Налог 3% на рекламу: кто его будет платить и когда нужно сделать первые отчисления
С 1 апреля 2025 году все, кто занимается размещением интернет-рекламы, должны отчислять в федеральный бюджет 3% от квартального дохода с ее распространения. Отсидеться в тени не получится: все рекламные интеграции сейчас легко отслеживаются (спасибо РКН и закону о маркировке рекламы), а за уклонение от уплаты сбора светят реальные штрафы.
Мы уже подготовились к изменениям в законодательстве и предупредили своих клиентов. А в этой статье разложили по полочкам все нюансы: кто обязан платить сбор, а кто от него освобожден, как рассчитывается налоговая база для разных участников цепочки, когда нужно перечислять деньги в бюджет и за что уже начал расплачиваться бизнес.
В чем суть нового налога на рекламу
Президент России Владимир Путин подписал закон о сборе налога на рекламу в интернете с 2025 года еще в конце декабря прошлого года. Тогда в Федеральный закон № 479-ФЗ добавили статью 18, в которой содержится информация о том, что «рекламораспространители и операторы рекламных систем обязаны осуществлять обязательные отчисления от суммы дохода».
Базой для расчета суммы сбора станет ежеквартальный доход, а ставка будет единой и фиксированной для всех — 3%.
Контролем за исполнением закона будет заниматься Роскомнадзор, а все собранные средства обещают направлять на поддержку правообладателей российского ПО и отобранных государством информационных ресурсов.
За несколько дней до вступления нового закона в силу Минцифры опубликовало еще один законопроект, в котором зафиксировало особенности исчисления и уплаты сбора. Так как «налог» распространяется на всех участников рынка, без прозрачной схемы и должного контроля реклама может облагаться выплатами несколько раз. Неоднократные начисления повлияют на стоимость интернет-рекламы, а бизнес попытается компенсировать дополнительные расходы повышением цен. В результате — разгон инфляции со всеми вытекающими.
Обсуждения законопроекта от Минцифры длились до 15 апреля, а сейчас готовят окончательную редакцию текста. Нужно отметить, что власти не планируют поднимать вопрос повышения «налога на рекламу» — они просто хотят сделать процесс уплаты сбора максимально прозрачным и понятным для всех участников рынка.
Кто платит налог на рекламу в 2025 году
Налог на рекламу с 1 апреля начисляется за распространение всей интернет-рекламы, которая транслируется на территории РФ. Уплачивать сбор обязаны:
- рекламодатели — если заказывают услуги у иностранных рекламных агентств или закупают рекламу у зарубежных блогеров и СМИ, таргетируясь на аудиторию из РФ;
- рекламораспространители — блогеры, владельцы контентных сайтов, СМИ и т. п.;
- операторы рекламных систем — сервисы типа Яндекс.Директ, VK Реклама, eLama;
- посредники — агентства и фрилансеры, которые занимаются настройкой и ведением рекламных кампаний, закупают рекламу у блогеров.
Размер платежей для каждого участника цепочки будет автоматически рассчитывать Роскомнадзор, опираясь на данные из ЕРИР, доходы по бухучету и акты сдачи-приемки услуг (п. 11 подзаконного акта Минцифры).
Важный нюанс: сбор в размере 3% взимается только с доходов от распространения рекламы и не влияет на размер налоговой ставки вашей системы налогообложения. Именно поэтому в текстах законов новый налог называют «обязательными отчислениями», а не налогом. Например, ИП на упрощенке продолжат уплачивать 6% от всех доходов, а доход за услуги по распространению рекламы будет облагаться сбором в 3%.
Разберем несколько кейсов, чтобы стало понятнее, кто должен платить и как будет рассчитываться размер сбора.
Рекламодатель + зарубежное рекламное агентство или блогер не из РФ
Рекламодатель удерживает налог 3% на рекламу из вознаграждения иностранного подрядчика и уплачивает его самостоятельно.
Базой для расчета суммы сбора будет стоимость услуг подрядчика за квартал. Например, если вы планируете заплатить за услуги иностранного подрядчика 500 000 ₽, то с этой суммы нужно удержать 500 000 * 0,03 = 15 000 ₽.
Рекламный бюджет в расчетах не используем — сбором облагается только стоимость услуг по распространению рекламы.
В договоре с подрядчиком прописываем сумму за вычетом сбора — 485 000 ₽. После этого дожидаемся срока уплаты налога на рекламу, самостоятельно переводим 15 000 ₽ в федеральный бюджет и сообщаем об этом зарубежному подрядчику.
Рекламодатель + российский блогер или СМИ
Налог на рекламу платит блогер или СМИ (рекламораспространитель), а процент рассчитывается от суммы вознаграждения за распространение рекламы в течение квартала.
Например, вы заплатили ООО «Медиа» за размещение баннера на сайте 100 000 ₽. Эта сумма станет доходом рекламораспространителя и базой для расчета сбора.
Размер сбора: 100 000 ₽ * 0,03 = 3 000 ₽
Такую сумму переведет в бюджет ООО «Медиа», а вам, как рекламодателю, ничего платить не нужно.
Рекламодатель + российское рекламное агентство или фрилансер
Налог платит посредник — агентство или фрилансер. При этом посредникам, которые оказывают комплексные услуги, крайне важно правильно понимать термин «распространение рекламы» и детализировать суммы в актах.
Например, если клиент заказал создание Телеграм-бота (20 000 ₽) с настройкой таргетированной рекламы (50 000 ₽), то сумма сбора будет рассчитываться от стоимости услуг по распространению рекламы: 50 000 ₽ * 0,03 = 1500 ₽.
«Мы не меняли ценообразование и не планируем этого делать в ближайшее время, потому что не используем комиссионные или агентские договоры, а рекламный бюджет отправляется от заказчиков напрямую в eLama.
Сбор в такой цепочке уплачивает сервис автоматизации рекламы».
Важно: услуги внештатных специалистов, которые не занимаются непосредственно распространением рекламы, не попадают под новый закон. Это значит, что в расчеты не нужно закладывать расходы на техспецов, дизайнеров или копирайтеров.
Рекламодатель + агентство + СМИ
В сложных цепочках налог на рекламу в 3% платят все участники, но база для расчета суммы сбора у каждого своя.
Допустим, вы заплатили за услуги российского рекламного агентства 100 000 ₽. Агентство, как посредник, перечислило из этой суммы 80 000 ₽ владельцу сайта за размещение баннера, а 20 000 ₽ оставила себе в качестве комиссии.
Размеры сбора в такой цепочке рассчитываются следующим образом:
- 80 000 ₽ * 0,03 = 2 400 ₽ — платит владелец сайта, где размещается ваш баннер.
- 20 000 ₽ * 0,03 = 600 ₽ — платит агентство за доход от посреднических услуг.
Вы, как рекламодатель, ничего не платите, так как не попадаете под действие закона.
А вот если подрядчиком будет иностранное агентство, то ответственность за уплату сбора уже ложится на вас.
Законопроект от Минцифры поможет избежать двойного начисления налога в подобных сложных цепочках. Например, если рекламодатель обращается в агентство, которое закупает рекламу у блогеров, то рекламораспространитель с посредником могут договориться о том, кто именно будет уплачивать сбор. Если агентство по договору возьмет эту ответственность на себя, то оно и уплачивает налог, удерживая из вознаграждения блогера 3%. Рекламодатель и блогер ничего не платят.
Кто освобожден от уплаты сбора
Новый налог за распространение рекламы не платят:
- федеральные каналы, радиостанции и информагентства;
- СМИ с госучастием;
- ряд печатных изданий — зависит от тиража и периодичности выхода, полный список исключений указан в п. 12 ст. 18.2 нового закона;
- каталоги и классифайды;
- рекламодатели, которые работают с российскими подрядчиками (сбор взимается с подрядчика, как приводили в примерах выше).
У нового закона есть и серые зоны. Например, пока неясно, будет ли облагаться сбором продвижение на маркетплейсах и досках объявлений. Блоки «Похожие товары» или «Премиальное размещение» (статус PRO) нельзя в полной мере назвать рекламой.
Также под прямое действие закона не попадает и SEO-продвижение: услуги SEO-специалиста оплачиваются по договору оказания услуг, а сами работы направлены на «улучшение видимости в результатах выдачи поисковых систем». Напрямую повлиять на результаты выдачи ни заказчик, ни подрядчик не могут.
С контент-маркетингом тоже не всё так просто. Вы можете заказать у копирайтера статью для VC, которая не будет содержать прямого призыва к покупке, но приведет клиентов. В этом случае материал можно признать рекламным, а сам факт его создания и размещения — как «услуги по распространению рекламы».
Такие тонкости нужно уточнять у юристов, а голова должна болеть у вашего подрядчика, а не у вас, как у рекламодателя.
Как платить налог на рекламу
Налог на рекламу в интернете необходимо уплачивать ежеквартально, а отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Так как закон вступил в силу 1 апреля, первое уведомление о начислении сбора придет не раньше июля 2025 года (налог за второй квартал). И вот что нужно делать дальше:
- проверить в личном кабинете на сайте Роскомнадзора расчет суммы налога;
- подтвердить его в течение 10 календарных дней или направить уточненные сведения, если сумма, на ваш взгляд, рассчитана некорректно;
- до 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом, перечислить сумму сбора электронным платежом или иным способом.
Таким образом, уплатить сбор за второй квартал 2025 года нужно не позднее 5 сентября, за третий квартал — до 5 декабря 2025 года, за четвертый квартал — не позднее 5 марта следующего года.
Переплату за новый налог на рекламу можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.
Что будет за уклонение от уплаты сбора
Отдельной ответственности за неуплату сбора пока не предусмотрено. Но так как налог на рекламу относится к №38-ФЗ «О рекламе», к нарушителям, скорее всего, будут применять штрафы по ст. 14.3 КоАП РФ:
- для физических лиц, в том числе самозанятых — 2 000–2 500 рублей;
- для должностных лиц, в том числе ИП — 4 000–20 000 рублей;
- для юрлиц — 100 000–500 000 рублей.
Пример: самозанятый SMM-щик Вася решил, что налог на рекламу с апреля 2025 года ему платить не нужно, потому что «самозанятых никто проверять не будет, оборотка не та».
В июле 2025 года РКН проанализирует данные о платежах, которые Вася фиксирует в приложении «Мой налог», и пришлет уведомление о необходимости уплаты сбора. Этот сбор никак не связан с налогом на профессиональный доход, который наш SMM-щик платит исправно. Сумма может оказаться внушительной, потому что Вася оказывал комплексные услуги, но добавлять в чеки несколько позиций ему было лень.
Если Вася проигнорирует уведомление и не перечислит сбор в указанные сроки, ему придется заплатить штраф в размере 2000–2500 ₽. А если наш SMM-щик просто «забьет на всё», то все штрафы и сборы РКН будет взыскивать уже в судебном порядке.
Кто на самом деле за всё платит
Рекламораспространители и посредники уже начали адаптироваться к новому закону, чтобы сохранить маржинальность, а расплачиваться за всё — деньгами или временем — придется рекламодателям. Вот такие схемы действуют на рынке интернет-рекламы сейчас.
Повышение стоимости услуг
Агентство или фрилансер сообщает рекламодателю, что с 1 апреля 2025 года стоимость услуг увеличивается в связи с новым налогом на рекламу.
Заказчик начинает платить больше, компенсируя те самые 3%, а подрядчик зарабатывает столько же, но удерживает свою unit-экономику.
Как вариант — заказчик просто уходит к другому исполнителю, который берет столько же, но дает дополнительную ценность, или просит за свои услуги меньше.
«Наши коллеги из других агентств по-разному отреагировали на изменения в законодательстве: некоторые уже повысили цены, другие — пока просто следят за рынком.
Но в любом случае рекламодателям нужно быть готовыми к тому, что со временем за рекламу придется платить больше — всё в стране дорожает».
Переоформление договора
Агентство или фрилансер предлагает клиенту переоформить договор, в котором будет указано, что подрядчик только консультирует клиента, а не оказывает «услуги по распространению рекламы». Консультации не попадают под действие нового закона, поэтому у подрядчика не будет оснований повышать цены.
После переоформления договора запускать кампании можно будет только из рекламного кабинета клиента, исключив движение средству между участниками цепочки и сэкономив время на заполнение актов разаллокации. Сбор в размере 3% будет уплачивать оператор рекламной системы.
«Мы провели несколько митапов с коллегами из eLama, обсудили новый закон в ARDA (Ассоциация развития digital-агентств), получили комментарии от официальных ОРД Яндекса и VK, чтобы глубже разобраться в вопросе.
Пока идет накопление опыта рынка, все следят за движением законопроектов и изменениями».
До конца года новый закон о налоге на рекламу будет дополняться и совершенствоваться, потому что сейчас в нем есть много открытых вопросов:
- Будут ли вводить НДС для нового сбора?
- Какое решение власти примут по маркетплейсам?
- Что грозит любителям серых схем?
- Станут ли рекламодатели увеличивать штат или работать с блогерами напрямую, чтобы не расплачиваться за всех посредников в цепочке?
Будем следить за новостями и делиться апдейтами 👉 в нашем Телеграм-канале
P. S. А вы уже ощутили действие нового закона?
Расскажите о своем опыте в комментариях и задавайте вопросы по теме.