Конкуренты уже внедряют GEO: зачем и как оптимизировать сайт под ИИ. SEO умирает или нет?

Провели оптимизацию сайта, теперь можно выдохнуть и просто получать прибыль? Увы, нет. ИИ уже уверенно занимает первое место в поисковой выдаче. А пользователи постепенно привыкают к его обзорам и теряют мотивацию переходить на сайты и «гадать» по ссылкам из топ-10. Рассказываем, почему пора учитывать оптимизацию под ИИ и заниматься SEO + GEO + AEO + AIO.

Выбирая современную стратегию 😎
Выбирая современную стратегию 😎

Всем привет! Мы — команда Timeweb Cloud. Если кто-то ещё не в курсе, Timeweb Cloud — это облачная инфраструктура для разработки и бизнеса любого уровня. Развивайте приложения, веб-сервисы, онлайн-магазины, игры и вообще всё что угодно.

В 2024 году Google представил функцию AI Overviews и с тех пор привычный поиск уже не будет прежним. Согласно исследованию SemRush, в январе 2025 года обзор от ИИ появлялся в 6,49% поисковых запросов. А спустя три месяца — уже в 13,14%.
И это количество продолжает расти.

ИИ спутал SEO все графики | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fmonitor-screengrab-shr_Xn8S8QU&postId=1885087" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
ИИ спутал SEO все графики | Источник

Как работает AI Overviews

Искусственный интеллект активно влияет на информационные запросы и, соответственно, на информационный трафик. В 88,1% случаев обзор от ИИ появляется именно в таких.
Коммерческие запросы, например, связанные с обзорами конкретных брендов, ИИ пока уважает меньше.

У AI Overviews даже наметилась тройка любимых тем. Чаще всего обзоры видны в запросах по:

  • медицине и здравоохранению;
  • безопасности;
  • технологиям.

Менее всего избалованы вниманием искусственного интеллекта сферы электронной коммерции, недвижимости и развлечений.

ИИ буквально захватил поисковые запросы в Google, связанные с медициной |<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fa-group-of-white-robots-sitting-on-top-of-laptops-2iUrK025cec&postId=1885087" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
ИИ буквально захватил поисковые запросы в Google, связанные с медициной |Источник

Как выглядит среднестатистический обзор от искусственного интеллекта? Исследование результатов AI Overview показало вот что:

  • 40% обзоров включали маркированные или нумерованные списки, в 34% от общего числа списков ИИ использовал вместо буллитов изображения. Например, взятые с сайтов логотипы.
  • 24% ИИ-обзоров были сформулированы одним абзацем текста. Схемы или другие изображения прилагались к нему лишь в 1,3% случаев от общего числа. Зато многие из них имели отдельную ссылку, не совпадающую с источником для генерации текста.
  • В одном обзоре отображалось от 1 до 20 ссылок на источники. В среднем это 7 ссылок.
  • Одним из самых популярных ресурсов, на которые ссылался AI Overview стал YouTube. Ссылки на видео с платформы присутствовали в 2,29% запросов.

Не Google единым: кто ещё влияет на поиск с ИИ

Пользователи ищут информацию и с помощью других ИИ-инструментов. Например, Perplexity AI насчитывает в среднем 15 миллионов пользователей в месяц. 67% пользователей заходят на платформу напрямую, предпочитая её традиционным поисковым системам.

ChatGPT ежедневно обрабатывает свыше миллиарда запросов, из которых поисковые пока составляют 37,5 миллионов. Аудитория в основном не использует ChatGPT как привычный поисковик, взаимодействуя с ним принципиально иначе.

Perplexity — старожил в этой сфере
Perplexity — старожил в этой сфере

Зачем вообще оптимизировать сайт под ИИ?

Только 33% доменов, на которые ссылается AI Overview, входят в топ-10 органического поиска по этим же запросам. Это значит, что в 2/3 случаев искусственный интеллект считает релевантными совсем другие сайты.

При этом что в Обзоре от ИИ в Google, что в «Поиске с Алисой» в Яндексе ответы от ИИ идут выше стандартной выдачи. Пользователь может относиться к ним по-разному, но он их в любом случае видит.

Стандартная поисковая выдача vs ИИ-поиск: в чём разница

Привычная выдача поисковой системы:

  • Строится на основе релевантности проиндексированных данных запросу пользователя.
  • Выглядит как список ссылок, которые соответствуют запросу, с учётом факторов ранжирования, авторитетности сайта и пользовательского опыта.
  • Строится в первую очередь на основе стандартных веб-страниц.

Ответ ИИ-сервиса:

  • Создаётся на основе сочетания информации из баз данных, на которых обучена модель, и ограниченного поиска в сети в реальном времени.
  • Является ответом на конкретный вопрос пользователя, сгенерированным ИИ на основе обобщённой информации на разных сайтах.
  • Базируется на разнообразных форматах, включая форумы, блоги экспертов, видео и так далее.
Ответы есть? А если найду? | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fa-small-white-person-standing-next-to-a-small-white-object-MHqhLm2_QGk&postId=1885087" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Ответы есть? А если найду? | Источник

Получается, что искусственный интеллект ищет на сайтах другие форматы и подачу информации. Чтобы он посчитал сайт релевантным вопросу пользователя, нужна отдельная оптимизация под ИИ.

Как оптимизировать сайт под ИИ: конкретные шаги

  1. Сделать контент максимально полезным для людей. ИИ ценит инструкции, обзоры, списки, ответы на распространённые вопросы по теме и другие информативные варианты.
  2. Структурировать текст. Алгоритмы ИИ любят информативные заголовки и подзаголовки, короткие логичные абзацы, и прочие приятные обычному читателю «плюшки» и структуру.
  3. Оформить страницы графически. Даже если ИИ не зайдёт ваш текст, он может добавить в свой обзор схему и дать ссылку на страницу.
  4. Выполнить всё необходимое для обычной оптимизации. ИИ-алгоритмы также используют robots.txt, карту сайта и вот это всё.
  5. Обеспечить высокую скорость загрузки на любых устройствах. Если ваш сайт пока не летает, а ползает, просто напоминаем, что размещение на сервере Timeweb Cloud точно решит эту проблему.
Напутствие от самого ИИ. AI Overview по запросу «Как оптимизировать сайт под ИИ»
Напутствие от самого ИИ. AI Overview по запросу «Как оптимизировать сайт под ИИ»

Пара лайфхаков от Head of SEO Евы Писаревской

Ева Писаревская
Head of SEO в Timeweb Cloud

Ева поделилась рекомендациями, которые помогут вашему контенту попадать в ИИ-ответы и привлечь внимание аудитории:

  • Структурируйте информацию: уделяйте внимание семантическим блокам, полноте и логической структуре ответов
  • Цитируемость — это очень важно: пишите понятно и информативно, чтобы ИИ чаще использовал ваши материалы и показывал их пользователям
  • Имидж: публикуйте экспертные статьи на авторитетных ресурсах, добивайтесь упоминаний в рейтингах и участвуйте в тематических подборках
  • Работайте над качеством: чем выше ценность контента для людей, тем чаще LLM будет цитировать ваши материалы в ответах
  • Ваша цель — генеративные ответы в выдаче: выполняйте рекомендации, и оптимизируйте материалы так, чтобы они попадали в ИИ-ответы — бинго, вы в дамках!

Вывод

В целом, с ИИ сложно не согласиться. GEO пока полностью не вытеснила привычное SEO, но уже откусывает существенные куски этого рынка. Рано или поздно задуматься о новом способе продвижения сайтов, вероятно, придётся всем веб-мастерам и оптимизаторам.

А вы уже ИИ-оптимизируете свой сайт? Делитесь в комментариях!

Присмотритесь к нашим сервисам, решениям и инструментам.
Размещайте и запускайте свои проекты в облаке — будущее уже здесь!

Кстати, у нас в Timeweb Cloud совсем скоро появятся свои ИИ-агенты 😎 Подробно можно узнать в панели управления по ссылке (регистрация в пару кликов):

timeweb.cloud/my/cloud-ai/agents

Конкуренты уже внедряют GEO: зачем и как оптимизировать сайт под ИИ. SEO умирает или нет?
17
1
1
1
42 комментария