Менторство ux дизайнеров. Рефлексия product дизайнера

Кажется пора, подумала я спустя 3 месяца. Эмоции от процесса утряслись, ученики трудоустроились. Можно провести рефлексию на эту тему и понять, что было хорошо, что плохо.

1,5 года я брала на менторство дизайнеров. Кого-то обучала с нуля, кто-то приходил с хорошей базой. Количество увеличивалось от 1 до 40 в конце. Эта статья не только про успехи, но и про ошибки, так как считаю их неотъемлемой частью опыта.

Сейчас само обучение я приостановила, так как работаю фултайм в Ситимобил product дизайнером и больше занимаюсь практикой.

Все начинается с идеи

Когда я изучала UX дизайн, курсов не было в таком количестве, как есть сейчас. Топовые дизайнеры были «закрыты за стеной наград» и чувствовался шлейф недоступности. Я читала книги Яны Франк, студии Лебедева, и его же статьи. Красиво, но совершенно недосягаемо.

Вероятность получение фидбека на работу приравнивалась к нулю, поэтому я перерисовывала горы чужих работ и училась анализировать. Поэтому, наверно, и стала product дизайнером. Именно тогда подумала о том, что было бы классно иметь наставника, который смог бы подсказать, в ту ли сторону я двигаюсь и достаточно ли быстро.

Первая программа и первые ошибки

Прошло 5 лет и на рынке образовалось море курсов, еще больше дизайнеров. Дизайн-комьюнити стало более открытым: сейчас можно подписаться на топового дизайнера из Яндекса или Мейла в инстаграм и следить за его жизнью. Можно узнать что делает дизайнер из Гугл вечером в четверг и какие курсы проходит сам.

Менторство же набрало оборот чуть позже. Изначально процесс обучения я позиционировала как некое обучение под руководством более старшего профессионала. Ко мне пришел парень и сказал, что хочет стать UX дизайнером, но не хочет тратить время на длительные программы, поэтому пошел напрямую к практику. На тот момент я устроилась product дизайнером в Skillbox.

Наспех собранная программа и сообщения в телеге. Вот с чего началось обучение первого ученика. Мы списывались каждый день, обсуждали дизайн в фигме, пытались проектировать. Не было спринтов, последовательного трека, только голые ссылки на гайды, скринкасты и бесконечные правки.

Я совершила ошибку № 1: я решила, что новичка сразу надо кинуть в омут с головой и дать проектировать приложение. Это также сложно, как если бы человеку, который не умеет рисовать, сразу дать писать картину. Он не справится, еще и расстроится.

Ошибка № 2: выбор проекта. Мы с учеником взяли банкинг, а это не самая простая тема даже для хорошего UX дизайнера.

Вывод 1: новичку нужно давать попробовать разные небольшие проекты, поскетчить. В параллели изучать гайдлайны, стили, фреймворки проектирования, бизнесы. В идеале попробовать надо 3-5 разных проектов, прежде чем приступить к большому проекту.

В студиях такая практика используется для джунов, когда им дается отрисовать 5 экранов от проекта, доделывая работу за сеньером. Не сложно, но дизайнер вливается в работу.

Вывод 2: проекты выбираются в зависимости от уровня студента. Сначала лучше взять проекты, которые просты для понимания, например, интернет-магазин, приложения для чтения книг и тд.

Вторая программа и новые ошибки

Я взяла еще одну ученицу, потом еще одну и тут уже решила собрать программу. В составе были записанные видео-уроки и более-менее понятная структура подачи информации. Девчонки прошли ее и трудоустроились, и это была первая победа! Одна девочка устроилась в компанию Интеллектика в г. Ростове-на-Дону и работает там уже больше года. Вторая устроилась в Сайтсофт в Москве, но через несколько месяцев перешла в Сбер на позицию product дизайнера.

В программе было мало видео-уроков и они были не всегда последовательные. Под частые вопросы приходилось записывать видео каждому, объясняя на его проекте. Когда было 3 студента, проблем не было, но когда их стало больше, возникли трудности.

Вывод 3: студенты задают часто одни и те же вопросы, а значит нужно иметь дополнительную базу знаний для этого случая.

Масштабирование

После трудоустройства ребят посыпалось много заявок на менторство и тут я совершила еще одну важную ошибку: я брала всех.

Поясню. На тот момент я по-прежнему работала фултайм и нагрузка увеличивалась в геометрической прогрессии. На студентов я начала тратить порядка 3х часов, помимо основной работы, что в сумме давало стресс и выгорание.

Я решила уволиться из Skillbox и полностью заняться развитием блога и менторством. Первое что я сделала, это начала отдыхать и переписала программу. Теперь программа включала 2 курса: «Figma» и «Мобильный UI/UX дизайн с личным наставником». В процессе мы создали чат для ребят и это, кстати, стало одним из лучших решений. Чат активен до сих пор каждый день.

Из блога начали приходить студенты. Много. Сначала 5, потом 10, потом 15 в месяц. При этом работа стала действительно качественной, потому что 3-4х месяцев хватало одному студенту на освоение программы, создания портфолио и трудоустройство.

Вывод 4: при масштабировании необходима преоценка всей предыдущей системы. Изменение одной части проекта тянет за собой другие. Так увеличение количества учеников заставило меня по-новому собрать программу и задуматься над автоматизацией.

Процесс обучения

Процесс я поделила на 3 месяца:

В первый месяц мы проектировали главный сценарий для 4х разных приложений. Получалось 4 мини-проекта под iOS и Android. Каждый из них оформлялся и улетал на дрибббл. Так за первый месяц ученик получал первое портфолио и это дико мотивировало лететь вперед.

Процесс был построен по типу дизайн-спринта. Сбор данных для анализа, проектирование, презентация, анализ проделанной работы — все в рамках одной недели.

Ученик много анализировал интерфейсы, погружаясь в среду. За первый месяц он тестировал до 50 приложений по разным направлениям, что давало определенную насмотренность и видение. Каждый из таких проектов включал все важные для проектирования составляющие: анализ рынка, сбор референсов, создание юзерфлоу, прототип, дизайн-концепция, презентация.

Во втором месяце ученик выбирал сервис для проектирования и целый месяц мы тратили на создание рабочей модели, анализ решений конкурентов и создание дизайн-концепций. Много времени занимало исследование: собирали боли пользователей в продуктах, формировали гипотезы, делали выводы. Все как в реальных проектах. Платформу выбирал студент iOS или Android на свое усмотрение.

На третий месяц ученик приводил в порядок макет и оформлял кейс приложения на беханс. За практику было взято создание локальной библиотеки компонентов. Не работая с крупными дизайн-системами, такими как у Яндекса и ВКонтакте, ребята понимали понятия атомарности, консистентности и создания компонентов разных уровней вложенности. На собеседованиях это было плюсом для многих.

Я выступала арт-директором и заказчиком в одном лице. Но если взять первый месяц, где общение было ежедневное, то на второй и третий месяц ученик спокойно принимал большинство решений сам, я подключалась в редких случаях.

Этап собеседований и тестовых. Начали практиковать созвоны в зуме, где мы проходились по основным вопросам и это помогало не трястись потом на реальном собеседовании.

Вывод 5: ускорять процесс можно было только в том случае, когда человек приходил с опытом. Для этого понадобилась система тестирований на проверку знаний. Так можно было составить некое подобие адаптивной программы обучения.

География учеников затронула Украину, Беларусь, Кипр, Польшу, Россию. Было интересно вместе с учениками формировать запросы. Кто-то хотел в определенную компанию, кто-то в сферу IT, кто-то выйти на западный рынок. Так с каждым учеником в отдельности мы строили свой понятный трек и под него выбирали направление проектов.

Обкатав такую систему на ребятах, я создала небольшой продукт под названием «Личная стратегия развития» с понятными заданиями и списком материалов. Теперь я помогаю дизайнерам строить их личный трек развития.

Результаты

Результаты хочется разделить по направлениям, потому что не все можно посчитать. KPI я себе не ставила, конечно, но были идеи, которые реализовались в том или ином формате.

1. Мы собрали небольшое комьюнити уже практикующих дизайнеров, которые каждый день делятся инсайтами и ресурсам, . Которые поддерживают друг друга и помогают трудоустроиться. К моему удивлению начали подтягиваться дизайнеры извне просто в тусовку, просто пообщаться. Таким образом сетка связей растет и крепнет.

2. Большинство ребят сейчас работают в компаниях или попроектно. Одна девочка ушла сама в кураторство, что невероятно приятно. Значит ее вдохновил процесс.

3. Дизайнеры делятся заказами и участвуют в совместных проектах. Причем результаты получаются качественные, потому что они в простой форме могут друг другу что-то подсказать, указать на недочеты и это будет воспринято позитивно. Сейчас в чате «Дезигнеры» есть гласное правило критики: строго по конструктиву разбираем любую работу, без хейта помогаем улучшить. Работает в 100% и видимо это правило уже перетекает в их собственную практику.

4. Список компаний, в которых сейчас работают ребята: Интеллектика, Сбер, Cuberto, студия Олега Чулаков (4-ро дизайнеров!), GrowApp Solutions, FunBox, CarPrice, Droids on Roids.

Когда учишь других — учишься сам

1. Благодаря такому опыту я прокачала свои навыки. Для создания программы мне пришлось заучить гайдлайны, проштудировать документацию под iOS и Android, прочитать сотни статей. Параллельно с этим я участвовала в создании карты компетенций и разложилась весь трек обучения на атомы.

2. Ученики научили колоссальному терпению. Повторение одного и того же заставляет ловить дзен и не волноваться лишний раз. Наверно самое классное — это то, что с каждым из учеников у меня сложились если не дружественные, то доверительные отношения это уж точно. Когда ты с каждым болтаешь по 10 часов в месяц, это помогает подружиться.

3. Работа над проектом заставила выйти на камеру, начать вести блог, участвовать в созвонах с совершенно незнакомыми людьми. Зона комфорта ушла далеко от того, что было до.

4. Я научилась структурировать информацию и подавать ее так, чтобы ее воспринимали другие. Это такой внезапный скилл, который явно сам собой не образовывается.

5. Появились идеи развития и реального масштабирования. Все что было до я считаю классным опытом школы «на коленках». Дальше нужна переоценка и реальное инвестирование денег и времени.

6. Этот проект показал, что можно быть в любой точке мира, при этом быть в комьюнити и получать деньги. Да, сейчас самоизоляция и все на удаленке, но когда я ушла с официальной работы я была готова, что учеников не будет совсем. Но проект заинтересовал многих, чему я очень рада.

Вывод

Для тестирования идеи НЕ нужны инвестиции, только желание. На этом этапе классно пробовать разные форматы, подачу, концепты. Нужно много ошибаться, это дает колоссальный опыт. Так что вся эта большая история менторства делится на кучу маленьких выводов, которые были выше.

Что дальше

Дальше масштабирование и коллаборации. Мне хочется запускать проекты такого рода, тестировать и собирать аудиторию. Но все это я хочу делась совместно с другими экспертами. Это важно для сообщества в целом и для личного роста.

В канале Дизайн тащит публикую посты о жизни и рутине в продуктовой команде, развитии дизайнеров и новых технологиях. Подписывайтесь, там много интересного.

1717
3 комментария

Очень интересная статья, даже самому захотелось пройти ваш курс)
А чатик free to join или только через курс? Если фри — можно ссылочку пожалуйста?)

Ответить

В чатик доступ только ученикам. Но сейчас дошли до цифры в 50 и решили, что дальше новый будет для новичков. У стариков свои темы, обсуждение проектов, предложения о сотрудничестве))

1
Ответить