Как простой скульптор запустил производство на 1000 м² и начал продавать свои работы музеям и выставкам
Я долгое время был обычным скульптором и подрабатывал в разных местах. Однажды осознав, что больше не хочу работать по найму, я решил, что стану предпринимателем и буду работать только на себя. Как же я ошибался. Человек, который владеет компанией, на самом деле работает сразу на всех. Это огромная ответственность, но от этого — ещё интереснее.
Создание мастерской на балконе квартиры
В 2015 году, поняв, что нужно делать что-то своё, я одновременно ушёл с двух работ: Музея мировой погребальной культуры и студии Дениса Потеряева. Создание собственной мастерской началось на балконе моей квартиры, но сейчас, спустя 10 лет, мастерская уникальных экспонатов FreeART выросла до огромного производства и занимает 947 квадратных метров.
В самом начале я активно изучал видеоматериалы по маркетингу и искал способы, как быстрее раскрутиться. Один из интересных методов, который я нашёл, заключался в следующем: нужно было взять 300 бесплатных онлайн досок объявлений и разместить на них свои услуги. На самом деле, я нашёл больше 400 подобных площадок. Каждое утро я вставал в 6 утра и до 9 часов ежедневно занимался размещением объявлений. У меня ушло два месяца на эту задачу.
Со временем эти объявления начали приносить результаты: через 3–4 месяца мне начали звонить представители московских компаний с предложениями о сотрудничестве, например, для создания бутафории для квестов. Если ввести запрос о бутафории на платформах Google или Яндекс, первые страницы результатов поиска были заполнены моими работами. Это был очень эффективный инструмент — так у меня появились первые собственные заказы.
Первое время, перед тем как оформить мастерскую официально, я всё так же продолжал работать на своём балконе. Первый заказ, который я выполнил от лица мастерской FreeART, была синяя валторна для мюзикла. Я делал её по картинкам из интернета. Это была моя первая работа, которую я получил через доски объявлений.
Так как нужно было изготовить заказ за две недели, собирал изделие я из того, что попалось под руку в магазине «Леруа Мерлен». Там я нашёл трубы и сам сделал воронку из папье-маше. Нужно было, чтобы валторна была прочной и надёжной, поэтому я сделал её из стеклопластика с автомобильными шпатлёвками, которые очень воняли — дома всё пропахло.
Не успел я закончить эту работу, как появились новые заказы, один за другим. Они посыпались, как из рога изобилия.
Первые крупные заказы начали поступать от квестов. Я делал экспонаты для хоррор-квестов, где людей пугают оторванными конечностями. Ещё изготавливал разные ловушки на электромагнитных чипах. Самый распространенный сценарий квеста: нужно открыть дверь, взять палец какой-нибудь оторванный, подойти, поднести его к двери, и дверь открывается. Хорошо, что в детстве я чуть-чуть занимался робототехникой — здесь это мне сильно пригодилось.
К сожалению, посетители квестов ломали реквизит. Насколько бы надёжно это ни было сделано, даже полностью сваренную металлическую конструкцию умудряются как-то согнуть, сломать или вывернуть. И потом с этой проблемой клиент, конечно, приходит в мастерскую, и мне приходится исправлять.
Всем необходимо что-то устойчивое к вандализму. И поскольку я также работал с музеями и выставками, я понял, что лучше переключиться на эту сферу. Экспонаты руками трогать нельзя, и клиенты здесь более благодарные, они ожидают большего.
Открытие собственного производства
Я начинал на балконе, заказы становились всё масштабнее и масштабнее. Для одного из квестов у меня заказали Василиска — это такой змей из «Гарри Поттера». Он был ростом 150 сантиметров, а балконная дверь шириной всего 70 сантиметров. Не было ни одного шанса вынести готовый экспонат наружу. И вот, когда Василиск не поместился на балкон, пришлось искать подходящее помещение.
С деньгами было не особо. Я нашёл производственное помещение на улице Королёва. Искал долго, потратил около двух недель, объездил много помещений. Первый арендодатель, который разрешил снять помещение, сказал: «Я могу дать его тебе, но только на месяц, потому что оно пустует до тех пор, пока я не найду кого-то нормального». То помещение в 20 квадратов я снял за 6 тысяч рублей.
Я понимаю, что сроки поджимают, нужно сдавать проект, а в одиночку я его не осилю, поэтому я позвал ребят из музея мировой погребальной культуры на подработку. В целом мы всё успели, получилось не плохо, клиент был доволен.После Василиска начали поступать уже регулярные проекты. Пришёл заказ, нужно было сделать экспозицию для магазина. Но сложность в том, что это было 40 манекенов, которые нужно было полностью переделать: вместо голов, рук и ног нужно было сделать кактусы.
Заказ должен был быть готов через неделю. На тот момент в студии у меня работало всего двое постоянных сотрудников. Мы работали на износ, почти не спали, бывало, что и не ели, — но всё равно не успевали к сроку. Работая над проектом, я подумал: «Хорошо, это надо брать толпой». Я собрал всех своих друзей и друзей жены, и они помогли нам за пару ночей всё доделать. В итоге студия разрослась до 80 квадратных метров, и в ней появилось около 20 разных мастеров.
Коллектив из творческих людей: как управлять командой
Сейчас я очень тщательно выбираю сотрудников. Потому что был период в 2018 году, когда я второй раз сломал себе спину и оказался на грани паралича. Мне нужно было делать операцию, и вдобавок я столкнулся с кассовым разрывом. До этого я не знал, что это такое, а тут понял — это ситуация, когда берёшь большой заказ и одновременно пытаешься вести несколько проектов, не успевая везде делать одинаково хорошо.
Кассовый разрыв — временный дефицит денег на расчётном счёте, из-за которого компания не может платить зарплату сотрудникам, закупать материалы, оплачивать аренду. Простыми словами, кассовый разрыв — это ситуация, когда у предприятия есть прибыль, но нет возможности поддерживать нормальное функционирование своей бизнес-модели.
В какой-то момент из-за перелома я стал реже появляться в студии и коллектив «посыпался». Часть сотрудников просто разбежалась, а часть ушла в новый проект, последовав за одним недовольным зачинщиком «бунта». Иногда в компаниях так бывает. Появляются сотрудники, которым что-либо не нравится в работодателе, и они уходят, уводя за собой команду.
К сожалению, в большинстве случаев, такие персонажи ведут людей «в никуда». Коллектив уходит, потому что им что-то пообещали, но потом выясняется, что обещанного на самом деле нет. В итоге, зачинщики обычно не возвращаются, а коллектив хочет вернуться обратно. Частично команда FreeART вернулась, но частично пришлось набирать новую.
В мастерской FreeART работают сотрудники разных возрастов. Это очень замотивированные ребята, которые вовремя поняли, что они хотят делать в своей жизни. Они занимались каким-то искусством и развивали своё ремесло ещё до нас, а теперь, продолжают делать любимое дело, но уже вместе с нами. Для меня это очень важно.
Очень часто люди приходят на работу в мастерскую по знакомству. Например, устраивается сотрудник, понимает, что у нас классно, и начинает звать своих друзей. Бывает и так, что приглашённый знакомый остаётся у нас работать, а тот, кто его привёл, уже не работает с нами — у него появляются другие интересы, и он начинает заниматься чем-то другим.
На данный момент в FreeART работает около 30 человек. Есть постоянный состав, а также приходящий персонал. Всё зависит от объёма проектов. Так как мы сотрудничаем с художниками, которые зачастую занимаются ещё и своими собственными проектами, они часто работают на аутсорсе.
В каких музеях можно найти экспонаты, созданные в мастерской FreeART
В настоящее время наши объекты можно увидеть в Музее Победы, он посвящён Великой Отечественной войне. Там представлены реалистичные фигуры людей.
Среди экспозиций можно выделить экспозицию пленения Паулюса, а также выставку на корабле Петра Первого в Полтаве. Кроме того, у нас есть частные музеи и гастролирующие выставки, которые мы организуем. Одна из таких — выставка инопланетян, путешествует в данный момент по городам России.
Реалистичные фигуры и аниматроники: от Дональда Трампа до пришельцев
Сейчас компания FreeART специализируется на гиперреалистичных фигурах для музеев и выставок. Это могут быть фигуры людей, монстров или инопланетян. Например, в 2018 году мы изготовили эту мини-экспозицию диалога Дональда Трампа и Александра Пушкина.
Помимо этого, мы создаём механические фигуры. Например, это может быть динозавр, способный двигаться, или монстр, который щёлкает клешнями. Это называется аниматроника — направление интересное и увлекательное, но оно требует значительных усилий. Специалистов в этой области крайне мало в России.
Многие экспонаты мы делаем из силикона. С его помощью можно создать любую фактуру, вживить волосы, передать любой цвет. При необходимости его можно сделать прозрачным, а также добавить подсветку. Силикон обеспечивает больший реализм и вызывает у посетителей выставок настоящий вау-эффект.
Кто заказывает экспонаты и бутафорию?
Мы работаем в основном в B2B и B2G-сегментах, то есть сотрудничаем с компаниями и государственными учреждениями. Также у нас бывают заказы и от частных коллекционеров. Например, как-то раз у нас заказали экспонат — календарь Майя. Я спросил у заказчика: «Скажите, а вообще зачем он вам?». Он улыбнулся и ответил: «Да просто хочу друзей удивить».
Также для одного частного клиента мы изготовили подставку для зонтиков в стиле художника H. R. Giger. Эта подставка для зонтиков обошлась ему почти в полмиллиона рублей. Это была полноценная скульптура, в которую можно вставлять зонтики.
Существует также история частных музеев и серийных выставок. Когда мы организуем одну выставку, в процессе её проведения клиент понимает, что на этом можно заработать больше, и делает новый заказ. В производстве экспонатов есть такой момент, что повторять одни и те же действия уже не так интересно. Хочется делать за что-то новое.
Как устроен рабочий процесс в мастерской
Мой день проходит следующим образом: я встаю, веду ребёнка в детский сад, затем еду в мастерскую. На работе провожу собрания, делаю обходы и проверяю, на каком этапе находится выполнение задач и как всё работает.
Очень часто я застреваю в рутине, которая превращается в беготню по производству. Например, я могу вмешаться в процесс и «на ходу» что-то скорректировать. Могу сам сесть за компьютер и заняться чем-то в 3D, могу конструировать или рисовать эскизы и так далее. Мы с ребятами часто берёмся за проекты, которые никто раньше не делал. Часто поступают заказы, от которых уже отказались московские и питерские компании, а у нас задача вызывает интерес — для нас это новый вызов!
Сейчас большая часть экспонатов создаётся под моим надзором. По крайней мере, приёмка по качеству всегда проходит через меня. Также я вовлечён в разработку новых продуктов, особенно в области сувенирной продукции нашего бренда «Шаман». Мы создаём изделия как на фэнтезийную тематику, так и на этническую. Например, у нас есть головы снежного барса, медведя, саблезубого тигра и тд. Есть даже череп Спанч Боба! Мне это очень нравится, и я часто занимаюсь этим направлением.
Финансовыми вопросами у меня занимается жена, а маркетингом — я. У нас есть отдел пиара, есть два маркетолога, есть менеджеры по продажам. Но это не классические продажники, которые звонят и что-то втюхивают. Они, скажем, больше консультанты, так как выявляют потребность клиента.
По сути, задача менеджера в нашей компании — это не звонить вхолодную и активно что-то предлагать. Наш менеджер должен понять клиента, выслушать его, определить его боли и опасения. Бывает, что и вовремя отказать, потому что заказ не соответствует нашим ценностям.
У компании есть определённая этическая составляющая. Мы не производим продукцию для секс-шопов и подобных мест. Очень часто к нам обращаются люди, которые не хотят заказывать товары в Китае, а стремятся найти местное производство, чтобы сократить издержки. Я всегда отвечаю отказом, но не потому, что мы физически не можем это осуществить, а потому что это не то, чем я хотел бы заниматься. Мне важно, чтобы мои действия соответствовали моим моральным принципам.
Кроме того, я хочу в будущем иметь возможность честно рассказать своим детям, что я создавал и чем действительно занимался.