Есть ли деньги в мессенджер-маркетинге? А сейчас? А теперь?

Ретроспектива мессенджер-маркетинга-2020

Я не люблю писать о трендах будущего, потому что я его не знаю, а публичные фантазии мне не доставляют удовольствия. Зато ретроспективы, на мой взгляд, доказательно демонстрируют тенденцию в отличие от предположений.

Итак, что такое мессенджер-маркетинг 2020? Каким был этот год?

Я, как адепт маркетинговой системы и здравого смысла, никогда не утверждала, что мессенджер-маркетинг является волшебным инструментом продаж для всех проходящих мимо бизнесов. Безусловно, каждому инструменту свое место и время. Однако мы, как агентство, специализируемся именно на этом канале и на собственном опыте замеряем его эффективность и востребованность.

В 2020 году мессенджеры не стали прорывом. О них много говорят. Их начинают внедрять. Но, безусловно, инструмент остается “десертным” по отношению к уже проверенным.

Меня это скорее радует. Я за вдумчивое внедрение. Спам еще никогда не работал в долгосрочной перспективе. Но, если в 2019 году мессенджеры приносили деньги в большинстве своем в связке с таргетированной рекламой - за счет более продуманной лидогенерации, то в 2020 году появились запросы, а главное, возможности на выстраивание системы маркетинга в мессенджерах: триггерные рассылки, связь с CRM - всё это перенеслось из влажных фантазий маркетолога (меня) в реальность. По крайней мере, в реальность нашей команды. И произошло это, в основном, благодаря появлению технических возможностей.

Платформы и их функционал

Сложно оценить количество платформ, которое появилось на рынке в этом году, потому что мы до сих пор знакомимся с ними в произвольном порядке. На сегодня насчитали 53, в конце прошлого года были знакомы с 45-ю. Но никакому даже самому крупному агентству не придет в голову работать со всеми, поэтому не так важно количество, как качество. Оно заметно растет.

Платформы поняли преимущество интеграций. Например, сейчас нативно объединить мессенджеры с amoCRM или Битрикс24 можно в девяти из них.

И еще массу - через сервисы-интеграторы, например, Альбато, Интегромат, Онлайзер и т.д.

Активно приросли и интеграциями с платежными системами: Робокасса, Яндекс Касса, Яндекс Деньги, PayOnline, bePaid, walletone, Cloudpayments, PayPal, Сбер, Stripe, Prodamus, Fondy, WayForPay можно объединить с той или иной платформой для того, чтобы практически бесшовно принимать оплаты и сегментировать подписчиков в базе по этому признаку.

Появились первые интеграции с GetCourse (TextBack, Bothelp, Smartsender, Salebot) и Bizon365 (Bothelp, Botcorp, Salebot), что стало хорошим подспорьем онлайн-школам.

Однако, идеальной платформы мы по-прежнему не нашли. Я реалист и прекрасно понимаю, что никакого идеала не существует, однако, уровень развития на наш требовательный вкус, в среднем все еще остается довольно низким для действительно глобальных работ в мессенджерах. Если речь идет о выстраивании системы, о создании десятков воронок для десятков продуктов разного рода, вопрос выбора часто сводится к трем-пяти платформам из вышеозвученных пятидесяти трех.

Но когда речь идет о более простых методах применения инструмента, выбор стал шире и качественнее. Создать, настроить и запустить без особых технических навыков стало значительно легче.

Мы рады быть причастными к развитию рынка мессенджер-платформ и надеемся, что они нас не прокляли :-)

Обучение мессенджер-маркетингу

Обучение мессенджер-маркетингу стало моим личным краеугольным камнем этого года. Я не склонна преподавать, но как практик, в этом году получила всё возможные приглашения на всё возможные курсы. Для сравнения: в прошлом году меня позвали прочитать лекции 2 школы, в этом году я согласилась участвовать в курсах 11 школ (что, конечно же, не полный список). Возвращаюсь к тезису: о мессенджерах стали говорить еще больше. Однако, таков парадокс: люди не бегут учиться этой профессии. По моей субъективной оценке, обучение SMM по-прежнему было популярнее мессенджер-маркетинга в три раза, хотя, SMM-специалистов, как вы понимаете, за годы существования этого рынка, немеряно, конкуренция сумасшедшая, а вот на растущий рынок мало кто рискует зайти.

Я связываю это с боязнью нового и все-таки недостаточным распространением профессии в публичном поле. Большинство учеников других профессий, с которыми я сталкивалась, задавались вопросами: А так ли перспективен этот рынок? Действительно ли на нем можно заработать? Много ли клиентов? Не поздно ли этому учиться? Не исчезнет ли он через несколько лет?

Отвечу коротко: этот рынок всё еще таков, каким вы его сделаете. На мой взгляд, это звучит возбуждающе.

Хотя, не скрою, опыт преподавания утвердил во мне мысль, что мессенджер-маркетинг - он не для всех. Он для тех, кто любит цифры, системы, стратегии, глобальное видение, заботу и креатив одномоментно. А также для тех, кто усидчив, имеет крепкие нервы и любит интересные задачи.

Мы же поняли, что лучший способ обучения - практика помноженная на практику, поэтому внедрили систему стажировок, которую планируем совершенствовать в следующем году.

Мессенджеры и их правила

4 марта 2020 года окончательно вступили в силу новые правила работы в Facebook Messenger: окно 24 часа, платные массовые рассылки, разрешенные теги. Кажется, мы научились жить с этим. Однако, в конце года GDPR подобралось и к мессенджерам, так что в странах Евросоюза, Великобритании, Норвегии, Лихтеншейна и Исландии правила ужесточились еще больше. С 16 декабря 2020 года в Facebook вышеперечисленных стран перестал действовать OTN, ссылки на запуск ботов и JSON и вступлил в силу ряд других ограничений.

Whatsapp Business API начал набирать силу. К концу года 13 платформ предоставляют подключение: TextBack, IntellectDialog, Chat2Desk, Hightouch, Pact, Smartsender, Chatforma, Botcorp, Aimylogic, Leeloo, Botmother, Synergybot, Bothelp (приостановлено до марта 2021).

Помимо полноценных чат-бот-платформ интересное решение предлагает Radist Online, который выступает как провайдер и интегратор с amoCRM и Б24. У всех свои правила, особенности, стоимость, но есть, что выбрать.

Вишенкой на торте стал ожидаемый итог растущей конкуренции - колоссальное снижение средней стоимости. Если в прошлом году подключить официальный Whatsapp можно было и за 250 000 рублей, а обслуживать за 20 000 - 30 000 в месяц, то в 2020 году подключение в большинстве случаев стало бесплатным, а абонентская плата в среднем составила 10 000 рублей.

Не все могут себе позволить и это, однако, уже есть о чем подумать. Большой вклад в популяризацию официального Whatsapp, конечно, внесли сами платформы, для которых возможность подключения стала конкурентным преимуществом. Хотя, клиенты все еще не бегут за “белым” решением, если в принципе не понимают, насколько оно им это нужно. “Серые” провайдеры на пробу в этом году все еще были популярны, и, на мой агентсткий неагажированный взгляд, разумны. Прежде чем принимать решение о полноценном и постоянном использовании инструмента, стоит убедиться, что он работает в каждом конкретном случае. Хотя, безусловно, если все же немного вдариться в прогнозирование будущего, век “серого” Whatsapp подходит к концу по ряду причин:

Сам Whatsapp принимает все усилия для регулярного бана запретных аккаунтов, а официальные предложения продолжают становиться доступнее.

Еще немного заглянем в будущее

ВКонтакте объявил о введении новых правил работы с пользователями в мессенджере. Правила окончательно вступят в силу с 1 апреля 2021 года, но переходный период уже начался. Под флагом заботы о пользователях мы снова получили нелепые ограничения на рассылку сообщений и, вероятно, платные опции. Хотя ВК немного смягчил свои требования относительно Facebook и разрешил высылать информационные сообщения раз в неделю бесплатно. Все подробности читайте в официальном источнике.

Facebook обещает в 2021 году запустить чат-боты в Инстаграме, к чему уже готовятся и специалисты и ряд платформ. Мы же не ждем манны небесной. Правила работы, очевидно, будут такими же жесткими, как и в Messenger и Whatsapp, но новый официальный канал, тем не менее, будет доступен.

Так где же деньги?

Рынок мессенджер-маркетинга действительно заметно продвинулся в 2020 году с точки зрения охвата, запросов, технологичности. И нет причин для стагнации.

Нововведения мессенджеров усложнили работу, точнее переформатировали ее из многофункционального канала в канал лидогенерационный и триггерный, но я отношусь к этому философски.

Маркетолог, никогда, слышишь, никогда, не связывай себя с каналом лидогенерации. Маркетинг - это система.

Мы, кстати, - маркетологи в первую очередь, а потом уже - “мессенджер”, поэтому будущее нас не пугает. Мы построим систему из любых каналов по любым правилам.

До встречи в 2021 году :-)

2525
47 комментариев

Я ничего не понял, кроме того, что написана вода. Подумал может я тупой...

Вот перечитал несколько раз, заголовок в конце: "Так где же деньги?" и суть абзацев под этим заголовком: "рынок продвинулся", "отношусь философски к нововведениям",  "маркетинг - это система", "мы - маркетологи, всем пока".

А где ответ на текст из заголовка? Или это чат-бот нагенерил текст статьи?

Кстати, мне кажется чатботов ждёт судьба "лендингов", я когда вижу чатбота за место нормальной техподдержки, сразу выхожу со страницы. Ибо нормальный ИИ создателям не под силу даже просто по экономическим причинам.

6

Но вы правы, концовка смазанная, четкого ответа нет, зато я поняла, что то, что в моей голове есть четкое понимание про деньги в мессенджерах, не значит, что оно есть в чьих-то других) Это повод написать еще одну статью, развернутую и более деловую)

Согласен. Заголовок кликбайтовый. Статья булщит.

Привет! А что вы понимаете под нормальным ИИ в контексте поддержки?

А какая у лендингов судьба?)

Комментарий недоступен

И ни слова про Телеграм. А ведь в целом даже функциональность бизнес аккаунтов там довольно хорошо прогнозируема (или даже уже известна).

2