What’s next? (Что дальше?) Куда меня завел процесс разработки приложения для путешествий, и куда двигаться дальше?

Всем пользователям VC.RU доброго времени суток.

Меня зовут Киселев Игорь, я предприниматель.

Некоторое время назад я уже написал одну статью здесь. Она была посвящена продукту, над которым работал я и команда, которую мне удалось собрать. Зачем эта статья сейчас появляется здесь? Для того, чтобы задать аудитории, среди которой наверняка есть множество толковых и талантливых людей в области IT. Вопрос звучит так – What’s next? (Что дальше?)

Суть проста. Мы делали проект в области путешествий. Если описать его одним предложением:

Социальная сеть для путешественников, а также инструмент, который позволяет создавать коротки видео истории из путешествий для последующего шеринга в нашей сети, или в любом другом месте. Ссылка на сайт. В данный момент сервис реализован, как приложение в AppStore.

Создавая этот продукт, я, как человек, изначально достаточно далекий от области IT, как области применения своего интеллекта, выступал сначала как заказчик (business owner). И начал я с простого обсуждения своей идеи со знакомыми и друзьями, потом с людьми менее хорошо знакомыми, но более вовлеченными в IT индустрию, и практически от всех я получил положительный отклик, но не просто дружеское похлопывание по плечу со словами: «Да, это будет круто!», а некий более развернутый и аргументированный отклик, который дал мне понять, что в этом направлении можно двигаться дальше.

Дальше было множество дней обсуждений, текстовых набросков идеи, - по сути я вытаскивал все, о чем я долго размышлял из своей головы и переносил в текстовый вид, как начальные требования к разработке. И уже после, мой компаньон, который в дальнейшем отвечал за маркетинг, нашел нужных на тот момент людей, которые уже давно работали в сфере IT и в разработке (в том числе мобильной) в целом.

С этого момента мы уже вчетвером проделали большой объем работы по исследованию рынка, по customer development, при чем он был, на мой взгляд, достаточно качественным и глубоким. Сервис ориентирован на англоговорящих пользователей (EU как точка входа), поэтому мы задействовали разные инструменты, в том числе покупали собеседования с европейцами, которые я проводил лично, благо свободно могу общаться на английском языке.

Далее, мы связались с дизайнером (выбрали из нескольких), с которым сделали лого, а также, нашли видеомонтажера, чтобы сделать небольшой рекламный ролик, дабы проверить гипотезу по привлечению пользователей и изучить их интерес, уже в более практическом поле. Дали рекламу через FB. Собрали какую-никакую аналитику, продолжили двигаться дальше.

Расписав максимальный функционал, мы выбрали то, что будет присутствовать в MVP продукта.

Далее, уже обладая знаниями о том, что есть заинтересованность в нашем продукте, а также исследовав рынок, конкурентов и понимая, что мы сможем предложить что-то, что будет отличаться в итоге, мы осуществили поиск разработчиков на тендерной основе (выбирали из 3-4 исполнителей). В итоге заключили договор с одним разработчиком, и разработка заняла у нас около 6 месяцев.

Сразу оговорюсь, я шел таким путем, для того чтобы самому лучше разбираться во всех вопросах, связанных с разработкой продукта, погружаясь во все возможные тонкости, задавая кучу простых и тупых вопросов, но получая взамен ценные знания. Можно было прости пойти в студию разработки с самого начала, сэкономить время, но потратиться раза в 1.5-2 больше (я сравнивал итоговые цифры).

Пока шла разработка, мы продолжали делать customer development, насколько могли его делать, не имея продукта (даже MVP).

Ближе к середине апреля 2019 года мы получили MVP, с которым мы уже могли работать, тестировать наши гипотезы и искать путь для дальнейшего развития.

Мы провели множество разных экспериментов, проверил рекламные компании в FB, Instagram, Apple Search Ads, Google Adsense. Получили достаточно большое количество инсталлов, за небольшой средний кост. И в конечном итоге пришли к тому, что, не имея обратной связи с пользователями, мы не могли двигаться дальше. А для того, чтобы ее получить в нужном объеме, как нам казалось, нужно идти в сторону социальной платформы, на которую мы нацеливались изначально.

С того момента я занялся поиском инвестиций, т.к. вложения требовались значительно большие, чем те, которые уже были затрачены. Осуществив поиск по разным кругам знакомых, разослав большое количество предложений в фонды, я нашел несколько прямых интересантов, с одним из которых, к слову тоже проект в области путешествий, достаточно масштабный, мы зашли в стадию подбивки плана разработки по срокам сдачи, и уже получили предварительное согласие на инвестирование. Это был конец ноября 2019 года. А дальше…

Дальше наступил COVID-19, сделка сорвалась, компания, с которой мы вели переговоры по итогам тоже сильно пострадала и речи об инвестировании дальше идти не могло. Проект Piligram замер, а потом и вовсе, я принял решение о его заморозке.

Ближе к осени 2020 года, я решил возобновить активность, т.к. обнаружил, что у приложения в AppStore есть органический трафик, постоянный, несмотря на то, что в развитии мы остановились.

Также, было разослано множество предложений в фонды, с которыми в дальнейшем удалось провести небольшие переговоры, и сформировать понимание, что сейчас сфера Travel выглядит мертвой для инвестирования.

Также, принял участие в двух конференциях от СОБА (https://soba.spb.ru/) на которых получил ряд фидбека, сначала достаточно положительного, но в конечном итоге, никто так и не увидел возможностей и потенциала проекта в будущем, при достаточно рискованных инвестициях сейчас.

Сейчас конец января 2021 года, COVID даже пока и не думал останавливаться в развитии своего распространения, а я задаюсь вопросом – What’s next? (Что дальше?).

Варианты, которые есть в голове, примерно следующие:

1) Заморозить проект в том виде, в котором он есть сейчас, до лучших времен.

2) Придумать, как его переформатировать под что-то иное, чем просто travel, что будет актуально.

3) ???

Я буду очень признателен любому фидбеку (даже классическим классным и дружелюбным комментам от пользователей VC.RU)

4 комментария

А точно дело не в продукте? Просто таких продуктов (плюс/минус) вагон и маленькая тележка.

Привет!
Да, возможно и так. Дело сейчас в любом случае в продукте, так как обстоятельства против него, даже если бы мы уже были в более развитой фазе. 
Вопрос в том, возможно ли его переформатировать?

Таких масштабов туризма, как раньше, уже не предвидится, даже политики многих стран об этом заявляют. Поэтому ищите другое применение, чтобы труды не пропали даром.