Как открыть студию дизайна/уйти на фриланс и не остаться без штанов? Финансовая модель для самых маленьких — наглядное пособие.
Дисклеймер: Я не финансист и у меня не стоит задачи показать вам меганаполненную суперфинансовую модель, а только помочь избежать ошибок, которые часто совершают новички, да и я сам когда-то совершал. И если это спасет хотя бы одного единственного дизайнера, я буду счастлив.
*Цифры взяты с потолка и для каждого отдельного случая будут отличаться, нам важно понять логику работы инструмента.
Эта статья о финансах для самых маленьких. Или как не поймать кассовый разрыв в самом начале своего пути и не бросить идею о своем деле навсегда, потому что кассовый разрыв для малого бизнеса так же больно, как пятой точки (первый у меня был, про второй мне друг рассказывал).
Для наглядности, пойдем по порядку и рассмотрим кейс на примере вымышленной студии. Спасительную экселечку я вам так или иначе предоставлю, настроите под себя и будет вам счастье!
Итак, начнем. Предположим, вы - молодой специалист с горящими глазами и только что закончили ВУЗ или на худой конец курсы по дизайну интерьера и со своим верным товарищем решили открыть студию дизайна! Придумали модное название что-то вроде “5 points design”, зарегистрировали ИП на упрощенке 6%, уже завели странички в соцсетях, заказали сайт у бракоделов с Профи.ру, как-то посчитали что ваши услуги стоят 2500 р/м2, 40 000 р. отложили на рекламу (конкретные инструменты сейчас значения не имеют) и 100 000 р. на все про все, подключили кассу/CRM/ЭДО и прочие минимально необходимые сервисы. Решили что первое время будете делать все самостоятельно и вам хватило ума не снимать под это дело офис. С точки зрения финансов ваш новоиспеченный бизнес будет выглядеть примерно так:
О_О откуда взялись 160 000 р. ежемесячных расходов? Вам с кентом/подругой так или иначе нужно будет что-то кушать, а рассчитывать, что к вам в первый месяц придут с десяток клиентов, без хорошего портфолио, проверенных рекламных инструментов и бюджетов на ту самую рекламу не стоит, поэтому средства на существование лучше закладывайте в постоянные расходы (ваши зарплаты).
Окей, реклама запущена, получаем первые звонки, но клиенты в дизайне не всегда быстрые, многих спугнет цена, кого-то портфолио, ваша неопытность и т.д. В итоге, Первый договор вы заключили в конце месяца, и вам условно повезло, проект 150 м2, вдвоем вполне реально качественно исполнить за 1,5-2 месяца. Что мы имеем?
Наши финансы теперь будут выглядеть так:
Упс, мы заработали минус 300к! И это с учетом того, что непредвиденных расходов с нами не случилось. Что же делать? Вариант поднятия стоимости м2 не рассматриваем, так как считаем, что мы только вышли на рынок и у нас дороже просто не будут покупать.
- Голодать. Съезжаемся с кентом/подругой в однушку за 3 копейки, едим гречу, и платим себе ЗП, строго по силам.
При таком раскладе наши дела будут выглядеть таким образом:
Не мёд конечно, но уже гораздо лучше! Кушать вы будете все еще мало, зато не придется продавать почку или брать кредит по околомикрокредитной ставке в 25-30% (актуально на начало 2025 года). Да и отложенные 100к стали тыквой (119 466 если быть точным).
Вывод №1: Если вы все же решились уходить во фриланс или открыть студию без подушки (ТАК НИНАДА), будьте готовы затянуть пояса на первый год/полтора, ну, вы с большой долей вероятности Россияне, так что с этим справитесь.
Поехали дальше, наша “5 points design” успешно отработала проект, вы подрядили несколько поставщиков и начали получать проценты! Но проценты, с проекта за который вы взялись еще в мае, получите только в августе, да к тому же, чертова красивая раковина не встала из-за того что промахнулись с размерами и ее пришлось купить. Кроме того, пока тушили пожары первого проекта, было не до поиска новых заказчиков и вот уже крадется сентябрь, а в нашей кассе дыра размеров в 100к :(
Вроде и пояса все еще не растянули и проценты получили, а кассового разрыва избежать так и не удалось. Но 100 не 300, так что займете у друзей, не страшно.
Что-то я все в негатив, на дворе уже осень, вы закалены в бою с первым проектом, заказчик в восторге, порекомендовал вас своему другу богачу и вы взялись за огромный проект, 500 м2! Учли ошибки прошлого, отложили денег, и заблаговременно позаботились о загруженности на будущее. И в сентябре ушли в плюс на целые пол миллиона!
Дальше, будет проще, проект за проектом, наберетесь опыта, наймете людей, станете богатыми и знаменитыми (это не точно).
Вывод №2: Обязательно считайте ваши деньги и делайте это правильно. Это критично важно на первых этапах любого проекта, даже если вы работаете в одиночку, понимание ваших доходов и расходов очень сильно облегчит вам жизнь, сохранит нервы и поможет вырасти в большую и сильную студию.
Табличка из примера, со всеми формулами в первом комментарии этого поста в нашем ТГ канале:
Качайте, адаптируйте под себя, пользуйтесь.
Это самый простой и доступный способ учета финансов на первых этапах, позже расскажу о сервисах в которых можно легко и непринужденно вести учет, автоматизировать процессы и так далее.
Если было полезно и/или интересно подписывайся на мой канал тут и канал нашей студии в ТГ, чтобы не пропустить новые полезные статьи для начинающих предпринимателей и дизайнеров.
PS. Пишите в комменты темы о которых интересно было бы почитать про управление студией дизайна, с радостью расскажу из первых рук.