Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito

Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito

Здравствуйте! Меня зовут Михаил Шрайбман, я являюсь СЕО веб-интегратора OSMI IT. Моя команда разрабатывает проекты для среднего и крупного бизнеса и внедряет ИИ в бизнес-процессы.

Сегодня я расскажу вам, как мы разработали маркетплейс для узкоспециализированной отрасли. Компания клиента выращивает и продает зерно в Самарской области. Мы создали для нее удобную площадку для размещения объявлений по типу Avito. Подробности читайте ниже. Приятного прочтения!

С какими вызовами столкнулся клиент

Компания Зернодар не только выращивает и продает зерно, но также сотрудничает и с поставщиками. Она перепродает зерновую продукцию других аграриев. Вопреки крупным объемам, отрасль продажи аграрной продукции сейчас слабо цифровизирована: сделки часто заключаются по телефону и через телеграм-чаты.

Заказчик пришел решить проблему устаревшего UX/UI, считая, что новый интерфейс больше привлечет пользователей. Мы провели глубокую аналитику и поняли, что главная проблема отрасли — не столько интерфейс, а колоссальное количество спама, перекупщиков и неточных объявлений.

Многие коммерческие предложения содержат недостаточно характеристик и слабо структурированных описаний. Покупатели и продавцы сталкиваются с неудобствами: множество телефонных переговоров, мошенничество, спам, отсутствие единой площадки.

Команда проекта решила совместно с клиентом, что без устранения этих проблем обновление интерфейса результата не даст.

Цель проекта Зернодар

Клиент поручил нам разработать и запустить удобную площадку объявлений (по типу Avito, но для зерновых культур), решив проблему спама, некачественных объявлений и высокой стоимости привлечения аудитории. Команда должна была сделать удобный и прозрачный инструмент для рынка, чтобы им пользовались продавцы и покупатели с их насущными запросами и проблемами.

Кастдев без воды: что нас спасло от ненужных фич

Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito

Мы провели исследование российских и иностранных площадок, проанализировали преимущества и недостатки. На этой основе сформировали первичный функционал продукта. Далее организовали кастдевы с реальными пользователями и определились, какие возможности нужны им сейчас, а какие можно внедрить позже или не внедрять. Так, отказались от постмодерации объявлений через ИИ.

Провели UX-исследования и создали анимационные кликабельные прототипы сайта. Протестировали их на реальных пользователях, чтобы понять, какие решения работают.

Как мы создали базу качественных объявлений без участия продавцов

Мы решили избежать крупных затрат на привлечение двух сторон рынка (продавцов, и покупателей) и привлечь только покупателей. Создали парсер, собирающий объявления с существующих площадок. Эти объявления обычно не дают полного представления о товаре — плохо структурированы, не считываются полные характеристики.

Мы парсили и анализировали тексты объявлений, размещенных на других маркетплейсах. Далее нам помог искусственный интеллект на базе Langchain:

  • пронализировал текст объявлений и извлекал из них характеристики
  • структурировал информацию и загружал в удобный JSON-формат
  • отфильтровал и удалил спам-объявления с минимумом характеристик
  • загрузил данные автоматически на нашу платформу, обеспечив удобную фильтрацию и поиск.
Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito

Как мы оптимизировали пользовательский путь

1. Авторизация и регистрация

Пользователь может зайти на сайт и просмотреть объявления без регистрации. Зарегистрировавшись как продавец или покупатель, он может публиковать до двух объявлений бесплатно. Для повышения конверсии пользователь заполняет карточку, может пройти модерацию и верификацию, получить иконку «про-пользователя».

2. Подписка.

При оформлении платной подписки открывается возможность автопубликации объявлений: объявление размещается на 30 дней и обновляется в выдаче по заданному расписанию — это обеспечивает ему топовые позиции.

3. Интерактивная карта.

Функционал просмотра объявлений реализован по аналогии с Авито и ЦИАН: можно просматривать его в виде каталога и на интерактивной карте. На карте рассчитывается расстояние по дорогам, учитывающее логистику. Это важный нюанс. В ходе кастдевов мы выяснили, что покупателям важно не только увидеть объявление, но и понимать затраты на логистику. Разработали карту с расчетом расстояния по дорогам, чтобы было видно стоимость доставки.

4. Колл-трекинг.

Номера подменяются, и звонки переадресуются на личные номера продавцов с уведомлением о звонке с площадки «Зернодар». Так продавцы, не размещавшие объявления, узнают о площадке от покупателей, переходят на неё и становятся пользователями. Аудитория проекта растет.

Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito

Почему Телеграм — лучший канал для маркетплейсов?

Наши исследования показали, что большая часть целевой аудитории активно пользуется Телеграмом. С этой соцсетью мы работаем не впервые — ранее делали проекты с чат-ботом в Телеграме, и они упростили работу бизнеса. Решили сделать Телеграм каналом привлечения.

Мы создали бот, который отправляет пользователям уведомления о объявлениях по выбранным категориям: зерно, пшено. Это позволило снизить затраты на привлечение аудитории: пользователи регулярно получают информацию без излишней рекламы. Подробнее о проекте мы уже рассказывали в статье про поиск фишки в продукте. Там описали, как решали проблему дорогостоящего привлечения пользователей.

Монетизация через подписку: почему это выгодно пользователям и платформе

Внедрили удобный функционал автопубликации объявлений: пользователь может разово указать параметры и настроить регулярное обновление объявлений — это позволяет удерживать позиции в верхних строчках выдачи.

Монетизацию реализовали по подписочной модели: пользователь бесплатно публикует ограниченное количество объявлений, а за расширение функционала платит ежемесячно. Подробнее о системе и её архитектуре читайте в другой нашей статье.

Техническая реализация

Маркетплейс разработан на платформе 1С-Битрикс с использованием реактивного фреймворка. Хотя обычно маркетплейсы предпочитают другие технологии, мы выбрали Битрикс с учетом возможности быстрого запуска и гибкой адаптации функционала. Дизайн и интерфейс разрабатывались с подходом mobile first.

Мы учитывали результаты UX-исследований и предпочтения аудитории — объявления удобнее смотреть с телефона.Разработали брендбук и провели исследование цветового оформления. В итоге подобрали сочетание зелёного (ассоциация с растениями) и жёлтого цвета (зерно).

Результаты проекта

Как мы цифровизировали рынок зерна и создали маркетплейс по типу Avito
  • Создана площадка объявлений с детализированными характеристиками товара
  • Решена проблема спама и неполных объявлений
  • Снижены затраты на привлечение аудитории за счёт парсинга и интеграции с Телеграмом
  • Обеспечили прозрачность через интеграцию с системой СБИС. Пользователи видят, насколько надёжен продавец. СБИС подтягивает данные о финансовой устойчивости, судебных делах и других рисках. Мы минимизировали риск мошенничества и повысили доверие к сделкам.

Так получился уникальный продукт — удобный, прозрачный и полнофункциональный маркетплейс. Мы продолжаем отслеживать его метрики и развивать решение, опираясь на фидбэк пользователей.

Спасибо за прочтение кейса. Если остались вопросы, или вы хотите прокомментировать проект, пишите. Больше публикаций о моей работе и проектах команды можно найти в телеграм-канале или на сайте.

5
1 комментарий