Краткий юридический путеводитель для подкастеров

Интеллектуальная собственность, заимствование идей, налоги и необходимые договоры – юристы Buzko Legal разбирают самые распространенные вопросы про подкасты.

Всем привет! Мы сами любим слушать подкасты и знакомы лично с несколькими ведущими. В помощь творческим коллективам мы решили собрать в одном месте все юридические вопросы, связанные с записью подкастов, и дать на них краткие ответы. Наверняка, мы что-то упустили. Поэтому, если остались вопросы, пишите в комментариях ниже или мне в директ.

Подробнее про особенности рекламы в соцсетях читайте в этой заметке, а здесь вы можете скачать шаблон соглашения между организатором подкаста и гостем (так называемый «релиз для подкаста»).

Чем является подкаст с точки зрения закона?

Разумеется, в законодательстве определение подкаста само по себе нигде не закреплено, вследствие чего могут возникнуть вопросы относительно того, применяются ли к подкастам общие правила об интеллектуальной собственности. Если кратко – да, применяются.

Подкаст, как и любое другое произведение, является объектом авторского права, на который распространяется соответствующий правовой режим по смыслу ст. 1263 Гражданского кодекса РФ («ГК РФ»).

Зачастую подкасты содержат в себе не только аудиозапись разговора ведущего и гостя, но и музыку, фотографии и видеоклипы, что позволяет их отнести к числу аудиовизуальных произведений. Кроме того, в пользу квалификации подкастов как аудиовизуального произведения играет и тот факт, что для ознакомления с содержанием подкаста необходимы специальные технические средства – компьютер, планшет или телефон с доступом в интернет.

Подкасты как подвид аудиовизуальных произведений подлежат такой же защите, как и любые другие объекты авторского права. Более подробно особенности регулирования подкастов рассмотрим далее.

Кому принадлежат права на ваш подкаст?

По смыслу ст. 1274 ГК РФ права на подкаст принадлежат его автору. Принадлежность подкастов к объектам авторского права означает, что в момент создания подкаста автор приобретает все авторские права на произведение, к которым относятся:

  • Исключительное право на произведение;
  • Право авторства;
  • Право автора на имя;
  • Право на неприкосновенность произведения;
  • Право на обнародование произведения.

Однако стоит отметить, что система авторства в отношении аудиовизуальных произведений предусматривает трехступенчатую систему авторства: авторские права принадлежат режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору. Применительно к подкастам, зачастую все указанные роли принадлежат одному человеку, а значит и автором будет признаваться один человек. В случае, когда создание подкаста связано с работой сразу нескольких человек, например, один создал сценарий, а второй написал музыку для заставки и отбивок, которая в дальнейшем была включена в подкаст, права на такой подкаст будут принадлежать обоим. Нужно при этом иметь в виду, что технические специалисты – звукорежиссеры, операторы и т. д. – не признаются авторами произведения.

Композитор при этом не всегда приобретает право авторства на подкаст. В случае, когда музыка была написана по заказу организатора подкаста по договору авторского заказа, предусмотренному ст. 1288 ГК РФ, и такой договор содержал условие об отчуждении исключительного права на произведение, композитор право авторства на подкаст не приобретет. Более подробно о необходимости заключения договоров авторского заказа мы поговорим далее.

Также стоит обратить внимание на то, кто организовывает запись подкаста. Например, если подкаст записывается с помощью какой-то платформы, такая платформа может быть признана продюсером подкаста. Такое право закреплено за платформами законодательно в ст. 1240 ГК РФ. В таком случае платформа может потребовать заключения лицензионного договора с авторами подкаста. По такому лицензионному договору платформа получает право использования подкаста, например, для его публикации и распространения.

Однако стоит иметь в виду, что не все платформы требуют получения права использования материалов, созданных в результате записи подкаста. Так, например, Яндекс.Музыка позволяет авторам публиковать подкасты без передачи платформе права использования таких подкастов.

Еще один интересный вопрос – если подкаст представляет собой интервью с интересным гостем, стоит ли считать ведущего и гостя соавторами подкаста?

Согласно господствующему подходу судебной практики интервью может быть признано объектом авторского права лишь в том случае, если оно не носит сугубо информационный характер и не сводится целиком к описанию общеизвестных фактов и событий. Для установления авторских прав в отношении интервью как составной части подкаста необходимо наличие творчества автора. Таковым может выступать мнение автора, его авторская оценка какого-то факта или события, обработанная его творческим воображением.

Стоит также отметить, что и ведущий подкаста не всегда может быть признан автором интервью. Закрепление за ним авторского права возможно только в том случае, когда ведущий вносит в интервью свой творческий вклад, который может состоять в подборе, последовательности и формулировке вопросов, который формируют индивидуальность и обособленность этого конкретного интервью среди множества других.

В случае, если интервью является произведением, для создания которого потребовалось осуществление творческой деятельности, такое интервью может быть признано объектом авторского права. Это, в свою очередь, означает, что если такая творческая деятельность осуществлялась не только ведущим, но и гостем, то последний также может приобрести авторские права на подкаст. Единственный способ избежать этого – заранее утвердить с гостем соглашение, согласно которому все исключительные права на материалы, созданные в процессе записи подкаста, как и на сам подкаст, принадлежат организатору.

А может кто-то без моего ведома экранизировать мой подкаст?

Как объект интеллектуальной собственности подкаст обладает таким же уровнем защиты, как и любое другое произведение. Это означает, что никто не имеет права использовать ваш подкаст без получения соответствующего разрешения.

Переработка или экранизация является способом использования произведения (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в результате чего появляется производное произведение по смыслу ст. 1260 ГК РФ.

При этом исключительные права на такую экранизацию возникнут у ее создателя только в том случае, если им будет получено надлежащее разрешение на экранизацию со стороны оригинального правообладателя. В противном случае, такая экранизация не будет подлежать защите с точки зрения авторского права.

Однако стоит иметь в виду, что указанное выше правило распространяется только на экранизацию с непосредственным использованием содержания вашего подкаста. В случае, если кто-то позаимствовал у вас идею, выраженную вами в подкасте, такая экранизация не будет нарушать ваших авторских прав, поскольку заимствование идей и концепций выпадает из сферы регулирования норм об авторском праве (ч. 5 ст. 1259 ГК РФ).

А можно я проиграю у себя в подкасте ма-а-аленький кусочек чужой песни?

Все зависит от того, с какой целью этот кусочек будет использован. Например, если вы хотите использовать отрывок из чужой песни в качестве заставки, фоновой мелодии или отбивки подкаста, такое использование недопустимо, если у вас нет соответствующего разрешения от правообладателя.

Тем не менее, из общего правила есть несколько исключений:

  • Музыка была создана композитором специально по вашему заказу;
  • Музыка была куплена или взята из стоков бесплатно на условиях, выставленных авторами;
  • Музыка была заимствована со специализированных Creative Commons платформ;
  • Отрывок музыкального произведения использован в иллюстративных целях (например, если речь в подкасте идет о конкретном произведении);
  • Часть музыкального произведения использована в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора (ст. 1274 ГК РФ).

Следовательно, перед тем, как вставлять в свой подкаст пусть даже и небольшой отрывок из чужой песни, необходимо убедиться что:

  • У вас есть право использовать этот музыкальный фрагмент, полученное от правообладателя; либо
  • Цель и продолжительность музыкального фрагмента позволяют воспринимать его как иллюстрацию, или же объем использования оправдан информационной целью такого использования.

Какой документ нужно подписать с гостем подкаста?

Часто в подкасты приглашают различных экспертов и просто интересных людей в качестве гостей. Однако нередко возникает ситуация, при которой гость хочет внести свои корректировки в финальную версию записи, вырезать неудобные куски и т. д. Либо же может произойти обратная ситуация, когда, например, после интервью с гостем организатор подкаста вырезает фрагменты из интервью, в результате чего меняется весь окрас и смысл разговора.

Во избежание таких ситуаций организаторам подкастов необходимо заключить письменное соглашение, в котором будут определены следующие условия:

  • Кому принадлежат права на контент, произведенный во время записи;
  • Какие корректировки может вносить организатор или гость;
  • Каким образом и в каких целях может распространяться материал, полученный по результатам записи подкаста; и
  • Какие данные о госте могут быть разглашены организатором.

В Америке такие соглашения заключаются в 99% случаев записи подкастов, в то время как в России все договоренности заключаются устно. Но стоит понимать, что устные договоренности крайне сложно подтвердить в случае возникновения спорной ситуации. Во избежание таких спорных ситуаций мы разработали двуязычный шаблон соглашения между организатором и гостем подкаста, который вы можете бесплатно скачать у нас на сайте.

Какие договоры заключать с моими подрядчиками?

Процесс записи и распространения подкастов связан с трудом не только ведущих, но и ряда технических специалистов, а также специалистов по SMM, продвижению и рекламе. Следовательно, необходимо заключать соглашения со всеми партнерами и подрядчиками, вне зависимости от того, как долго вы с ними сотрудничаете. Заключение таких соглашений в дальнейшем поможет избежать разногласий, связанных с правами и обязанностями каждой из сторон договора.

Для упрощения взаимоотношений со специалистами по SMM, рекламе и продвижению, с каждым из них необходимо заключать договор об оказании услуг. Такой договор должен содержать:

  • Наименование клиента и подрядчика;
  • Вид услуги;
  • Порядок и условия оказания услуги;
  • Права и обязанности подрядчика;
  • Права и обязанности клиента;
  • Ответственность сторон за нарушение договора.

Отдельное внимание стоит обратить на договоры, заключаемые с лицами, непосредственно вовлеченными в создание контента для вашего подкаста. Так, например, если обложку вашего подкаста рисует нанятый вами фрилансер, а музыку под ваш подкаст пишет композитор, с ними необходимо заключить договор авторского заказа. На наш взгляд, чтобы минимизировать риски возникновения споров относительно исключительных прав на контент подкаста, при заключении договора авторского заказа необходимо настаивать на отчуждении исключительных прав на произведение в пользу заказчика в момент уплаты вознаграждения автору.

Все эти документы вы можете скачать в составе пакета для запуска бизнеса.

Можно ли самозанятому вести подкаст и зарабатывать на рекламе?

Да, можно. В подкастах часто рекламируются товары или услуги, которые могут быть интересны целевой аудитории. Самое главное – осознать, что средства, вырученные с помощью размещения в подкасте рекламы, представляют собой доход, который облагается налогами. Такие доходы в обязательном порядке должны быть отражены в вашей налоговой декларации.

Для оформления отношений между организаторами подкастов и рекламодателями рекомендуется заключать специальный договор на размещение рекламы.

С точки зрения законодательства в случае размещения рекламы организатор подкаста будет являться рекламораспространителем (и, возможно, рекламопроизводителем), а заказчик – рекламодателем. Законодательство предусматривает ответственность как для тех, так и для других. Риски, вытекающие из такой ответственности, как раз стоит урегулировать на договорном уровне.

В таком соглашении должны быть прописаны:

  • Требования к рекламной интеграции;
  • Размер и порядок оплаты (например, условия о предоплате и постоплате);
  • Права и обязанности как рекламодателя, так и рекламораспространителя;
  • Ответственность сторон в случае нарушения договора.

В ближайшее время мы планируем выпустить ряд публикаций, связанных с особенностями ведения бизнеса в сфере инфопродуктов, так что stay tuned! Если вы относитесь к счастливой категории людей, которые могут работать удаленно, как ведущие подкастов, то вам может быть интересен наш налоговый путеводитель для цифровых кочевников.

Нужен ли в подкасте дисклеймер?

Для начала стоит обозначить, что дисклеймер может пониматься в трех смыслах:

  • Как оговорка относительно юридически значимых сведений, содержащихся в вашем подкасте;
  • Как отказ от ответственности за последствия, наступившие вследствие каких-либо ваших действий;
  • Как способ защиты авторских прав.

Что касается первого значения дисклеймера, в определенных случаях подкаст может быть признан средством массовой информации, в частности, если:

  • Подкаст опубликован с возможностью доступа к нему неограниченного круга лиц;
  • Подкасты входят с установленнои периодичностью, но не реже раза в год;
  • Подкаст имеет постоянное название.

В таком случае на подкасты будут распространяться все требования Закона РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года («Закон о СМИ»).

Закон о СМИ запрещает распространение в средствах массовой информации сведений:

  • Об общественных и религиозных объединениях, а также иных организаций, связанных с осуществлением экстремистской или террористической деятельности;
  • О способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ;
  • О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы;
  • Содержащих предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, этилового спирта, и спиртосодержащей непищевой продукции.

Следовательно, если ваш подкаст освещает какие-то проблемы, связанные, например, с употреблением наркотических веществ, чтобы избавить себя от повышенного внимания правоохранительных органов следует указывать, что подкаст не призывает к употреблению психотропных и наркотических веществ, а также указать, что распространение таких веществ запрещено на территории Российской Федерации.

Относительно второго значения дисклеймера ситуация несколько иная – законом в России не предусмотрена необходимость включения дисклеймеров в подкасты, поскольку сами дисклеймеры не предусматривают возможности снятия ответственности за неправомерные действия. Однако дисклеймер – это хороший способ застраховать себя от юридических рисков, особенно, если ваш подкаст завязан на инвестициях, юридических или медицинских аспектах.

Посредством включения дисклеймера о том, что сказанное вами в рамках вашего подкаста не является консультацией или советом, вы можете обезопасить себя от претензий ваших слушателей, связанных с применением сведений из подкаста на практике. Но при этом стоит помнить, что дисклеймер не спасет вас от ответственности за совершение противоправных действий. (При этом нам не известно ни одного подкастера по медицинской теме, кто был бы привлечен за незаконное занятие народной медициной, а это карается ст. 6.2 КоАП РФ.

И третий способ применения дисклеймера в подкасте – указание на то, что все авторские права на подкаст и его содержимое защищены, а полное или частичное его использование, распространение, изменение или распространение без согласия автора запрещены. В таком случае вы можете ограничить возможность свободного использования вашего произведения третьими лицами в коммерческих целях путем превращения дисклеймера в открытую лицензию (ст. 1286.1 ГК РФ). И тогда к такому договору можно присоединиться – то есть получить лицензию на использование произведения – только при выполнении требования о получении письменного разрешения.

Какие главные юридические риски?

Основных юридических рисков два: нарушение исключительных прав третьих лиц и нарушение законодательства о рекламе.

Главный способ избежать рисков нарушения исключительных прав третьих лиц – использовать в своем подкасте только оригинальный контент, который был создан вами лично, либо создан для вас третьим лицом на основании договора авторского заказа.

Для того чтобы избежать нарушений исключительных прав третьих лиц при использовании фрагментов чужих произведений, вам следует получить разрешение от правообладателей, либо приобрести право использования (лицензию) у правообладателя. В случае, если между вами и подрядчиком был заключен договор авторского заказа, не предусматривающий отчуждения исключительного права на произведение в вашу пользу, убедитесь, что такой договор предоставляет вам лицензию на использование произведения в целях, не противоречащих законодательству.

Что касается рекламы, основной риск связан с возможностью привлечения организаторов подкаста к ответственности за незаконную рекламу, что сулит контентмейкерам внушительным штрафом в размере до 500 тысяч рублей. Подробный анализ рисков, связанных с рекламой вы можете узнать в нашей статье, посвященной особенностям российского законодательства о рекламе.

Если говорить максимально коротко, то в случае, если вы планируете интегрировать в подкаст рекламу различных товаров или услуг, вам необходимо:

  • Внимательно выбирать те товары или услуги, которые вы собираетесь рекламировать и проверять их на наличие ограничений или запретов на рекламирование;
  • Обращать особое внимание на правила информационных площадок, на которых вы планируете публиковать ваш подкаст;
  • Тщательно подбирать формулировки при высказывании мнения о каком-либо товаре или услуге, поскольку обзор такого товара или услуги может быть признан рекламой, вне зависимости от его эмоционального окраса;
  • Вносить сведения о доходах, полученных с рекламных интеграций, в налоговую декларацию.

Какой налоговый режим лучше всего выбрать ведущему подкаста?

  • Для начинающих – в качестве самозанятого;
  • Для середнячков – в качестве индивидуального предпринимателя (ИП);
  • Для крупняка – в форме общества с ограниченной ответственности (ООО).

Об этом можно писать много и подробно, но в целом логика такая. Подробнее вы можете почитать об этом в нашем путеводителе про налоги и ответственность блогеров. А если вы относитесь к счастливой категории людей, которые могут работать удаленно, как ведущие подкастов, то вам может быть интересен наш налоговый путеводитель для цифровых кочевников.

В ближайшее время мы планируем выпустить ряд публикаций, связанных с особенностями ведения бизнеса в сфере инфопродуктов, так что stay tuned!

* * *

Заметка подготовлена юристами Buzko Legal, которые консультируют предпринимателей по российскому и американскому праву.

1414
7 комментариев

Спасибо, полезная инфа. Будет что-то подобное про организацию работы лейбла подкастов с юридической точки зрения? Разные специалисты говорят совершенно разные вещи

2

В ближайшее время разберем эту проблему по полочкам, потому что действительно возникает очень много сложностей, связанных с работой лейблов и платформ для подкастинга, которые потом приводят к возникновению сложностей у подкастеров с размещением материалов. Спасибо за идею!

2

Годно, забрал ссылку в канал "Первый подкастовый", спасибо 

2

Антон, спасибо!

1

Интересно, а автору не кажется странным категоричное отнесение подкастов к аудиовизуальным произведениям? Ведь сама по себе стыковка разговора с музыкой недостаточна для квалификации объекта в качестве аудиоВИЗУАЛЬНОГО произведения, даже исходя банально из самого понятия. Выглядит немного натянуто. Если оценить ведущие подкасты сегодня, то существуют они чаще в виде аудиозаписей все-таки (ВК, Яндекс.Музыка, например). Здесь, скорее, возможно говорить о сложном объекте как о родовом понятии, которое включает в себя в том числе аудиовизуальные произведения и подкасты, и об использовании произведений в составе сложных объектов. Ну и категоричное распространение множественности лиц на стороне правообладателя на подкасты выглядит не менее необычно - как минимум нужно делать оговорку, что подобное распределение прав характерно для больших продакшенов с большими бюджетами, а не для подкастов с интервьюером и интервьюируемым. Очень много подкастов, где вопросы возникают в принципе к охраноспособности результата интеллектуальной деятельности, не говоря уже о квалификации его в качестве сложного объекта.

Тезис "Так, например, Яндекс.Музыка позволяет авторам публиковать подкасты без передачи платформе права использования таких подкастов" выглядит также достаточно спорно. Вы хотите сказать, что сама по себе публикация на сайте подкаста (обнародование, доведение до всеобщего сведения) по смыслу ГК использованием не является и между правообладателем подкаста и площадкой никаких правоотношений не возникает? А если такие действия являются использованием, то получается, что они никак не регулируются? 

Ок, открываем Условия использования сервиса Яндекс.Музыка (https://yandex.ru/legal/music_termsofuse/?lang=ru), видим п. 2.5:
"Размещая на Сервисе Пользовательские материалы, Пользователь автоматически безвозмездно, безусловно и безотзывно предоставляет Яндексу и ООО «ЯНДЕКС» (ОГРН — 1027700229193) неисключительное право на использование Пользовательских материалов на территории всего мира на срок размещения Пользовательских материалов на Сервисе, в том числе но не ограничиваясь, на воспроизведение, копирование, подбор, систематизацию, преобразование, изменение, редактирование, перевод, опубликование, доведение до всеобщего сведения, распространение Пользовательских материалов (частично или полностью) любыми законными способами".

Вроде как всё передается, использование имеет место, естественно. Более того, Яндекс даже имеет право на расширенное сублицензирование, если дальше почитать. Интересно, какими документами Вы руководствуетесь, когда создаете статьи.

2

А почему подкаст приравнивается к СМИ? СМИ-это по сути зарегистрированный в установленном порядке способ распространения информации. В законе о СМИ перечислены все способы, которые вы можете зарегистрировать, и подкаст как и обычный сайт можно зарегистрировать как сетевое издание, НО если вы не зарегистрировали подкаст в качестве СМИ, вы не можете нести ответственность как зарегистрированное СМИ.
В отношении сайтов РКН прямо указал: не зарегистрирован как СМИ- СМИ не является и ответственность как СМИ не несёт, то же правило по аналогии относится и подкастам.