Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Рассказываем самое важное про игровую платформу Alfa Games.

Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Уже несколько лет пользователи мобильного приложения Альфа-Банка могут играть в онлайн-игры и получать призы: от повышенного кешбэка до реальных рублей и ценных бумаг. Но если раньше игры для Альфы разрабатывали подрядчики, теперь банк запустил собственное геймдев-направление и развивает внутреннюю игровую платформу Alfa Games. Рассказываем, зачем это нужно и разбираем кейс «Алхимии акций», самой успешной игры последнего времени.

В чём смысл геймификации

Клиенты ждут от компаний нечто большего, чем только профильные товары и услуги: фэшн-бренду недостаточно шить одежду, производителю косметики — делать крем, а банку — предоставлять финансовые сервисы. Аудитории также важна эмоциональная составляющая, которую, помимо прочего, может обеспечить увлекательный интерактивный опыт. Так сложился тренд на геймификацию со стороны брендов, и Альфа занимает здесь заметную позицию.

Для клиентов банка игры в приложении — это возможность отдохнуть, получить впечатления, стать частью сообщества и, конечно, побороться за реальные награды и на выгодных условиях познакомиться с банковскими продуктами. А некоторые игры включают образовательные элементы, с помощью которых можно повысить свою финансовую грамотность или разобраться в инвестировании.

Для банка игры — инструмент укрепления лояльности аудитории и решения бизнес-задач. Например, когда нужно стимулировать использование определённых сервисов: открыть брокерсчкий счёт, оплатить покупку с помощью смартфона, подключить Госуслуги. Кроме того, игры помогают повысить частоту входа в приложение. Чем чаще клиент его открывает, тем активнее пользуется услугами банка: расплачивается картой, отправляет переводы, оформляет вклады и кредиты.

«Людям гораздо интереснее участвовать в игровом челлендже, а не просто совершать какие-то операции или знакомиться с новыми для себя сервисами. Мы встраиваем игру в реальный продуктовый флоу, подсвечиваем через геймплей определенные сервисы — и это даёт отличные результаты».

Николай Манелов, руководитель дирекции развития и оптимизации онлайн-трафика

Зачем банку собственная игровая платформа

Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Раньше все игры Альфа заказывала у гейм-студий и диджитал-агентств. Это были спецпроекты с разным качеством исполнения, которое сложно прогнозировать. Какие-то продукты работали нестабильно, в других неожиданно вылезали баги, в третьих наблюдались недочёты в дизайне. Кроме того, внешние проекты не получалось сделать персонализированными — инфраструктура подрядчиков и банка не были интегрированы друг с другом.

Решением стали постепенный переход на разработку игр инхаус, а также создание собственной платформы Alfa Games на базе искусственного интеллекта. Она выступает технической базой, которая объединяет внутренние сервисы Альфы в единую инфраструктуру и позволяет разработчикам банка самостоятельно выпускать и поддерживать игры.

Вот четыре ключевые задачи Alfa Games:

1. Интеграция с банковскими системами. Alfa Games обменивается данными со множеством внутренних систем банка. Это помогает органично вписывать сервисы и продукты Альфы в игровой процесс, а также получать данные для его персонализации.

«Сложность в том, что системы, связанные с разными продуктами банка, работают автономно друг от друга. Чтобы в играх появилось новое задание, например, “Оплатите покупку с помощью Alfa Pay” или “Откройте накопительный счёт”, нужно провести большую техническую работу по интеграции — этим мы занимаемся в рамках Alfa Games».

Сергей Николаев, руководитель отдела маркетинга игровых механик

2. Персонализация заданий и призов. ИИ-модели анализируют данные пользовательских предпочтений и для каждого конкретного человека подбирают наиболее релевантные миссии и награды. Играть становится интереснее.

3. Быстрая обработка игровых алгоритмов. Они отвечают за ведение рейтингов, отслеживание прогресса игроков, выдачу призов и другие игровые процессы. Обработка происходит в режиме реального времени, что важно для поддержания активности пользователей. Если раньше итоги могли подводить лишь в конце игры, теперь результаты и награды доступны сразу.

4. Высокий уровень поддержки игроков и сбор фидбэка. Благодаря специально разработанному интерфейсу операторы контактного центра при общении с игроком сразу видят его прогресс, начисленные очки и другие параметры, которые помогают быстро разобраться в ситуации и помочь. Также команда внедрила централизованный сбор и анализ обратной связи для улучшения игрового опыта.

Как это работает — на примере игры «Алхимия акций»

В марте–апреле 2025 года Альфа провела 35-дневную игру «Алхимии акций» с призовым фондом 15 млн рублей. Игра побила рекорды вовлечённости пользователей и стала одной из самых популярных за всю историю геймификации в банке.

Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Задачей игры было познакомить клиентов с инвестиционными продуктами, а её механика отсылает к классической «Алхимии».

На выбор у игрока есть несколько элементов: нужно соединить два из них так, чтобы создать новый элемент. Например, чтобы получить снежинку, нужно соединить воду и холод. Количество попыток не ограничено, но важно время: чем быстрее пользователь находит нужную комбинацию, тем больше баллов получает. А чем больше баллов, тем выше твоё место в рейтинге и шанс выиграть. Каждый день игроки получали одно главное задание.

После того, как элемент дня получен, можно продолжать игру — искать комбинации и получать дополнительные баллы за создание редких элементов. Кроме того, можно зарабатывать достижения: заходить в игру определённое количество дней подряд или собрать все возможные элементы одной тематики — фэнтези-миры, супергерои и так далее. В этом случае пользователю также начисляют баллы для зачёта в рейтинге и предлагают выполнить задание с отдельной наградой. Например, пополнить брокерский счёт и получить подарочные акции на определённую сумму.

1000 участников рейтинга, набравшие больше всех баллов, получили акции на брокерский счёт. Чем выше позиция, тем выше стоимость активов. Например, призы за первые три места — ценные бумаги на 200 000, 150 000 и 100 000 рублей.

«Игра вызвала огромный интерес со стороны пользователей. В среднем клиент проводил в ней 13 минут в день и совершал целевые действия на 48,7% активнее по сравнению с предыдущей игрой — конверсия составила более 10% от количества выданных заданий. Нам удалось познакомить аудиторию с инвестиционными инструментами: многие благодаря игре открыли для себя фондовый рынок».

Антон Якимушкин, лидер стрима цифровых продаж по инвестиционным продуктам

Призы, но не только: почему игра стала вирусной

Уникальность «Алхимии акций» в том, что игра мгновенно стала хитом у самой разной аудитории. В неё играли пользователи всех возрастов, разного уровня дохода и опыта в инвестициях: от абсолютных новичков до премиум-клиентов с большими портфелями ценных бумаг.

Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Перечислим три основных фактора, которые помогли команде увлечь десятки тысяч людей и сделать «Алхимию акций» одной из самых успешных мобильных игр в истории Альфы.

Удачное наполнение

Здесь совпало всё: качественная графика, понятная интересная механика игры и разнообразные комбинации элементов.

Команда решила не делать акцент только на заданиях, связанных с инвестициями — и придумала множество фановых сочетаний. От очевидных, например, Дождь + Человек = Человек дождя, до загадочных и оттого запоминающихся: Человек + Ведьма = Кентавр. Эта комбинация стала самой обсуждаемой.

Другие популярные сочетания:

  • Румяный блинчик + Румяный блинчик = Штанга
  • Любовь + Голуби = Людмила Гурченко
  • Солнце + Человек = Виктор Цой
  • Червь + Песок = Шаи-Хулуд

Представители старших поколений оценили отсылки к советским хитам, молодежная аудитория — к героям Marvel, и все сразу — к историям для разных поколений, таким как «Гарри Поттер».

Пользовательский контент

Когда игра запустилась, в социальных сетях, телеграм-каналах и блог-платформах, таких как Дзен, появилось множество публикаций и обсуждений. Ажиотаж не спадал в течение всего месяца, пока продолжалась игра. Причём первые посты появились буквально сразу — ещё до того, как Альфа-Банк проанонсировал игру в собственных каналах.

«”Алхимия акций” — первая наша игра, которая сгенерировала настолько большое количество UGC-контента. Люди даже создавали отдельные паблики и каналы, где делились инструкциями и обсуждали, с помощью какой комбинации получить тот или иной элемент».

Сергей Николаев, руководитель отдела маркетинга игровых механик

Прозрачная система рейтингов и реальная возможность выиграть

Как и зачем Альфа-Банк разрабатывает игры с помощью искусственного интеллекта

Игроков привлекали крупные по сравнению с конкурентами главные награды, большой призовой фонд и высокие шансы выиграть благодаря системе рейтинга с 1000 призовых мест. Также важную роль сыграла возможность следить за своим прогрессом в режиме реального времени. Дело в том, что раньше призы получали только трое участников, суммы были в разы меньше, а победителей определяли лишь к концу игры.

«Это вторая игра, которую мы проводим по такой системе. Предыдущий опыт помог продвижению: в комментарии к постам об “Алхимии акций” приходили прошлые победители и писали, что банк действительно выплачивает обещанные призы. Это повышает доверие пользователей».

Антон Якимушкин, лидер стрима цифровых продаж по инвестиционным продуктам

Что дальше

Помимо хороших метрик и бурных обсуждений в сети, «Алхимия акций» принесла положительные отзывы в контактный центр банка. Это редкость: обычно в поддержку обращаются или за помощью, или с негативным фидбэком. Но люди, в основном, делились тем, как им нравится игра и просили её продлить.

Срок «Алхимии акций» был чётко ограничен: игра завершилась 7 апреля. Однако на фоне успеха команда сразу начала подготовку «Алхимии акций 2.0». Сроки запуска пока держат в секрете, однако известно, что новая игра выйдет за рамки инвестиций и охватит сразу несколько продуктовых направлений банка.

Если говорить об Alfa Games в целом, то сейчас мы наблюдаем начало большого пути: платформа запущена совсем недавно, весной 2025 года, поэтому команду ждёт множество задач и вызовов. В числе приоритетных планов на ближайшее время — завершить интеграцию платформы с внутренними системами банка, а также улучшить и расширить возможности персонализации в играх.

19
19 комментариев