Как «Дикая Мята» перестала быть просто фестивалем: интервью с Андреем Клюкиным

Фестиваль «Дикая Мята» давно вышел за рамки музыкального события. Сегодня это — «Музыкальная Долина»: культурная экосистема с арт-кэмпом, гастрономическим фестивалем и собственной философией.

Мы поговорили с продюсером Андреем Клюкиным о том, как кризис 2021 года стал поворотной точкой, зачем жить на фестивальном поле и почему искусство — это главное, что отличает нас от животных.

Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая Мята»
Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая Мята»

О трансформации и стратегии

«Дикая Мята» начиналась, как фестиваль для меломанов, а сегодня мы говорим уже о Музыкальной Долине — экосистеме, объединяющей музыку, визуальное искусство, образование и даже гастрономию. Что стало триггером этой трансформации?

Как это не странно прозвучит – триггером стала отмена фестиваля в 2021 году. После этих событий мы почувствовали важность того, что мы делаем. Тысячи людей проявили участие к судьбе «Дикой Мяты» и вера этих людей в нас вернула нам веру в свои силы. Артемий Хольцов («Хольцов Хаус») узнав о нашей беде, построил нам офис прямо на фестивальном поле. Его посыл был такой – хотите, чтобы фестиваль восстанавливался быстрее и развивался – живите прямо там. Мы с частью команды так и поступили. Это был первый шаг к созданию арт-кэмпа «Дикая Мята».

Дальше, как говорится, одно за одно. Если арт-кэмп – значит, помимо, домов для размещения, нужны условия для творчества: студия звукозаписи, арт-мастерская, студия графики и живописи. Классное стационарное концертное пространство, всесезонный клуб. У нас рядом река — значит, сапы и байдарки, а еще нужен пляж и бассейн. Кэмп — не только место творчества для артистов, но еще интересное место для досуга всех гостей. Это значит — вкусный ресторан, йога зал. И сама задача неординарная — создать это все в условиях финансового кризиса, вызванного событиями 2021 года.

И здесь произошло главное чудо, в которое практически невозможно поверить – ряд компаний из разных секторов бизнеса увидел в «Дикой Мяте» точку приложения своей доброй энергии. За каждым интересным объектом стоит та или иная компания, разделяющая ценности фестиваля. Так стала расти инфраструктура «Дикой Мяты», а стало быть, ее возможности, и эти возможности не должны простаивать. Время очень быстрое и терять его — непростительная роскошь.

Так у нас появились выездные музыкальные занятия для детей, кэмп актерского мастерства, программы восстановления творческого и энергетического потенциала, лекторий. Вместо одного фестиваля за сезон стало проходить пять. Включая «Август» — тот гастрономический фестиваль, о котором вы спросили.

И да, слова Артемия были правдой – как только мы сюда переехали фестивальное поле «Дикой Мяты» переродилось в «Музыкальную Долину», где кипит жизнь.

Как «Дикая Мята» перестала быть просто фестивалем: интервью с Андреем Клюкиным

Я верно понимаю, что стратегического плана не было, а Музыкальная Долина возникла как органичный ответ на вызовы времени?

Мне вообще слово вызов не нравится, оно словно уводит из области комфортного созидания и переносить тебя в область состязания. Вызов брошен – погнали. Да, все планы еще четыре года назад крутились только вокруг развития фестиваля «Дикая Мята», а в свободное время, мы как команда брались за реализацию интересных проектов, связанных с культурной жизнью столицы.

Сейчас о свободном времени мы и не мечтаем. Его просто нет нисколько. Я очень переживаю по этому поводу. Для многих друзей и знакомых я перестал быть тем самым «нормальным» парнем: нет времени для встреч, дружеских звонков, своевременных ответов на сообщения, на погружение в жизнь даже близких друзей. Дела еще хуже – я не успеваю уделять должное время своей семье.

Но это понятно — мы находимся в самом начале истории. Все только начинается. И проходя по нашему кэмпу, я не могу поверить, что нам удалось все это сделать за три года. Конца края работе не видно!

Сейчас возникла идея построить отдельную арену для электронной музыки и проводить на ней фестиваль VASHANA SUP – вот будем искать партнеров и друзей, есть план построить Green AGE village – место, которое будет посвящено осознанному образу жизни. Аскетичное, комфортное, экологичное, с пространством для занятий. Короче стратегия сама себя верстает по ходу развития арт-кэмпа «Дикая Мята».

Как вы определяете Долину сегодня: это арт-резиденция, кластер, культурная деревня будущего? Или всё вместе?

Вообще говоря у нас три основные задачи:

Во-первых, создать для музыкантов, художников, писателей и поэтов комфортное место для творчества.

Во-вторых, создать для гостей интересное место для отдыха, в котором можно себя попробовать в разных творческих ипостасях и, возможно, раскрыть себя в искусстве.

В-третьих, стать местом приобретения знаний и навыков, помогающих в дальнейшем творческом пути.

Как все это назвать, я не знаю, определение «Музыкальная Долина», которое к нам приклеили, как мне кажется, он вполне подходит.

Как «Дикая Мята» перестала быть просто фестивалем: интервью с Андреем Клюкиным

О философии и ценностях

Ваша команда уделяет огромное внимание инфраструктуре и комфорту — это редкость для open-air фестивалей. Насколько важно для вас создавать не только культурное, но и этическое, гостеприимное пространство?

Мне кажется, в этом заложено само понятие уважение к зрителям и артистам «Дикой Мяты». Наш фестиваль — это место, где поклонники «Дикой Мяты» знакомятся с новой, яркой, интересной музыкой, встречаются с любимыми артистами и хорошо проводят время. Это значит, что мы должны создать комфортные условия, как для музыкантов, так и для гостей. Здесь должно быть комфортно, безопасно, вкусно. То, что необходимо зрителям, должно быть предоставлено бесплатно: вода, кипяток, душ, туалеты, дорожки, чтобы не тонуть в случае дождя в грязи, комната матери и ребенка, зарядки и т.д.

Как только человек себя чувствует человеком – он готов к тому чтобы получать удовольствие от искусства. Нам в этой части очень помогают партнеры фестиваля. Например, всю водную систему, как фестиваля, так и кэмпа нам делает компания БАРЬЕР. У нас вообще очень много общего с этой командой в идеологии, например, отношение к экологии, особенно в части борьбы с микропластиком в водном пространстве Земли.

С каждым годом «Дикая Мята» выходит за пределы музыки и становится полем для визуальных, ландшафтных и цифровых экспериментов. Как вы работаете с художниками, архитекторами, дизайнерами? Что вы ищете в этих коллаборациях?

Моя мама, Анна Клюкина, директор музея эволюции, говорит, что человека от животного отделяет только искусство. Для меня искусство — это пространство, объединяющее всех творческих людей. Не важно, как именно воплощены переживания, эмоции, мысли человека: в музыке, живописи, театре, кинематографе, гастрономии.

И, конечно, я рад, когда скульпторы, архитекторы, художники приходят к нам со своими проектами. Мы только рады стать площадкой для реализации их творческих замыслов, а они, со своей стороны, точно знают, что с их творчеством познакомятся десятки тысяч людей. Вот в таком симбиозе мы и живем.

Как «Дикая Мята» перестала быть просто фестивалем: интервью с Андреем Клюкиным

Конкурсы арт-объектов и садов, образовательные программы в арт-амбаре — всё это формирует культурный код территории. Как вы отбираете проекты, которые встраиваются в этот код?

Иногда это мой субъективный взгляд. Чаще — совместное решение с моим партнером Адрианом Хмельницким. Еще чаще это решение команды как фестиваля, так и арт-кэмпа «Дикая Мята». Мы давно настроены на один камертон и большинство решений принимается органично.

О работе с сообществом

Что самое сложное в управлении таким живым организмом?

Оставаться человеком, не терять интерес, быть чутким, по возможности быть аккуратным в формулировках. Это мое самое слабое место. Я, к сожалению, могу, даже не осознавая этого, задеть человека. Как я и говорил, могу в общем потоке задач, могу без погружения, не задумываясь свайпать нерациональные, на мой взгляд, предложения. Не всегда есть время что-то объяснить, это обижает людей, потом я и сам переживаю.

Без привычки со мной неуютно работать. Кроме того, я не понимаю вот это всё про выгорание, про «не в ресурсе», про «у меня лапки» и необходимость перезагрузки. Я безмерно ценю тех, кто чувствует ДНК «Дикой Мяты» и не относится к работе формально. Если работать, то до результата.

Вы мыслите фестиваль как устойчивую экосистему. В этом смысле, что вы видите через 5–10 лет? Каким вы представляете будущее Музыкальной Долины?

Это самый простой вопрос. «Музыкальная Долина» должна быть комфортными и многофункциональным местом для творческой реализации.

Ваша личная роль за последние годы тоже изменилась: вы — не просто продюсер, а своего рода культурный визионер. Как изменилась ваша мотивация?

Как бы хотелось думать об этом именно в плоскости визионерства. Но, так уж получилось, что нас в команде очень мало, мы просто не можем себе позволить большой штат, поэтому лично я тону в море операционной работы, связанной с жизнью арт-кэмпа «Дикая Мята», фестивалями и концертами, которые в нем проходят.

Вокруг «Дикой Мяты», кэмпа и фестиваля собирается огромное количество талантливых людей. Наша задача — создать все условия, а вот они уже пусть меняют мир к лучшему.

После того, как я переехал в арт-кэмп «Дикая Мята», моя мотивация приобрела много новых измерений. Самые острые желания теперь лежат в области жизни всей «Музыкальной Долины». Я грежу открытием средней школы с углубленным изучением музыки, литературы, живописи. Хочу открыть постоянно действующий лекторий, репетиционное пространство, помимо студии звукозаписи иметь в арсенале студию производства фото- и видео-контента. У нас уже работают музыкальные кэмпы, где юные артисты получают свои первые, но важные знания.

Как «Дикая Мята» перестала быть просто фестивалем: интервью с Андреем Клюкиным

Что вас вдохновляет сегодня — как профессионала, как человека? Есть ли место, человек или идея, которая сформировала ваше видение культурной среды?

Это два разных вопроса. Начну со второй части. Хотим мы или нет, но нас формируют все люди, которых мы встречаем на пути, хорошие и плохие, талантливые и нет, прагматики и мечтатели, даже злодеи на нас влияют. Самый важный камертон в душе закладывается Богом и родителями, а дальше ты уже чувствуешь в груди резонанс или диссонанс.

И вдохновляют меня тоже люди. Это и творчество, и поступки, и сила характера и честность, способность любить и быть благодарным.

Беседовала: Арина Баштовая

2
2 комментария