Три истории, когда я сам предложил заказчику помощь, но в результате всё пошло прахом

Бывает, клиент выразил намерение а-ля «Было бы неплохо» или ты сам пришёл к нему с идеей, проявив инициативу. Итог — лишняя работа, время в никуда и испорченные отношения.

Сергей Перевозчиков
Коммерческий редактор, автор канала «Редактура в кайф»

Я много лет работаю с бизнесом и почти всегда ко мне приходили с готовой задачей: сделать сайт, презентацию, статью и т.п. Запрос уже был сформулирован на стороне заказчика — вот проблема, нужно решить. Однако бывало, что заказчик просто обмолвился о чем-то, не сформулировав задачу. Или я сам что-то предлагал, увидев в этом пользу для бизнеса.

Статья о том, как это было, почему оно почти всегда кончается плохо и какие мои ошибки привели к этому.

Я сейчас не пытаюсь вынести сор из избы, очернять заказчиков или как-то им вредить. Моя задача — уберечь других людей от негативного опыта. И разумеется, я буду избегать деталей, по которым можно идентифицировать заказчиков.

Надеюсь, это поможет вам избежать моих ошибок.

История №1. Маркетинг и «тора» для франшизы

У меня есть заказчик с франшизой, которому я когда-то сделал сайт. Назовём его Анатолий. Помимо рабочих тем, много раз разговаривали на личные и как-то даже подружились.

Однажды он рассказал, что хочет сделать «тору» — что-то вроде книги для новых франчайзи, где были бы все инструкции, регламенты и ответы на вопросы человека, только начинающего бизнес по этой франшизе. Франшпакет давно есть и довольно неплохой, но не исчерпывающий. А хотелось так: пришёл новый партнёр, ему дали «тору», он всё понял и пошёл работать. Понятно, что это утопия: все равно будут нестандартные ситуации и уникальные вопросы. Но вот такая была мечта.

Четкого запроса а-ля «Нужна тора, давай будем делать» — не было, поэтому я просто время от времени спрашивал, как дела, когда начнём. В последний раз я решил предложить конкретный шаг — спросить действующих партнеров, чего им не хватило в франшпакете в начале работы. Однако Анатолий сказал, что эти люди ничего не спрашивают, а просто действуют. На этом всё встало.

Кроме того, позже от него был запрос на постепенное расширение. В сети тогда было около 20 городов, бизнес постепенно расширялся. И заказчик хотел расти быстрее. Спрашивал: «Сергей, что можно сделать, чтобы продать больше франшиз?»

Три истории, когда я сам предложил заказчику помощь, но в результате всё пошло прахом

Я знал, что продвижение через личный бренд точно не подходит: Анатолий не любит выставлять себя напоказ, все эти съёмки и «торговлю еблом», как он сам это назвал. К счастью, блоггинг — не единственный инструмент, есть полно других, тот же Директ на сайт.

Я свёл заказчика со знакомыми специалистами по франчайзингу, которые могли помочь с маркетингом и продажей франшиз, а также с доработкой франшпакета — после этих минимальных работ можно было начать создание «торы» на его основе. С последним случилась странная история: сначала они сказали, что он неплох, а потом предложили доработать его за 250 тысяч, на что заказчик ответил выходом из чата. Решили вернуться к ним позже за лидогенерацией.

В конечном итоге заказчик сказал: «Я понял, что не хочу ничего делать. Мы и так потихоньку растём, пусть так и будет».

Было очевидно, что клиенту это не совсем нужно
Было очевидно, что клиенту это не совсем нужно

Не помню, сколько всего прошло времени. Кажется, обсуждение закончили примерно через 1 год после того, как он сказал про «тору» и через полгода с разговора о росте сети.

Какие ошибки я допустил. Наверное, не стоило самому выходить на связь и напоминать про «тору» и маркетинг. Я давно взял за правило ни за кем не бегать, пока не подписан договор — надо было ему последовать.

История №2. Сайт для дилера бадов

У меня в городе есть компания, дистрибьютор крутого американского бада комплексного действия (сам пробовал в критические моменты, реально помогало). У них есть старенький сайт, который никак не участвует в продажах. Новые клиенты приходят через сетевой маркетинг и, судя по всему, бизнес вполне процветает и без сайта. Запрос от собственницы, назовем её Соней, звучал так: «Серёжа, хотим привести в порядок сайт и группу ВК».

Соцсети — не моя тема, однако у меня есть хорошее контент-агентство, то самое, где я начинал карьеру, когда они еще занимались сайтам и трафиком. Первую встречу и по сайту, и по ВК провели у них в офисе. Однако поняв объем работы, ребята отказались, потому что были слишком загружены. Поэтому с Соней мы продолжили общаться только по сайту.

Подумал, что наверняка выгоднее сделать новый, но всё же стоит проверить, вдруг есть смысл доработать этот. Сайт был на MODx — старенькой системе управления, которой сейчас мало кто занимается. К счастью, у меня есть знакомое SEO-агентство, которое умеет дорабатывать такие сайты. Спросил их — сказали, что могут что-то с ним сделать. Я предложил Соне UX-аудит: посмотрю сайт с ноута и телефона, протестирую разные потребительские сценарии и напишу выводы, что неудобно/непонятно и как сделать лучше. Мне заплатили, я приступил.

Когда показал результата анализа агентству, обратка была ожидаемой: проблем слишком много, доработки обойдутся дорого, лучше сделать новый сайт.

Документ длинный, потому что проблем было много — получилось 58 пунктов
Документ длинный, потому что проблем было много — получилось 58 пунктов

На тот момент я уже лет 8 делал сайты на Тильде вместе с проверенным дизайнером. План был такой: собрать команду из нас двоих и взять еще двух-трёх авторов и сделать крутой сайт с контентом, объясняющим действие продукта. То есть, кроме карточек под каждый продукт и других очевидных для магазина страниц, нужна «полуобразовательная» инфа о том, как бад решает проблемы в организме. У других дилеров я такого не видел — наверное, все довольствуются готовыми шаблонами от производителя.

Составил итоговое понимание задачи, где подробно расписал: каким будет сайт, какие задачи он решает, чем он лучше старого, на каких условиях готов поработать.

Часть понимания задачи, которое я всегда составляю по итогу первой встречи. Это помогает синхронизироваться с заказчиком и лучше понять, что он хочет, чтобы предложить максимально релевантное решение
Часть понимания задачи, которое я всегда составляю по итогу первой встречи. Это помогает синхронизироваться с заказчиком и лучше понять, что он хочет, чтобы предложить максимально релевантное решение

В какой-то момент Соня засомневалась: «Сергей, нам точно нужен сайт?». Я сказал: если вы хотите расти еще быстрее, то сайт нужен как источник дополнительных продаж — разумеется, вместе с продвижением, аналитикой и всеми делами, которые я планировал поручить тому агентству. Как-то я в очередной раз приехал в офис и объяснил, что можно прикрутить чат-бота, который закроет самые популярные вопросы и будет заниматься квалификацией, экономя уйму времени менеджеров.

Затем заказчица подключила сына, который объяснил: «Сергей, мы вообще не понимаем в сайтах, распиши нам подробнее, что будет происходить». Я собрал макет в Фигме, по которому было визуально понятно, какие будут этапы, кто будет работать и какие работы можно распараллелить, чтобы запуститься быстрее.

Часть дорожной карты проекта. Если честно, составлял такое впервые в жизни
Часть дорожной карты проекта. Если честно, составлял такое впервые в жизни

Как вы наверняка догадались, никакой сайт мы в итоге не сделали. Однажды разговор просто не получил продолжения. Я напомнил один раз, на этом всё. На коммуникацию ушло 7,5 месяцев.

Три истории, когда я сам предложил заказчику помощь, но в результате всё пошло прахом

Какие ошибки я допустил. Стоило отказаться от проекта, как только я увидел сомнения. Когда уже стало ясно, что проект не состоится, я вспомнил, что заказчица действительно постоянно сомневалась.

В общем-то хорошо, что мы не начали работать. После подписания договора эти сомнения наверняка вылезли бы боком: начались бы необоснованные, вредные для сайта правки, работа бы встала и пришлось бы вернуть деньги.

История №3. Продвижение ивента

Самая болезненная история.

У моего клиента есть жена — талантливый педагог, у нее свой проект для детей и собственная научно-обоснованная методика работы. Мы все вместе несколько раз встречались и разговаривали на разные интересные темы: о педагогике и науке, мышлении людей, работе с детьми, исследовательском подходе к жизни.

Однажды я случайно узнал, что Алина собирается ивент для родителей. Просто спросил, как у неё дела, чем занимается, а она ответила, что вся в подготовке. Мне стало интересно, попросил рассказать подробнее, дать ссылку на сайт. Оказалось, что билеты продаются не очень, а на сайте я увидел кучу проблем. До события оставалось чуть больше двух месяцев. Я решил помочь и предложил свои услуги.

По сайту решили так: я сделаю новую версию, а знакомый маркетолог пропишет его концепцию и потом займется трафиком с Директа. Ценность Михаила как раз в том, что он в первую очередь маркетолог, а уже потом спец по трафику, т.е. мыслит намного шире, чем один канал. Он дал ценнейшие советы уже на первой встрече: например, поднять ценник для Москвы в несколько раз, чтобы увеличить ощущение ценности у родителей.

Также у Алины уже были подписчики в соцсетях, но аудитория была небольшой, всего несколько тысяч человек. Скорее всего, все лояльные покупатели уже купили билеты. Я подумал, нужен инфлюенс-маркетолог, который поможет с рекламой у блогеров. Нашли одну девушку, но она сказала, что инфлюенс не подойдёт, т.к. реклама у блоггеров планируется хотя бы за 3 месяца. Но на холодную аудиторию можно продавать через таргет на подписку и догревать её уже в каналах.

Начали работу с концепции сайта. Её ценность в том, что она описывает то, каким должен быть сайта исходя из задачи и анализа конкурентов. Становится ясно, какой должна быть структура сайта, на какие вопросы он должен ответить и каким вообще должен быть. Я такое тоже умею, но Михаил проводит более глубокую работу и опыта в маркетинге у него больше.

В понедельник Михаил получил аванс и пообещал результат к четвергу. В четверг отписался, что док получается длинный и нужно время до вечера. Однако ни вечером, ни в пятницу он ничего не отправил. В субботу заказчица забеспокоилась и спросила, когда ждать результат. В воскресенье Михаил написал сам — оказалось, подрядчик кинул его на деньги, и у Михаила прихватило сердце. Сказал, что сделает всё сегодня, а остаток денег не возьмёт из-за срыва сроков.

В первые три дня проблема была еще не такой явной
В первые три дня проблема была еще не такой явной

Однако в обозначенный день и на следующий тоже он ничего не отправил. В понедельник Алина снова спросила, как дела, а Михаил ответил, что всё еще решает проблемы со здоровьем, но утром во вторник будет готов продолжить.

На следующий день всё стало хуже. Очевидно, что мне следовало подключиться раньше
На следующий день всё стало хуже. Очевидно, что мне следовало подключиться раньше

В конце концов Алина попросила вернуть деньги. Думаю, она решила, что это всё — отмазка и работа вообще не была начата. Я предложил довести работу до конца, сказал, что мы действительно можем вернуть деньги, а можем довести до конца. Да, плохо, что мы потеряли это время, но ведь нового подрядчика придется погружать повторно, а это тоже время. К тому же Михаил сказал, что работа готова на 50% и может показать её часть.

Заказчица сначала согласилась и попросила показать наработки, но тут возникла другая проблема: он скинул первые 6 страниц документа, а я решил, что это и есть та самая половина. И Алина сказала, что если это 50%, то продолжать мы точно не будем. Мы с Мишей просрали второй шанс просто потому, что я неверно его понял.

После возврата предоплаты состоялся вот такой диалог. И хотя претензий высказано не было, стало абсолютно ясно, что наши дружеские отношения на этом закончились.

Три истории, когда я сам предложил заказчику помощь, но в результате всё пошло прахом

Какие ошибки я допустил. Заказчица ждала работу в четверг и пятницу, и когда во второй день ответа не получила, её беспокойство только возросло. Мне следовало сразу позвонить маркетологу, а потом — заказчице. Также стоило потребовать от Михаила не «кормить завтраками» и сперва разобраться с сердцем, а уже потом назначать новый срок.

Я привык, что у меня самостоятельные подрядчики, а Михаил меня вообще ни разу не подводил. Я не был готов к такому повороту и расслабился.

После этой истории я пару дней был в какой-то депрессухе и не мог прийти в себя. Больнее всего было похерить хорошие с Алиной и её мужем. Как прежде уже не будет, потому что доверие подорвано. Я прекрасно понимаю, что проблемы в рабочих отношениях не могут не сказываться на личных. Но что есть, то есть, придется жить с этим дальше.

Чему это меня научило

Не могу сказать, что я жалею об этом опыте. Для меня любой опыт — это часть жизненной подготовки. Тебе прилетает из-за собственных или чужих ошибок, ты падаешь, но благодаря этому учишься подниматься и двигаться дальше.

И еще раз: я не говорю, что всегда плохо предлагать что-то заказчикам. Просто нужно знать о рисках и учитывать их, быть готовым к провалу. Особенно если с вашей стороны инициативы было больше, чем со стороны заказчика.

У вас был подобный опыт? Расскажите, как это было.

26
2
19 комментариев