Как основатели крупных компаний справляются с риском, кризисами и неопределённостью: 7 мыслей, которые стоит сохранить
Когда строишь бизнес, постоянно находишься в зоне турбулентности. Каждый день — это решения с неполными данными, ставка временем и деньгами, вызов на перспективу. В такие моменты особенно важны чужие кейсы — честные истории людей, которые уже прошли путь от старта к системному бизнесу.
В подкаст я приглашаю предпринимателей, которые не боятся говорить о своих провалах и прозрениях, деньгах и ошибках. Из каждого выпуска можно собрать набор практических принципов, которые помогают расти бизнесу и предпринимателям.
Ниже — короткая подборка цитат из таких выпусков. В каждой — концентрат опыта и решений, которые могут лечь в основу следующего сильного хода в бизнесе.
Важна ли удача в бизнесе
Успех часто выглядит как случайность. Но на деле за ним стоит огромное количество проб, наблюдений и упрямства. Андрей Фадеев, сооснователь Nexters, говорит о том, какова реальная роль удачи в бизнесе:
В моем случае элемент удачи 30%, остальные 70% это количество попыток для того, чтобы тебе повезло. Нужно тестировать гипотезы как можно чаще. В нашем продукте гипотеза была связана с рекламой в первую очередь.
Бизнесмен подчеркивает, что успех невозможно предсказать заранее. Понимание того, что ты не можешь заранее знать, сработает ли идея, — важная предпринимательская мышца:
Нельзя с самого начала понимать, какое действие будет удачным или неудачным, все что ты можешь делать — продолжать пытаться.
Юрий Максимов, сооснователь компании по кибербезопасности Positive Technologies, так же считает, что успех — случайная история: важна не только стратегия, но и момент — то, что невозможно просчитать, но можно поймать, если двигаться с правильными намерениями:
Как правило, везет тому, кто везет. Вообще, жизнь в этом отношении прекрасна. Столько всяких случайностей происходит, когда человек идет своим путем. Свою компанию мы делали с благими намерениями. Устремления были такими: сделать российскую компанию, которая завоюет мир, но останется русской. В нашем случае и момент был хороший, и наши намерения были не плохими. В целом поэтому нам повезло.
Как преодолеть страх потерь в бизнесе
Страх — один из самых дорогих врагов предпринимателя. Михаил Кучмент (Hoff) показывает, как относиться к инвестициям без иллюзий:
Я инвестирую комфортные для меня деньги с готовностью все потерять. При выборе проекта отношусь к компаниям избирательно, выбираю те, которым могу принести пользу. У меня нет страха упустить выгоду, если я не проинвестирую в какую-то компанию. В первую очередь у меня ограничения по количеству времени, которое я готов инвестировать в проект.
Михаил подчеркивает: важно не просто вложить, а понимать, сколько времени и энергии ты готов тратить на проект. Потому что время — главный ограниченный ресурс:
Время для нас — основная валюта.
Дмитрий Алексеев, сооснователь и директор DNS, считает, что главный навык предпринимателя — умение спокойно отнестись к неопределенности:
Единственная фича, которая должна быть у предпринимателей — толерантность к риску. Это не игра в казино, а спокойное отношение к неопределенности. Для человека самое главное целеустремленность, с точки зрения последовательности, усидчивости и силы воли. Никакое дело нельзя сделать, если ты не готов еще раз взять в себя в руки и попробовать сначала.
Когда идти на риск, а когда остановиться
Многие продолжают играть, когда уже выиграли. Но на определённом этапе выигрыш — это выйти из игры вовремя. Сергей Солонин (QIWI) говорит о важности дисциплины и способности отпустить:
Ты заработал 15-20 миллионов долларов — повезло. Ты можешь либо их вложить в новый стартап — проинвестировать, но с существенным риском. Либо, если ты классный, попросить других в себя вложить. Тут нужна дисциплина. Я знаю много крупных бизнесменов, которые дальше едут и проскакивают момент торможения. И потом все скатывается.
Как предпринимателю относиться к кризисам
Успешные предприниматели умеют видеть в провале трамплин, а не финал. Юрий Максимов (Positive Technologies) уверен: кризис — это сигнал, что ты что-то не услышал. И, в то же время, шанс услышать:
Я сторонник выражения, что любое невезение ― это нераспознанное везение. Когда в жизни происходит что-то нехорошее, мы привыкли думать: «Как несправедливо, какого черта». А надо подумать о том, к чему такая ситуация стимулирует. В конечном итоге нужно быть благодарным, что это произошло.
Бытовой пример: человек пьет, курит, плохо питается. Случается инфаркт. В этот момент он может струхнуть, бросить пить, курить и начать заниматься спортом. Не случись этого инфаркта, он бы просто потух и превратился в неспособного человека. Это тот случай, когда что-то плохое может помочь сделать что-то хорошее.
Поэтому чем лучше вы реагируете на неприятности и понимаете, куда дует ветер, тем меньше вы в будущем огребете больших неприятностей. А когда случаются большие кризисы ― это некое подведение черты, что вы зашли слишком далеко в “не слышимость”. Поэтому через здоровье, через потерю бизнеса вопрос ставится ребром, услышите вы жизнь или нет.
Расти, даже когда страшно
В кризис большинство сжимается. Но именно в такие моменты выигрывают те, кто продолжает наступать. Тимур Турлов (Freedom Holding Corp) считает, что постоянный рост — единственная защита:
Для того чтобы оставаться на месте, нужно бежать. Нет никакого другого способа от этого защититься. Очень плохая стратегия — обороняться. Нападать всегда лучше: и на рынке, и на свою отрасль. Всегда лучше пытаться что-то расширять, чем что-то защищать. Защищать всегда невыгодно. Если ты пытаешься остаться там, где ты есть, то, скорее всего, там не останешься. Поэтому все равно придется выходить из зоны комфорта и копаться, разбираться в новых вещах, что-то менять. Спрос на людей, которые способны поймать волну, — сумасшедший.
Бизнес должен развиваться, чтобы компания осталась на вершине:
Тот, кто сможет удержаться на растущем уровне сложности в своей отрасли и сможет понять, что наиболее эффективно с точки зрения бизнеса, как адаптироваться и эффективно использовать инструменты — победит и получит все. Для того, чтобы выжить, пытайтесь расти. Поглощайте кого-то или поглощайтесь кем-то. Это гораздо выгоднее, чем пытаться защищать небольшое положение.
О подкасте
С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности.
Среди последних героев — бизнес-спикер Ирина Хакамада; Дмитрий Алексеев, основатель DNS; Екатерина Петелина, операционный директор Visa; врач-терапевт высшей категории Алексей Водовозов; Арсен Томский, основатель InDrive; китаевед Николай Вавилов и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.