{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

История «Ай Ти Констракт»: как бизнесмен-самоучка из Новосибирска стал лидером среди партнеров «1С-Битрикс»

Программист Роман Петров не собирался становиться бизнесменом. За 15 лет совершил всевозможные ошибки и построил одну из самых крупных и востребованных IT-компаний в Сибири. Как ему это удалось?

Предпринимательский путь 42-летнего новосибирца Романа Петрова складывался непросто. Он преподавал программирование в вузе, зарабатывал на системном администрировании. В бизнес пришел «за компанию» с друзьями. Через пару лет из-за проблем с поиском клиентов и кассовых разрывов партнеры бросили дело. Роман не отступил.

Вести бизнес в одиночку и без опыта было сложно. Почти шесть лет Роман совершал ошибки и не был уверен в том, что сделал правильный выбор. «1С-Битрикс» остановил эти метания: «Управление сайтом» и «Битрикс24» помогли IT-компании Романа стать одной самых крупных и востребованных в Сибири.

Услугами «Ай Ти Констракт» пользуются СДЭК, «МодульКасса», «Агентство по страхованию вкладов» и другие российские компании. Каждый сотрудник приносит Петрову около 1,5 млн рублей — в 5 раз больше, чем на старте бизнеса.

Как новосибирский программист «приручил» разработчиков и заказчиков и стал лидером среди партнеров «1С-Битрикс»?

Запуск бизнеса

Роман родился в Южно-Сахалинске. Программированием увлекся в старших классах. После школы поступил на факультет прикладной математики и информатики в Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Возвращаться на Сахалин ему не хотелось — «середина 90-ых», лаконично объясняет предприниматель.

Интерес к персональным компьютерам перерос у него в профессию — он совмещал учебу с системным администрированием и преподаванием в НГТУ, подрабатывал программистом на фрилансе. К 2004 году получал $1000 в месяц. Романа все устраивало.

В 2005 году друзья рассказали Роману, что хотят открыть веб-студию. Позвали его отвечать за техническую часть. «В те годы начал развиваться аутсорсинг. Я метался: начать программировать или заниматься чем-то еще. Что-то несознательное во мне откликнулось на это предложение», — вспоминает причину согласия Петров. Так появился «Ай Ти Констракт».

Трудности на старте

Стартовые вложения ограничились покупкой телефона и симок. Через полгода партнеры сняли офис, наняли четырех сотрудников. «Многим заказчикам, когда они покупают «воздух» — сайт или программную систему, важно убедиться, что они делают это у достаточно надежной компании. Офис помогал доказать, что мы существуем», — объясняет предприниматель.

Рынок тогда был слабо развит. Клиенты сами до конца не знали, чего хотели. Им предлагали разработку сайтов, услуги по программированию и техническому сопровождению. Первых клиентов искали среди знакомых, покупали рекламу в 2GIS.

По словам Романа, они с партнерами демпинговали — продавали услуги по фиксированной цене чуть выше себестоимости. Это помогло наработать клиентскую базу, но привело к ошибкам в расчетах стоимости и в результате — к кассовым разрывам. Проекты затягивалась, работы оказывалось больше, чем предполагалось. Компания уходила в минус.

Чтобы удержаться на плаву, пришлось вкладывать личные накопления. Когда они начали иссякать, предприниматель вернулся к фрилансу: работал системным администратором.

Партнеры не выдержали испытания и друг за другом покинули компанию. В 2007 году Роман остался один.

Партнерство с «1С-Битрикс»

Роман нашел способ избежать разорения. «Мы были маленькими и глупыми, писали свою систему управления сайтами. Я посмотрел вокруг и понял, что дальше так жить нельзя», — вспоминает Роман.

Он изучил предложения на рынке, остановился на лидере — «1С-Битрикс». Статус официального партнера упростил поиск клиентов. Предприниматель стал точнее оценивать стоимость проектов и совершать меньше ошибок. Средний чек вырос в два раза — до 100 -200 тысяч рублей за проект.

В 2007 году «Ай Ти Констракт» получил 1,5 млн рублей выручки. Петров предпочитает оценивать эффективность работы компании в пересчете финансовых показателей на одного сотрудника. Каждый человек в штате приносил около 300 000 рублей выручки в год. В 2008 году — уже 400 000 рублей, в 2009 году — 700 000 рублей.

До 2011 года предприниматель еще сомневался, правильно ли поступил, когда открыл бизнес. Пока не стал лидером по продажам среди партнеров «1С-Битрикс». Достичь этого результата помог фокус на одном продукте и растущая с каждым годом экспертиза в разработке «на битриксе». «Ай Ти Констракт» не занималась креативным дизайном — «делала ставку на практичность, а не на красоту».

«Мы посчитали и поняли, что нам проще, лучше, выгоднее, экономичнее работать с одним продуктом, который мы хорошо знаем», — объясняет предприниматель.

Клиентами Романа стали Федеральная миграционная служба по Новосибирской области. «Ай Ти Констракт» создал сайт и поддерживал его 10 лет, пока ФМС России не собрал региональные подразделения на одном федеральном портале.

В эпоху, когда сотовое покрытие было нестабильным, предприниматель занимался разработкой приложения для торговых представителей оптового дистрибьютора. В нем отображались свежие базы цен, актуальные данные об остатках и прочая прикладная информация для коммивояжеров.

Предприниматель работал преимущественно с малым и средним бизнесом. «Ай Ти Констракт» делал по 50-60 сайтов в год. В 2011 году открыл представительство в Москве, и с тех пор не опускался ниже второй строчки в рейтинге партнеров. Годовая выручка в пересчете на одного сотрудника составила 900 000 рублей.

Новосибирский Google

В 2012 году оборот и штат еще увеличился, но компании грозили убытки. Чтобы найти дыры в операционных процессах, Роман нанял исполнительного директора и изменил подход к ведению дел. Формализовал бизнес-процедуры, начал оценивать стоимость проекта в часах — фактическом времени, которое потратят разработчики на задачу. За дополнительные пожелания заказчики теперь доплачивают.

Петров взял в расчет, что из стандартного восьмичасового рабочего дня программисты тратят на дела только половину времени. Позже норму увеличили до шести часов в день. Теперь сотрудники четко фиксируют: когда выполняли задачу, когда вышли на перекур или обед, когда снова приступили к делам. За переработки к окладу полагается надбавка. Это мотивирует команду.

Роман создал в офисе комфортные условия, «почти как в Google». Программисты могут отдохнуть в массажных креслах. На кухне их ждут 15 разновидностей чая и безлимитный кофе. Дни рождения отмечают всем коллективом. При недомогании разрешают работать из дома.

Эти меры помогли создать дружескую атмосферу и удержать ценных программистов. Каждый сотрудник начал приносить компании около 1 млн рублей выручки в год. Прибыль увеличилась с 5% до 20% от оборота.

Даже падение курса рубля в 2014 году незначительно сказалось на бизнесе, уверяет предприниматель. К 2015 году сотрудники приносили компании более 1 млн рублей выручки в год каждый. Этих денег хватило на покупку помещения для офиса.

Сила слова

«В то время сайты еще были непонятной штукой», — отмечает Роман. Преподавательский опыт помог консультировать и обучать покупателей. «Та же ситуация с CRM. Приходит клиент, для него это — волшебное облако, из которого, как из ведерка, сыпятся лиды», — улыбается предприниматель. Он предпочитает погружаться в бизнес заказчика и вместе с ним определять, какие инструменты нужны компании. И как с их помощью оптимизировать процессы.

Опытом он делится и другими предпринимателями — на мероприятиях, которые проводит «1С-Битрикс».

«Партнерство дает нам возможность участвовать в федеральных активностях. Не довольствоваться маленьким маркетинговым бюджетом в наших ладошечках, а быть в большом комбайне, которым «Битрикс24» едет по IT-полю и собирает всё, что можно», — делится Петров.

Выступления подтверждают статус эксперта в глазах потенциальных клиентов и приводят к новым заказам. В портфолио «Ай Ти Констракт» появились: Агентство по страхованию вкладов, СДЭК, «МодульКасса», S7 Technics [подразделение, которое занимается ремонтом воздушных судов].

Мероприятия привлекают и талантливых программистов. «Ты не можешь щелкнуть пальцами, и у тебя — бах! — неожиданно появилась команда из классных технарей. Ты должен быть существенно выше рынка по деньгам и очень интересен по проектам. Нам важно было, чтобы про нас знали», — объясняет Роман.

Предприниматель признается, что на сцену его тянет не только расчет. Роману нравится выступать и заряжаться энергией аудитории. Роман продолжает преподавать в вузе, чтобы «делать мир чуть-чуть лучше». В 2018 году даже открыл учебный центр, в котором знакомит людей с «Битрикс24».

Удары по бизнесу

За годы учебы предпринимательству на практике Роман стал опытным бизнесменом, но это не спасло его от проблем. Пару лет назад он наделил одного из сотрудников слишком большими полномочиями — позволял заключать договоры напрямую. Перед увольнением подчиненный провернул непонятную сделку на крупную сумму, подставил компанию. Результаты Роман два года «разгребает» в суде. «Чужие ошибки не так ценятся, как свои. Рекомендую, конечно, с доверенностями быть поаккуратнее», — подводит итог Петров.

После того случая компания работает без потрясений, доверять людям предприниматель не перестал. К 2020 году каждый сотрудник приносит компании около 1,5 млн рублей выручки.

Еще один удар по бизнесу нанесла пандемия коронавируса. Сотрудники легко перестроились на работу из дома. Но Роман заметил, что продуктивность немного снизилась и ослабевает командных дух. «Работать стало сложнее. Учебный центр ушел в ноль. У клиентов существенно сократились маркетинговые бюджеты», — делится предприниматель. И отмечает, что только направления по разработке сайтов и «Битрикс24» выстояли в коронакризис. Количество заказов не уменьшилось.

Среди свежих кейсов по созданию сайтов Роман отмечает крупнейший российский интернет-магазин семян — Seedspost и региональную сеть гипермаркетов товаров для детей Rich Family. Команда «Ай Ти Констракт» обеспечила необходимые интеграции и бесперебойную работу сайтов. В направлении по «Битрикс24» тоже появились новые клиенты. Роман выделяет Новосибирский центр «Мой бизнес», которому его команда помогла организовать удаленные консультации для предпринимателей через CRM.

Стабильный спрос на услуги в IT во время пандемии Роман объясняет тем, что люди начали понимать — без онлайн-систем компании не выживут во время следующего локдауна. «Ай Ти Констракт» по-прежнему остается одним из лидеров среди партнеров «1С-Битрикс».

Волна прогресса

«Коронавирус открыл окно возможностей», — уверяет Роман. Раньше ему было сложно соперничать за клиентов из Центральной России, где «больше бизнесов, компаний, денег». Пандемия стерла границы, теперь предприниматели легче заказывают услуги у подрядчиков из отдаленных регионов.

Подход к созданию сайтов за последние пять лет тоже изменился. Раньше все нужно было делать с нуля. Теперь можно взять шаблон — в том же «Битриксе», «набить шишки в интернет-торговле» на практике и только потом заниматься доработками.

Предприниматель уверен, что рынок идет к тому, чтобы больше использовать готовые решения. На базе продуктов «Битрикс24» Роман начал выпускать CRM «под ключ» для разных сфер бизнеса: продажи мебели, кондиционеров, дверей и сантехники. Он планирует развивать направление продуктовой разработки.

Еще одна цель — выйти за рубеж. Из-за юридических особенностей, ему понадобится помощь.

«“1С-Битрикс” много делает для партнеров. Единственное, чего мне не хватает — мы хотим работать за границей как продуктовая компания. Поскольку мы ничего, кроме «Битрикса» не делаем, ждем, когда нам разрешат работать с заграничными компаниями через российское юридическое лицо. Нам очень хотелось бы делать готовые решения для западного рынка», — делится Петров.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Епанчинцев

Как бывший сотрудник, проработавший в этом чудном, не побоюсь этого слова - семейном коллективе 8 лет, могу подтвердить крутость Романа))))

А вообще, Роман Владимирович, когда уже начнете писать на VC? Вы ведь можете зажечь слогом! Интервью по верхам, стоит в каждую веху углубиться, уверен, местным обитателям будет крайне интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петров

Андрей, спасибо за отзыв ))
Надо уже писать, да!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сысоев

1,5 млн выручки на человека в год = 125 000 выручки на человека в месяц

Средний разработчик в месяц стоит больше чем выручка с одного сотрудника. Странно это

Хотя если выручка 1,5 млн на сотрудника в месяц, то я знаю чем буду заниматься совсем скоро

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петров

Михаил, выручка на человека в год считается из расчета всех сотрудников, в том числе маркетолога, системного администратора, бухгалтера и т.д., а не только на "производственный отдел" или программистов.

Ответить
Развернуть ветку
Fu bitrix

Ни разу не прикрытая реклама говнобитрикса (внезапно). Эй, супер-пупер разработчики супер-пупер решений. Как там поддержка композера по дефолту в 2к20?
Может,ваше дерьмо соответствует psr? Может, ваше дерьмо из коробки соответствует тому, что вы пишете в своих рекламных буклетиках? Может, ваше дерьмо в 2к20 работает не через передачу данных в компоненты в виде массивов (2020 год, КАРЛ) ? Может, ваше дерьмо не начинает безбожно лагать, когда количество sku достигает значений, соответствующих нормальному интернет-магазину? Может, ваше дерьмо поддерживает из коробки... аутентификации по почте? Да она у вас, бестолочей, даже называется авторизацией. 
Нет нет нет и ещё раз нет. 
Хотите выбрать битрикс - будьте готовы заносить бабосики мне за интеграцию и правку любого чиха))) 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петров

Битрикс - отличная система, решающая из коробки многие боли интернет-магазинов, и адаптированная под российские реалии.
У нас есть много примеров как быстрого запуска с минимальными затратами, так и интернет магазины с сотнями тысяч SKU, которые нормально работают.

Очень важно, что когда вы сравниваете технические особенности разных систем, реально учитывать все затраты бизнеса. Здесь Битрикс показывает очень достойные характеристики.

Ну и сначала описание проблем, а потом приглашение работать с вами как с интегратором по битрикс - улыбнуло.

Ответить
Развернуть ветку
Товарищ Прапорщик

Роман - гений. С большим удовольствием слежу за компанией!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Калинин

Сейчас уже такой путь не проделать. Это падающий рынок. Очень многие крупные компании начали набор в штат собственных спецов, гораздо проще иметь человека в штате а не команду по сопоставимым деньгам на аутсорсе

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петров

Да, выйти на рынок вовремя - это половина успеха.
Вторая половина - работать качественно самому и с надежными партнерами.

Сейчас сайты, конечно, уже не "новый" рынок, но есть много других идей, где можно работать. CRM вот растет, напоминает рынок сайтов 15 лет назад.

Ответить
Развернуть ветку
дмитрий макаров

Это толькл для очень крупных компаний свои разработчики нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Х

Роман Владимирович, примите лабу по ассемблеру 🙈

Ответить
Развернуть ветку
Parfentia

+

Ответить
Развернуть ветку
Артем Юн

А у меня уже приняли, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Николай Косяченко

А я, как заказчик, столкнулся с обратной стороной оценки работы в часах: желание сотрудников продать рабочие часы, а не решить мою задачу.
Часы на оценку, часы на размышления, часы на разработку, часы на внедрение и часы на поддержку. В итоге отсутствие понимания у меня во сколько обойдётся решение задачи и сомнения в том, что у сотрудников компании опыта и знаний достаточно, чтобы её решить в конкретные сроки и деньги.
Компания по продаже часов.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Петров

Николай, спасибо за ваш комментарий. Уточнил у сотрудников детали вашего запроса.
В ИТ-отрасли принято несколько сценариев работы, один из которых - time&material, когда заказчик абсолютно прозрачно видит затраты исполнителя на задачу и оплачивает их по согласованной ставке за час работы.
Такой режим применяется, когда нет возможности точно оценить задачу, и когда нет желания "перезакладывать" в смету риски проекта.
Большинству клиентов мы предлагаем именно этот режим, он позволяет выстроить честные, партнерские отношения и прозрачную систему оплаты.

Ответить
Развернуть ветку
дмитрий макаров

Читаешь диферамбы и очередной раз поражаешься, как рядовые винтики могут загубить дело. Мы купили магазин от АСПРО, которые в последствии послали нкс с поддержкой, тк отдали на аутсорс, в том числе по выполненным работам. Выдали список агентов, пишу уже несколько недель, ощущение, что общаюсь с низкосортным Исполнителем: то адрес не тот менеджеры укажут для связи, то не отвечают, пока этот адрес окольными путями не найдёшь, то пришлют совершенно неадекватные условия выполнения, как будто с "потолка". И ведь, много такого по России, вопрос кадров - острый, к сожалению.
А Роману желаю удачи, такие проекты создать могут только настоящие и сильные личности.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Andreeva

"растущая с каждым годом экспертиза" - это с каких пор слово экспертиза перестало означать исследование, проводимое компетентным лицом, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях получения ответов на вопросы, требующих определённых специальных познаний, а стало обозначать компетенцию эксперта?..

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда