчители под раковину), косметика без упаковки и продукты для уборки на розлив, экомешочки, многоразовые стаканчики для кофе.

Как устроены экомагазины

Urban Fauna Zero Waste Store

Наталья Шойхет

основательница Urban Fauna Zero Waste Store, создательница культурно-образовательного пространства «Букводом»

Мы специализируемся на импортных товарах для экологичного образа жизни — аксессуарах и девайсах, заменяющих одноразовые предметы быта. Изначально мы стали этим заниматься, потому что был интерес к данной тематике. Наш проект занимается экологическим образованием с 2012 года. Поэтому открытие подобного магазина было запланировано давно, еще когда не было здания, где мы сейчас находимся. Это просто был вопрос времени и вложений.

До сих пор не разочаровались в этой идее, потому что это красивый и этичный бизнес, который приносит удовольствие. И для меня это вопрос гармонии с собой. Я бы не смогла заниматься чем-то, что вызывает у меня внутренние противоречия и отторжение.

Динамика спроса, учитывая ситуацию в стране, очень даже неплохо держится на том же уровне. Особенным спросом сейчас почему-то пользуются товары для интимной жизни.

Магазин себя окупает и приносит мне стабильный доход. Мы регулярно пополняем запасы продукции, привозим новые бренды, не привлекая сторонние инвестиции, не проводя краудфандинг. У нас есть стабильная обеспеченная аудитория, для которой важно качество товара, надежные экологические сертификаты. Тем, что продается у нас в магазине, мы пользуемся и сами.

Да, к нам не приходят 30 человек за день, но приходят два-три, которые делают кассу. С многими клиентами мы поддерживаем дружеские отношения, знакомимся ближе, дружим в Instagram — они первые узнают о новинках, поступлениях, делают заказы с индивидуальной консультацией.

Когда запускали магазин, сложностей не было. Нашей единственной сложностью (и до сих пор) была локация, но тем не менее, и офлайн, и онлайн (мы доставляем по Москве и по России) приносит примерно одинаково. Из-за локации и количества места в пространстве у нас не пошла бакалея на развес, поэтому мы оставили эту привилегию конкурентам. Мы находимся не в центре города, здесь нет целевого трафика, сюда не поедут закупаться бакалеей — из-за веса.

Надо доехать до Сокольников, дойти пешком до центра парка, и хотя это всего лишь 7 минут от метро, почему-то некоторых пугает именно расстояние, хотя по парку идти намного приятнее, чем вдоль Садового кольца.

А основная аудитория парка — не подготовленная к теме, настроена больше на эмоциональные спонтанные покупки. Мы работаем и со своей нишевой аудиторией, и с людьми, которые совсем не знакомы с темой zero waste.

Переезжать или расширяться не планируем, нас устраивает «Букводом» как место силы, это уникальный городской проект, где можно отлично провести целый день, и здорово, что у гостей есть возможность не просто за покупками прийти, но и душевно провести время, поесть, отдохнуть, поработать, погулять в парке, на лекцию сходить.

Другая сложность — постоянно растущий курс евро и доллара. Мы специализируемся на уникальных товарах из Европы и США с экологическими сертификатами. Мы не берем в магазин ноунейм-товары, а поддерживаем устойчивые бренды, которые отвечают за качество, имеют высокую культуру производства.

Сотрудничаем, в основном, с Германией и США, но есть и другие страны. Регулярно отсматриваем ассортимент зарубежных zero waste магазинов, запрашиваем презентации, сертификаты.

У нас также есть и собственное производство — мы отшиваем текстильные аксессуары под брендом O!ZERO. Отбираем органические ткани у поставщика и шьем на фабрике шопперы, фруктовки, косметические многоразовые диски, чехлы, тюрбаны, игрушки, маски для сна.

По качеству это все не уступает европейским аналогам, нам важны и ровные швы, и износостойкость. В дальнейшем, возможно, товары этого бренда появятся и в других магазинах, мы очень ими гордимся, именно потому что получилось сделать их на уровне.

33
24 комментария

Статья в итоге не отвечает на заданный в ней же вопрос, почему товары в экомагазинах обычно стоят дороже, чем такие же в обычных магазинах. Или те, кого заботит окружающая среда готовы платить в 2-3 раза больше за тоже самое, просто потому, что это модный экомагазин, а не магнит или пятерочка?

7

Очень странное дело, но люди, повернутые на "эко" делают это зачастую не для того, чтобы действительно как-то помочь природе (вообще в целом это само по себе смешно, от того, что условный Вася перестанет использовать пластиковые стаканчики, экология не улучшится. Такие вещи надо вводить не со стороны потребителей). Это своего рода субкультура, типа готов или эмо, но про экологию. То есть тусовка, способ выделиться и так далее. И да, эти люди готовы за это платить.

3

Вы путаете что-то. В zero waste магазинах без упаковки можно купить на развес гораздо дешевле продукты. Есть также продукты с органической сертификацией - они будут дороже. Ну а по части аксессуаров - вы не найдете в Пятерочке "того же самого".

2

Для наивных буратин из страны чудес есть всё такое органическое и экологическое, меньше потребляющее энергии, берегущее природу. И прайс в 2-3 раза выше, потому на на хайпе и трендах поднимают много денег

5

Не понимаю, почему надо выставлять их лохами. Если бабки есть, чего не тратить? Ну вы в Ашане закупаетесь, кто-то в Азбуке эко маргарин берет. Вам больно с этого?

2

вы не понимаете, ценник в 2-3 раза больше как раз нацелен на меньшее потребление - просадил бабки и не потребляешь)

Zero Waste похожи больше на буддистов, веганов и аскетов. Меньше покупай, покупай только нужное, меньше растрачивай, живи смеренно. Не всем пойдет такое.
И по поводу цены, видел я как в одном магазине который позиционируется как ЭКО продавалось тоже самое молоко что и в супермаркете только на 30% дороже. "это другое вы не понимаете".

4