ИИ запомнит всю вашу жизнь

Сэм Олтман (он же Альтман, мне так привычнее), глава OpenAI, недавно сформулировал масштабную концепцию будущего ChatGPT на мероприятии Sequoia. Альтман ожидает, что технологии в конечном итоге достигнут уровня, когда модель искусственного интеллекта сможет «помнить» всю жизнь конкретного пользователя. Это не метафора, а конкретная заявка на развитие продукта.

Представьте небольшую модель с огромным контекстом — примерно триллион токенов, — которая хранит и постоянно обновляет всю историю жизни пользователя. В эту память войдут все прочитанные книги, электронные письма, просмотренные страницы, переписки и разговоры. С каждым днем контекст будет расширяться, а возможности персонализации станут практически безграничными.

По мнению Альтмана, в идеале такая модель должна не просто запоминать, но и логически обрабатывать всю накопленную информацию, чтобы точнее отвечать на любые вопросы и предлагать персонализированные рекомендации.

ChatGPT, между тем, что уже шарит память между всеми моделями OpenAI, которыми пользовался юзер.

И это не только про отдельных пользователей. Альтмана предположил, что организации тоже смогут использовать аналогичные модели, которые будут интегрированы с их корпоративными данными.

Тренд на развитие памяти ИИ заметен у ведущих компаний. Google, Meta (запрещена в РФ) и Microsoft активно развивают способности своих ИИ-ассистентов запоминать данные, чтобы совершенствовать персонализацию и повышать вовлеченность пользователей. Google Gemini недавно начал интегрировать в контекст взаимодействия с пользователем его историю поисковых запросов. Microsoft запустили функцию Recall — инструмент, который по умолчанию может делать регулярные скриншоты пользовательских устройств (с возможностью опционального отключения).

Meta также экспериментирует с памятью в своих чат-ботах в WhatsApp и Messenger, заявляя, что это позволит точнее выдавать персонализированные рекомендации — в том числе коммерческого характера.

Подобные функции не только делают технологии более полезными, но и являются логичным шагом в жесткой борьбе экосистем за удержание пользователей и коммерческие возможности. Как отметила профессор MIT Пэтти Маес, если сервис серьезно знает и помнит все о вас, то поменять его становится гораздо сложнее: вы привязываетесь к одному продукту и избегаете перехода к конкурентам.

И здесь же возникает комплекс серьёзных вопросов, связанных с приватностью, безопасностью и коммерческим использованием личных данных. Чем больше система хранит о вас информации, тем потенциально большими будут риски — от приватности до прямой манипуляции.

В последние годы мы видели немало примеров, вызывающих опасения: сбои моделей, галлюцинации, использование LLM для распространения дезинформации, а также случаи необъяснимого поведения ИИ. Всё от цензурируемых китайских чатботов до неоднозначных алгоритмических решений у продуктов Илона Маска (недавний скандал с геноцидом от Grok).

Крупные корпорации, несмотря на заявления о прозрачности и приватности, всегда будут сталкиваться с необходимостью монетизации своих наработок, и персональные данные — один из самых привлекательных ресурсов для этого.

Идея памяти у искусственного интеллекта вполне реализуема и, более того, фактически уже реализуется. Но необходимо заранее и чётко понимать её риски и задачи, чтобы не столкнуться с проблемами совсем другого масштаба.

Подписывайтесь на Telegram-канал Нейрократия.

3
2 комментария