Конкуренты уже внедряют GEO: зачем и как оптимизировать сайт под ИИ. SEO умирает или нет?
Провели оптимизацию сайта, теперь можно выдохнуть и просто получать прибыль? Увы, нет. ИИ уже уверенно занимает первое место в поисковой выдаче. А пользователи постепенно привыкают к его обзорам и теряют мотивацию переходить на сайты и «гадать» по ссылкам из топ-10. Рассказываем, почему пора учитывать оптимизацию под ИИ и заниматься SEO + GEO + AEO + AIO.
Всем привет! Мы — команда Timeweb Cloud. Если кто-то ещё не в курсе, Timeweb Cloud — это облачная инфраструктура для разработки и бизнеса любого уровня. Развивайте приложения, веб-сервисы, онлайн-магазины, игры и вообще всё что угодно.
В 2024 году Google представил функцию AI Overviews и с тех пор привычный поиск уже не будет прежним. Согласно исследованию SemRush, в январе 2025 года обзор от ИИ появлялся в 6,49% поисковых запросов. А спустя три месяца — уже в 13,14%.
И это количество продолжает расти.
Как работает AI Overviews
Искусственный интеллект активно влияет на информационные запросы и, соответственно, на информационный трафик. В 88,1% случаев обзор от ИИ появляется именно в таких.
Коммерческие запросы, например, связанные с обзорами конкретных брендов, ИИ пока уважает меньше.
У AI Overviews даже наметилась тройка любимых тем. Чаще всего обзоры видны в запросах по:
- медицине и здравоохранению;
- безопасности;
- технологиям.
Менее всего избалованы вниманием искусственного интеллекта сферы электронной коммерции, недвижимости и развлечений.
Как выглядит среднестатистический обзор от искусственного интеллекта? Исследование результатов AI Overview показало вот что:
- 40% обзоров включали маркированные или нумерованные списки, в 34% от общего числа списков ИИ использовал вместо буллитов изображения. Например, взятые с сайтов логотипы.
- 24% ИИ-обзоров были сформулированы одним абзацем текста. Схемы или другие изображения прилагались к нему лишь в 1,3% случаев от общего числа. Зато многие из них имели отдельную ссылку, не совпадающую с источником для генерации текста.
- В одном обзоре отображалось от 1 до 20 ссылок на источники. В среднем это 7 ссылок.
- Одним из самых популярных ресурсов, на которые ссылался AI Overview стал YouTube. Ссылки на видео с платформы присутствовали в 2,29% запросов.
Не Google единым: кто ещё влияет на поиск с ИИ
Пользователи ищут информацию и с помощью других ИИ-инструментов. Например, Perplexity AI насчитывает в среднем 15 миллионов пользователей в месяц. 67% пользователей заходят на платформу напрямую, предпочитая её традиционным поисковым системам.
ChatGPT ежедневно обрабатывает свыше миллиарда запросов, из которых поисковые пока составляют 37,5 миллионов. Аудитория в основном не использует ChatGPT как привычный поисковик, взаимодействуя с ним принципиально иначе.
Зачем вообще оптимизировать сайт под ИИ?
Только 33% доменов, на которые ссылается AI Overview, входят в топ-10 органического поиска по этим же запросам. Это значит, что в 2/3 случаев искусственный интеллект считает релевантными совсем другие сайты.
При этом что в Обзоре от ИИ в Google, что в «Поиске с Алисой» в Яндексе ответы от ИИ идут выше стандартной выдачи. Пользователь может относиться к ним по-разному, но он их в любом случае видит.
Стандартная поисковая выдача vs ИИ-поиск: в чём разница
Привычная выдача поисковой системы:
- Строится на основе релевантности проиндексированных данных запросу пользователя.
- Выглядит как список ссылок, которые соответствуют запросу, с учётом факторов ранжирования, авторитетности сайта и пользовательского опыта.
- Строится в первую очередь на основе стандартных веб-страниц.
Ответ ИИ-сервиса:
- Создаётся на основе сочетания информации из баз данных, на которых обучена модель, и ограниченного поиска в сети в реальном времени.
- Является ответом на конкретный вопрос пользователя, сгенерированным ИИ на основе обобщённой информации на разных сайтах.
- Базируется на разнообразных форматах, включая форумы, блоги экспертов, видео и так далее.
Получается, что искусственный интеллект ищет на сайтах другие форматы и подачу информации. Чтобы он посчитал сайт релевантным вопросу пользователя, нужна отдельная оптимизация под ИИ.
Как оптимизировать сайт под ИИ: конкретные шаги
- Сделать контент максимально полезным для людей. ИИ ценит инструкции, обзоры, списки, ответы на распространённые вопросы по теме и другие информативные варианты.
- Структурировать текст. Алгоритмы ИИ любят информативные заголовки и подзаголовки, короткие логичные абзацы, и прочие приятные обычному читателю «плюшки» и структуру.
- Оформить страницы графически. Даже если ИИ не зайдёт ваш текст, он может добавить в свой обзор схему и дать ссылку на страницу.
- Выполнить всё необходимое для обычной оптимизации. ИИ-алгоритмы также используют robots.txt, карту сайта и вот это всё.
- Обеспечить высокую скорость загрузки на любых устройствах. Если ваш сайт пока не летает, а ползает, просто напоминаем, что размещение на сервере Timeweb Cloud точно решит эту проблему.
Пара лайфхаков от Head of SEO Евы Писаревской
Ева поделилась рекомендациями, которые помогут вашему контенту попадать в ИИ-ответы и привлечь внимание аудитории:
- Структурируйте информацию: уделяйте внимание семантическим блокам, полноте и логической структуре ответов
- Цитируемость — это очень важно: пишите понятно и информативно, чтобы ИИ чаще использовал ваши материалы и показывал их пользователям
- Имидж: публикуйте экспертные статьи на авторитетных ресурсах, добивайтесь упоминаний в рейтингах и участвуйте в тематических подборках
- Работайте над качеством: чем выше ценность контента для людей, тем чаще LLM будет цитировать ваши материалы в ответах
- Ваша цель — генеративные ответы в выдаче: выполняйте рекомендации, и оптимизируйте материалы так, чтобы они попадали в ИИ-ответы — бинго, вы в дамках!
Вывод
В целом, с ИИ сложно не согласиться. GEO пока полностью не вытеснила привычное SEO, но уже откусывает существенные куски этого рынка. Рано или поздно задуматься о новом способе продвижения сайтов, вероятно, придётся всем веб-мастерам и оптимизаторам.
А вы уже ИИ-оптимизируете свой сайт? Делитесь в комментариях!
Присмотритесь к нашим сервисам, решениям и инструментам.
Размещайте и запускайте свои проекты в облаке — будущее уже здесь!
Кстати, у нас в Timeweb Cloud совсем скоро появятся свои ИИ-агенты 😎 Подробно можно узнать в панели управления по ссылке (регистрация в пару кликов):