Регистрация товарного знака от А до Я

Если вы сомневаетесь в необходимости регистрации товарного знака или знака обслуживания и хотите знать больше о процедуре, то данная статья — для вас. Вы узнаете:

  • как защитить бренд от копирования;
  • как получить возмещение ущерба от конкурента;
  • почему торговые сети сотрудничают только при наличии свидетельства на товарный знак.

Данная статья расскажет вам о нюансах регистрации товарного знака и раскроет ее пользу в первую очередь для бизнеса.

Регистрация товарного знака от А до Я

Зачем регистрировать товарный знак?

По результатам регистрации товарного знака или знака обслуживания владелец получает на него исключительные права, охраняемые государством. Свидетельство из Роспатента автоматически означает, что третьи лица не смогут использовать знак в своих интересах.

Правовая охрана знака дает правообладателю особое положение, с которым приходится считаться. Доступным становится множество инструментов, с помощью которых владелец может повлиять на нарушителей в досудебном и судебном порядке, от претензии о неправомерном использовании знака до компенсаций.

Зарегистрированный товарный знак относится к списку нематериальных активов, увеличивающих стоимость предприятия в целом. Это положительно влияет на репутацию и рентабельность бизнеса. Более того, регистрация благотворно сказывается на формировании бренда. Появляется возможность выхода в торговые сети и открывается путь сотрудничества с рекламными агентствами.

Важно: В РФ действует лишь правовая охрана товарных знаков. Ни понятие «бренд», в которое, как правило, включаются все элементы, используемые для продвижения товаров и/или услуг, ни термин «торговая марка», фигурирующий в зарубежной правовой системе, не имеют юридического значения в России. В то же время, все элементы бренда (логотип, слоганы и другие составляющие), как и торговую марку, можно зарегистрировать в качестве товарного знака.

На практике также часто встречается выражение «запатентовать товарный знак», но это не совсем корректно. Запатентовать можно промышленные образцы, изобретения и модели, но товарный знак можно лишь зарегистрировать по заявке.

Однако, поскольку в России сложилось понимание данных терминов как максимально близких по значению, мы в своей статье также будем использовать их как синонимы.

Можно ли использовать товарный знак при отсутствии регистрации?

По законодательству, государственная регистрация товарных знаков, знаков обслуживания — исключительно добровольное действие, которое подразумевает право владельца, но не обязательство. При этом стоит помнить, что название продукта без регистрации — это коммерческое обозначение.

Последствия применения обозначения без регистрации

Незащищенное обозначение открывает множество путей для злоупотреблений со стороны конкурентов. Примечательно, что это могут быть как недобросовестные, так и полностью законные действия. Защиты у фактического владельца знака не будет в обоих случаях.

Отсутствие регистрации вредит не товарному знаку, а самому бизнесу. Риски отсутствия регистрации:

  • копирование обозначения конкурентами;
  • изготовление контрафактной продукции нарушителями и вывод ее на рынок;
  • намеренная регистрация обозначения в Роспатенте на третьи лица раньше фактического владельца, после чего они смогут заявить о нарушении их исключительных прав.

Все это приводит убыткам и утрате доверия потребителей.

Процедура самостоятельной регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака в России включает несколько этапов. Мы подготовили ответы на наиболее популярные вопросы, которые возникают у желающих зарегистрировать товарный знак.

Кто отвечает за регистрацию товарного знака в РФ

Заявителю необходимо регистрировать знак через Роспатент. Головной офис органа расположен в Москве, есть также представительства в Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Регистрация товарного знака: стоимость процедуры

Ключевая статья расходов при самостоятельной регистрации товарного знака — это пошлины. На размер пошлин сильно влияет количество выбранных классов по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Роспатент на официальном сайте приводит данные по государственным сборам:

Регистрация заявки на товарный знак: 3500 рублей + 1000 за один класс по МКТУ

Экспертиза обозначения по существу: 11 500 рублей + 2500 за один класс МКТУ

Регистрация знака: 16 000 рублей + 1000 за один класс МКТУ

Выдача оригинала свидетельства: 2000 рублей

Стоимость одинакова как для российских фирм, так и для иностранных компаний, ведущих бизнес в России. Чтобы сэкономить время и минимизировать риски ошибок, можно обратиться к патентным поверенным — квалифицированным специалистам с опытом работы в Роспатенте. К документам, составляемым поверенными, у регистрирующего органа не возникает лишних вопросов.

Порядок регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака от А до Я

Общий порядок оформления свидетельства включает следующие стадии:

  • Подготовка и подача заявки на регистрацию товарного знака в ФИПС.
  • Формальная экспертиза заявки ведомством.
  • Экспертиза по существу.
  • Вынесение решения о выдаче свидетельства на товарный знак.
  • Внесение записи в госреестр.
  • Направление правообладателю свидетельства на товарный знак.

Все указанные стадии являются обязательными. Со стороны заявителя есть также два необязательных этапа — это проверка охраноспособности знака до непосредственной подачи заявки и доработка знака в случае, если выявлены препятствия к регистрации.

Важно: предварительная проверка, несмотря на свою добровольность, является стандартом для каждого заявителя, который заинтересован в беспроблемной регистрации. Без проверки вы идете как без знаний на экзамен, рискуя переплатить пошлины и оставить свой бизнес без защиты лишний год.

Существует три способа проверки товарного знака в России:

  • самостоятельно в интернете;
  • в ФИПС;
  • в патентном бюро.

Самостоятельная проверка товарного знака через интернет — поиск в открытых источниках схожих уже зарегистрированных обозначений. В сети есть также множество сервисов, которые предлагают быструю проверку уникальности. Легкость такого способа компенсируется его крайней ненадежностью — самостоятельная проверка часто не приносит результатов, и Роспатент отказывает в регистрации.

Еще один способ проверить, свободен ли товарный знак — обратиться в ФИПС. Подразделение оказывает услугу по поиску обозначений по заявленным классам МКТУ без указания степени схожести. Услуга далеко не бесплатная: за поиск по 45 классам МКТУ придется отдать 47 200 рублей.

Эффективная альтернатива двум предыдущим способам — обратиться в патентное бюро и получить квалифицированную помощь от профессионалов. Специалисты реализуют более подробную проверку через базы данных Роспатента.

Главное о классах МКТУ

МКТУ — Международная классификация товаров и услуг. Данный классификатор действует и на территории России. Количество выбранных классов напрямую влияет на стоимость и продолжительность регистрации прав на товарный знак. Определиться с ними при регистрации необходимо в первую очередь.

Всего предусмотрено 45 классов. Примеры:

  • химические продукты (Класс 1);
  • фармацевтические препараты (Класс 5);
  • одежда (Класс 25);
  • финансовые услуги (Класс 36);
  • косметические услуги (Класс 44).

Существует принципиальное отличие между классами регистрации товарных знаков. Так, бытовая электрическая техника будет относиться к 7-у классу, в то время как неэлектрическая бытовая техника входит в 21-й класс.

Важно: чтобы правильно определить нужные классы МКТУ, имеет смысл заручиться поддержкой патентных поверенных.

Виды экспертиз

Гражданское законодательство России устанавливает два вида проверки обозначения: формальную и экспертизу по существу. Формальная экспертиза регламентируется ст. 1498 ГК РФ. В рамках этой экспертизы проверяется полнота предоставленных документов и правильность их заполнения. В первую очередь эксперт обращает внимание на соблюдение норм ст. 1492 ГК РФ. Заявка должна включать:

  • заявку на регистрацию;
  • изображение регистрируемого обозначения;
  • описание торговой марки;
  • список товаров по МКТУ, на которые будет распространяться охранный режим товарного знака.

Общая продолжительность экспертизы — 1 месяц.

В рамках непосредственной экспертизы обозначения проводится детальная проверка знака на соответствие требованиям статей 1477 и 1483 ГК РФ. Эксперт проверяет отсутствие следующих факторов:

  • всеобщего употребления товарного знака. Пример: знак «Картофель» для пищевых продуктов зарегистрировать не получится, так как данное слово употребляется повсеместно и не может служить средством индивидуализации товара или услуги;
  • схожести с уже зарегистрированными знаками. Пример: «DIXIE» не подлежит регистрации, если уже есть зарегистрированный знак «DIXI» в том же классе МКТУ;
  • противоречия общественным интересам и нормам морали. Пример из практики: знак «КУЗЬКИНА МАТЬ» не был зарегистрирован из-за его вульгарного смысла;
  • использования изображений государственных флагов и гербов. Нельзя регистрировать существующие государственные символы;
  • общепринятости. Пример: изображение чаши со змеей является общепринятым в медицине. Зарегистрировать его как товарный знак не получится.

Регистрирующий орган организует тщательный поиск схожих обозначений. Сходство определяется по нескольким параметрам:

  • графическому представлению;
  • значению;
  • звучанию.

Важно: эксперт определяет степень смешения (сходства) не только с зарегистрированными товарными знаками, но и с поданными на регистрацию заявками. Если сходство не обнаружено, то знак считается охраноспособным. Это означает окончание проверки: ФИПС уведомляет правообладателя о завершении экспертизы.

Какие сроки установлены для регистрации?

Общий срок регистрации товарного знака — 18,5 месяцев. На практике вся процедура занимает не больше 12 месяцев, если документация оформлена правильно и нет проблем с экспертизой. Если заявитель прибегает к помощи патентного поверенного, то можно быстрее провести предварительную проверку и заранее выявить возможные препятствия к регистрации, что ускорит процедуру.

Есть ли возможность ускоренной регистрации?

Роспатентом введена возможность ускоренного оформления свидетельства — в течение 2 месяцев после подачи заявки. Время экспертизы по существу при этом снижается до 10 дней. Однако у скорости есть и обратная сторона — стоимость.

Цена экспертизы привязана к виду товарных знаков. Стоимость работы с одним словесным или изобразительным обозначением в таком случае составит от 94 400 рублей (для комбинированных обозначений цена в 2 раза выше), что в несколько раз превышает ее стоимость при регистрации товарного знака в общем порядке.

Кто оформляет свидетельство о регистрации товарного знака?

Свидетельство выдается подразделением Роспатента — ФИПС. Срок выдачи — 1 месяц с момента завершения процедуры регистрации.

Отказ Роспатента: как решить проблему

Роспатент откажет в регистрации, если:

  • найдено сходство с уже зарегистрированным знаком;
  • имеются ошибки в документах;
  • найдены абсолютные препятствия к регистрации, о которых говорится в ст. 1483 ГК РФ;
  • поданы не все документы.

Факт отказа можно оспорить в порядке, предусмотренном ст. 1500 ГК РФ. Оспаривание потребует составления возражения — письменного документа, который содержит доказательства неправомерных действий со стороны регистрирующего органа. Возражение подается в Палату по патентным спорам – вышестоящую инстанцию в области интеллектуальной собственности. К возражению необходимо также приложить копии материалов заявки.

Как преодолеть предварительный отказ Роспатента?

Регистрация товарного знака от А до Я

Судебное оспаривание — крайний метод. На практике, если Роспатент выявил препятствия для регистрации знака в ходе формальной экспертизы или экспертизы по существу, то заявителю направляется уведомление (предварительный отказ). Регистрирующий орган дает 6 месяцев на подачу мотивированного ответа по предварительному отказу. Мотивированный ответ должен содержать доказательства, которые свидетельствуют в пользу отсутствия оснований для отказа в регистрации.

Пример из практики: предварительный отказ от Роспатента получило обозначение, которое содержит словесное выражение «Siberiahome». Ведомство отказало в регистрации по причине того, что наименование продукции никак не связано с географическим расположением организации и товаров (компания находилась в Ставропольском крае), что вводит потребителей в заблуждение. Заявитель в мотивированном ответе сослался на фантазийность словесного выражения «Siberiahome», которое обозначает не Сибирь как географическую местность, а богатство. Аргумент был принят Роспатентом, и знак получилось зарегистрировать.

Оформление свидетельства через Госуслуги

Регистрация товарного знака от А до Я

Альтернатива классическому обращению в ФИПС — это использование Единого портала государственных услуг. Для регистрации товарного знака через Госуслуги потребуется, помимо обычной регистрации на портале, зарегистрировать там юридическое лицо и получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) на имя его директора.

Стоит помнить, что Госуслуги — ресурс, который не уполномочен сам по себе регистрировать товарные знаки. Этот сервис — лишь посредник между заявителем и ФИПС, а это означает, что регистрацией в любом случае будет заниматься Роспатент.

Основное преимущество обращения через государственный портал — это возможность просмотра статуса дела, т.е. отслеживания хода и результатов регистрации. Госуслуги уведомят заявителя как о начале процедуры, так и о ее окончании. Дополнительный плюс оформления через портал — это упрощенное обжалование. Оспорить результаты можно в этом же сервисе.

Как продлить срок действия товарного знака?

Срок действия товарного знака составляет 10 лет (согласно норме ст. 1491 ГК РФ). Для продления охранного статуса необходимо подать заявление в последний год действия регистрации товарного знака. Российский закон допускает возможность неограниченного продления регистрации. При этом охранный режим каждый раз продлевается на 10 лет.

Важно: если правообладатель пропустил срок для подачи заявления, то предусмотрена возможность продления с помощью ходатайства. Регистрирующий орган по просьбе заявителя может предоставить дополнительные 6 месяцев на подачу заявки о продлении, но только при оплате дополнительной пошлины в размере 850 рублей.

О регистрации обозначения для ИП

Общий порядок процедуры регистрации знака для ИП не отличается от аналогичного порядка для организаций. Для оформления свидетельства индивидуальному предпринимателю нужно:

  • Провести предварительную проверку обозначения на охраноспособность.
  • Подготовить документы.
  • Подать заявку и сопутствующие документы в ФИПС.
  • Направить ответы на уведомления и запросы ФИПС, если потребуется.
  • Получить свидетельство.

Обязательно стоит учесть следующие требования:

  • указать свое место жительства в заявке;
  • предоставить качественное изображение обозначения;
  • подробно описать цветовую палитру знака;
  • тщательно подойти к выбору классов МКТУ;
  • приложить к заявке квитанцию об оплате государственной пошлины.

Срок оформления не отличается от продолжительности процедуры для организаций.

Международная регистрация: нюансы и виды

Общее правило: правовая охрана товарного знака, установленная в России, действует только на территории РФ. Между тем, регистрацию можно получить и на международном уровне.

В целом, порядок прохождения процедуры схож во всех странах:

  • Подача заявления.
  • Экспертиза.
  • Оформление свидетельства.

Некоторая специфика присутствует в США. В Штатах от правообладателя требуют доказательств выпуска товаров или услуг на рынок. Таким образом, государство подразумевает, что зарегистрировать товарный знак можно только на используемую продукцию.

Мадридская система: порядок регистрации

В целях унификации охранного статуса товарных знаков более 120 государств, включая Россию, подписали Мадридское соглашение, которое установило одноименную систему. Процедура регистрации товарного знака по Мадридской системе выглядит следующим образом:

  • Организация или ИП подает заявку в Роспатент (если речь о регистрации именно для российской компании).
  • На основе первоначального заявления подается международная заявка на мадридскую регистрацию.
  • Регистрирующий орган перенаправляет полученный документ во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).
  • Международный регистратор передает заявление в национальные патентные органы стран, которые выбрал заявитель.
  • Каждое государство в лице регистрирующих органов проверяет товарный знак и оформляет охранный режим.
  • Правообладатель получает свидетельства о регистрации товарного знака во всех выбранных странах, подписавших Мадридское соглашение.

Важно: правообладатель получает именно множество свидетельств, а не один документ, так как единого стандарта в Мадридской системе не предусмотрено.

Регистрация товарного знака по Мадридской системе позволяет избежать оплаты услуг поверенных в каждой стране, так как не нужно подавать заявки отдельно в каждое национальное ведомство. В то же время, стоимость подачи заявки по Мадридской системе выше примерно на 600 евро.

Национальные ведомства: особенности процедуры

Альтернатива Мадридской системе — зарегистрировать товарный знак через зарубежных патентных поверенных.

Пошлины и стоимость зависят от тарифов, которые установлены в конкретном государстве. Этот вариант логичнее выбирать в случае, если требуется получить охранное свидетельство только в одной-двух странах. Однако стоит учитывать два нюанса: обязательное требование о представительстве резидента и большой размер пошлин.

Евросоюз: регистрация знака в европейском регионе

Евросоюз унифицировал практику по оформлению исключительных прав на товарный знак. 28 стран-участниц пришли к единому стандарту: если правообладатель решается зарегистрировать свой товарный знак в одном ведомстве, то охранный статус будет действовать на территории всех стран-участниц.

Такой подход имеет один нюанс: ЕС в своих правовых нормах учитывает особенности каждого государства. Если по какому-либо признаку товарный знак нельзя зарегистрировать, к примеру, в Испании, то невозможно будет пройти и общую регистрацию по правилам Евросоюза.

Если правообладатель планирует начать поставку своих товаров или предоставление услуг на территории нескольких государств, то имеет смысл пройти универсальную процедуру. Это существенно снизит расходы и временные затраты на посещение каждого ведомства по отдельности.

Можно ли зарегистрировать товарный знак на гражданина?

В соответствии со ст. 1478 ГК РФ, правообладателем может являться либо организация (ООО, АО и другие формы), либо ИП. Гражданин как физическое лицо не может пройти регистрацию товарного знака. Тем не менее, ФИПС не всегда просит предоставить свидетельство о регистрации статуса ИП вместе с заявкой.

Это означает, что заявитель фактически может начать процедуру как физическое лицо. Но завершить ее можно будет только в качестве индивидуального предпринимателя: после подачи заявки ведомство обязательно потребует подтверждения статуса.

Внимание: в соответствии с дорожной картой изменения законодательства в области интеллектуальной собственности, принятой Правительством в начале августа 2020 года, в 2021 году появится возможность регистрировать ТЗ на физические лица.

Главное о коллективных товарных знаках

Несколько юрлиц или индивидуальных предпринимателей могут заявить о регистрации коллективного товарного знака в рамках ст. 1510 ГК РФ. В отличие от обыкновенного обозначения, коллективное предоставляет права для всех членов ассоциации, группы и других форм объединений. Стоит учитывать, что владельцем при этом будет не каждый член по отдельности, а вся организация в целом.

Плюсы регистрации коллективного знака:

  • снижение расходов на маркетинг (можно продвигать один знак совместными усилиями);
  • экономия денег на регистрацию товарного знака для каждого члена объединения (подается одна заявка — затраты на экспертизы делятся между всеми участниками);
  • подтверждение одинакового качества у всех товаров и услуг, которые выпускаются под одной торговой маркой.

Коллективный знак позволяет выпускать продукцию и обслуживать потребителей под общим обозначением. Единый стандарт повышает узнаваемость среди покупателей и укрепляет репутацию всего объединения на рынке. В качестве примера может служить сеть общественного питания «Чайхона №1», в которую входят 52 юридических лица. При этом посетители заведений могут быть уверены, что в любом из ресторанов они встретят общее привычное меню и единый восточный стиль оформления.

Регистрация коллективного обозначения обходится дороже, чем обыкновенная процедура. За непосредственное оформление регистрирующий орган взимает 20 тысяч рублей и дополнительно 1 тысячу рублей за каждый класс МКТУ.

Исключительные права на знак объединение получает, как и в случае с индивидуальным товарным знаком – на 10 лет.

Важно: закон не запрещает каждому члену ассоциации регистрировать свой собственный знак, отличный от коллективного. В такой ситуации будут действовать сразу два охранных режима.

Общеизвестный товарный знак

Если товарный знак известен широкому кругу потребителей, то заявитель может признать его в качестве общеизвестного товарного знака (ст.1508 ГК РФ). Общеизвестный товарный знак — это супербренд, который дает огромные привилегии для владельцев.

При оформлении общеизвестного товарного знака можно получить защиту во всех классах МКТУ, причем — навсегда. На данный момент в России существует более 200 таких супербрендов.

Символы зарегистрированного товарного знака ® и ™

Зарегистрированный знак можно обозначать специальной символикой. В России официально используется только символ ®. За рубежом также действует аббревиатура «ТМ». Данная символика называется предупредительной маркировкой. Правила размещения и сама возможность нанесения маркировки регулируется ст. 1485 ГК РФ.

В России использование маркировки без регистрации товарного знака является незаконным. Установлено уголовное наказание по ст. 180 УК РФ: нарушителя можно привлечь к выплате штрафа в размере 120 тысяч рублей.

Символика позволяет выделить товары и услуги среди конкурентов, что благотворно сказывается на популярности и узнаваемости бренда у российских потребителей.

В целом, процедура регистрации товарного знака имеет множество особенностей, которые при исключительно самостоятельной работе, без привлечения специалистов, учесть сложно. Чтобы облегчить оформление, обращайтесь к профессионалам: патентные поверенные сведут риск ошибок к нулю.

Подведем итоги

  • Регистрация товарного знака — добровольная, но крайне полезная процедура для защиты бизнеса.
  • Существует несколько способов проверки товарного знака на уникальность, но самым эффективным является обращение к компетентным патентным поверенным.
  • Роспатент — учреждение, отвечающее за регистрацию товарных знаков в России.
  • Существует несколько способов международной регистрации товарного знака. Наиболее популярным признается регистрация по Мадридской системе.
  • При регистрации товарного знака важно правильно определить классы МКТУ и грамотно составить заявку.
  • На данный момент регистрировать товарный знак могут только юридические лица и ИП, но планируется также установить такую возможность и для граждан.

Материал подготовлен экспертами патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Регистрация товарного знака от А до Я
1111
8 комментариев

Достаточно подробная статья, но сказать, что от А до Я - неверно, как минимум некоторых букв нет).

МКТУ - кроме расшифровки не особо понятно что это даёт в реальности и как используется.

Супербренд - тоже непонятно что за товарные знаки такие.

Было бы хорошо, если бы эти понятия тоже были развёрнуты в статье. Но за статью спасибо!

1
Ответить

Искать по базам ФИПС можно самостоятельно, хотя там есть свои нюансы https://lawclick.ru/articles/How-to-use-FIPS-Database

1
Ответить

Почему вы пишете, что нельзя зарегистрировать без ИП на частных лиц? У меня друг без проблем зарегистрировал.

Ответить

Согласно статье 1492 ГК РФ: "Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем).  "http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ba40f188a9dca425520a1e3a935f95845df06ca8/
Но есть нюансы. У вашего друга гражданство России? 

Ответить