«Сто тысяч за коробку с проводами?!» 5 историй о том, к чему приводит экономия на компьютерах в офисе

Меня зовут Андрей Лодочников, я работаю в сфере ИТ больше 20 лет. Сейчас руковожу компанией «Решение», которая предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга в Екатеринбурге (и не только).

«Сто тысяч за коробку с проводами?!» 5 историй о том, к чему приводит экономия на компьютерах в офисе

И все эти годы меня мучает один и тот же вопрос: почему так много предпринимателей не хотят экономить?

Вот я предлагаю клиенту два решения его задачи. В первом случае мы сэкономим сейчас, но потом можем потерять намного больше. Во втором — сейчас потратим чуть больше, но в перспективе сэкономим значительную сумму.

Примерно 80% клиентов выбирают первый вариант, даже если у них есть финансовые возможности на второй. И это для меня загадка: почему так? Наша национальная особенность, что ли?

Сразу скажу: я за экономию. Я не люблю тратить лишние деньги, в том числе деньги клиента. Любое вложение должно себя оправдывать на 100%, в том числе и затраты на «компьютерные дела». Но я против вредной экономии, которая приводит клиента к неприятностям. И меня, соответственно, тоже.

Вот несколько историй такой экономии. Четыре с грустным и одна со счастливым концом :)

История 1: о жестком диске за 30 тысяч

У клиента агонизирует жесткий диск, невооруженным глазом видно, что не сегодня-завтра ему конец. Надо покупать новый. Советую коммерческому директору, какой лучше купить, чтобы работал дольше (марку писать не буду, чтобы не сочли за рекламу). Объясняю, почему нужен именно такой.

Предлагаю: давайте куплю сам. Не корысти ради :) Просто я его хорошо знаю и уже предчувствую, чем кончится его самостоятельный поход в магазин.

<i>Котом в мешке, купленным на весенней распродаже.</i><br />
Котом в мешке, купленным на весенней распродаже.

Человек меня слушает, но вежливо отшивает: мол, не велика задача, разберусь самостоятельно. Едет в магазин и выбирает «самый подходящий» вариант, на 2 тысячи дешевле. Я вздыхаю. Предупреждаю еще раз, что не стоит рисковать, но клиент непреклонен: «У нас нет сейчас столько денег, чтобы купить что-то подороже, на всем экономим, ужимаемся. Для нас эти 2 тысячи сейчас имеют значение».

Где-то через полгода экономия становится очевидной для всех. Новый диск ломается, коммерческий директор в растерянности: на диске информация, которая ему чрезвычайно нужна. Настолько нужна, что он идет и платит 30 тысяч (!) за восстановление диска. Информацию, впрочем, восстановить так и не удается.

История 2: о том, как клиенты платили мошенникам

Клиент купил Sip-телефон. У официальных дилеров показалось дороговато, взял с рук на «Авито». И некоторое время был очень доволен: купил по дешевке, а телефон работает на ура. Через некоторое время аппарат все-таки забарахлил, и клиент попросил посмотреть, что за неполадка.

Однако ни он, ни мы не предполагали, что эта техническая неполадка — еще не самая большая неприятность. Мы забрали телефон в офис, и пока тестировали, с нашего телефонного счета улетело 1000 рублей. Оказалось, что этот замечательный телефон перешит на угон учетки. И мошенники продали его на по дешевке именно поэтому: списывали деньги с компании за счет звонков на платные номера.

Излишне говорить, что убыток оказался намного больше той суммы, которую клиент потратил бы на покупку аппарата у официальных дилеров.

История 3: о трехдневном коллапсе, которого удалось избежать

Как-то прихожу в компанию, которую мы обслуживаем, и за разговором напоминаю директору, что сервер у них дышит на ладан. Накрыться может в любой момент. И лучше обезопасить себя и купить новый прямо сейчас.

У многих директоров слова «надо купить прямо сейчас» вызывают инстинктивную реакцию защиты: «Не надо. Или не сейчас». Но с Иван Иванычем мы работаем давно. Он мне доверяет, поэтому сразу переходит к делу: «Сколько?»

На тот момент сервер, который наилучшим образом подходил под их задачи, стоил 100 тысяч рублей. Эту сумму я и озвучил Ивану Иванычу. Директор был в шоке:

— Сто тысяч за коробку с проводами? Нет, Андрей, давай пока подождем. Пусть этот отработает свое, а потом подумаем.

— Хорошо, — говорю. — Можем подождать, пока этот не сломается. Тем более, что сломается он очень скоро, и мы будем вынуждены его менять. Но тогда в компании случится примерно 3 дня простоя.

— Ну так и что? — удивляется Иван Иваныч.

И тут я задаю директору вопрос, который заставляет его крепко задуматься:

— А сколько стоят 3 дня простоя в вашей компании?

Мы взяли бумажку и начали считать. Начали с зарплаты всех сотрудников, которую им за эти 3 дня простоя компания заплатить обязана. Даже если они совсем не работают.

<i>Простой в офисе — дело веселое :)</i><br />
Простой в офисе — дело веселое :)

Так вот: даже сумма зарплаты получилась у нас больше 100 тысяч! А если прибавить сюда недовольных клиентов, рекламации и упущенную выгоду — и новый сервер, который все равно придется покупать?

Сервер мы тогда купили, и он до сих пор работает бесперебойно. Благодаря благоразумию клиентов и их доверию к нам удалось избежать трехдневного коллапса на предприятии со множеством потерь.

История 4: о бесплатном и коварном вайфае

Даже небольшой простой — это убытки. Представьте ситуацию: не работает принтер на складе. Вызывают мастера, ждут, мастер исправляет неполадку — проходит не меньше часа. При этом несколько машин стоят и ждут погрузки. У машин почасовая оплата, и вот уже убытки. Плюс недовольные клиенты, плюс потеря времени и нервов.

У нас есть клиент, к которому мы ездим очень часто. Когда нам звонят из этой компании, я с точностью до 80% могу предсказать, что там случилось: «У нас принтер не работает!» И знаю, почему это происходит: все 20 офисных компьютеров подключены к этому принтеру по Wi-Fi.

«Сто тысяч за коробку с проводами?!» 5 историй о том, к чему приводит экономия на компьютерах в офисе

Конечно, я неоднократно говорил директору, что завязывать рабочий процесс в офисе на Wi-Fi — это неправильно. Лучше провести к оргтехнике провода. Но директор, хоть мы во многом находим с ним взаимопонимание, в этом вопросе со мной не согласен. Ему кажется, что Wi-Fi — это удобно и бесплатно.

Насчет того, что это удобно, могут быть разные мнения. Хотя я уверен, что если в офисе работают больше 10 сотрудников, а сам офис расположен в крупном деловом центре — то это очень неудобно. Особенно если стоит старый маршрутизатор на 2,4 ГГц, у которого всего 13 каналов. Постоянные помехи (офисов-то рядом много!), потеря скорости даже до 10 Мбит.

Но то, что эта технология для компании не бесплатна — мало кто думает. Допустим, принтер опять не работает. Проблему надо диагностировать и решать на месте: сетевые карты, ноутбуки и устройства разные, протоколы разные, много точек доступа. То есть, это дополнительный выезд специалиста и потраченные деньги.

Я недавно подсчитал: если бы клиент сразу согласился провести в офисе провода, он бы давно окупил деньги за дополнительные выезды, которые он заплатил нам за всё время.

История 5: о дохлом ИБП, который считали живым

Самая распространенная ситуация, при которой клиенты пытаются сэкономить на ИТ-обслуживании — это «менеджер с функцией сисадмина». Я подробно описывал одну такую ситуацию в статье «У нас менеджер Вася компьютерами занимается».

Менеджер — это условная категория, на самом деле это может быть любой сотрудник. Которому в нагрузку к его прямым обязанностям поручили еще и «заниматься компьютерами». И который, как правило, не может одинаково усердно служить двум господам: у него «провисает» и основная работа, и компьютерная.

Он, конечно, сколько-то разбирается в ИТ. Но профессионально расти у него нет ни времени, ни мотивации, поэтому обычно делает всё на коленке. И понятно, что в такой ситуации нет и речи о своевременных бекапах, безопасности баз и вообще системном подходе к ИТ-инфраструктуре фирмы.

«Сто тысяч за коробку с проводами?!» 5 историй о том, к чему приводит экономия на компьютерах в офисе

Недавно к нам обратились клиенты, небольшое рекламное агентство. У них вышел из строя сервер. Функции сисадмина на предприятии выполнял печатник цифровой машины, он же нам и сказал, что компьютер сломался после скачка напряжения (внезапно отключили, а потом включили электричество).

— У нас ИБП есть, — сказал он нам. — Но почему-то не помогло.

На деле оказалось, что ИБП уже старый и батарея давно умерла. То есть, аппарат выполнял функцию чисто психологическую: «есть, значит, защищает». По факту сервер был никак не защищен, и никто не знает, сколько ему досталось жестких перезагрузок до той поры, когда он уже не выдержал.

Нам оставалось только посетовать, что ребята не пришли раньше. Мы такие вещи проверяем сразу, когда делаем аудит ИТ-инфраструктуры любого предприятия. Потери сервера можно было бы избежать.

— Да мы думали, — объяснили они нам, — но решили пока сэкономить.

И тут я понял, что пора писать статью на vc.ru :)

Потому что бороться с этой национальной чертой можно только сообща.

3535
64 комментария

Слушай, человек! Я дочитала до истории 3 - это такой бред!!!   Или обслуживаемые тобой «компании» - латоШники на местных развалах, либо ты просто ПИ..Ш !   PS испанцы - экономят на всем что есть не одежда от gucci ,   Но в части офисного компьютерного борохла - строго все новое, гарантийный срок 2 года, далее поэтапная замена. Все сервера и данные - зеркалирование и cloud технологии ! Работала и в италии и в испании ( ~ 7 лет) насчет экономии на воде, туалетной бумаге, парковке и еще 100500 пунктов насмотрелась , но не на технике!!!!! И это самые экономно-жадные нации 

7

бред это твой коммент, если не понимаешь о чём пишет автор и вообще не разбираешься в вопросе, то зачем вставлять свои никому не нужные и не к месту 5 копеек, что бы все узнали что ты была в испании и италии?

44

Amy, напомню, у нас не Италия и не Испания :)

8

Комментарий недоступен

3

1. Любой жесткий диск может сдохнуть в любой момент, разницы между средним и премиум сегментом нет, если это конечно не серверный вариант, но там разница в разы и явно не ваш случай. 
2. Если перепрошили в одну сторону, значит можно и в другую.
3. Сервак за 100к может так же сдохнуть как и сервак за 20к с авито, я так понимаю речь идет о обычном ПК, Б/У серверное решение с авито будет стоить +- 200к, про новье вообще молчу.
4. Про вай фай выше писали если верно настроено, само восстановится после перезагрузки роутера и принтера соответственно. 
5. Что вы считаете сервером?

По факту, бекапы наше всё, любое железо может сдохнуть в любой момент, ну и облачные решения в помощь. 

11

тоже не очень понял, как можно определить, что "сервер вот-вот подохнет"
Диск застучал - можно заменить, вентилятор сдох - заменить, блок питания - заменить

Разве что кондеры на мат плате вздулись

4

Ну, не только же в жестком диске дело. Тут и распределение, и сеть и ИБП. Если нагрузка высокая, нужно перераспределять. И, собственно, не только в железе дело, иногда нужно пересматривать весь процесс работы самих работников, бывает делают много бесполезной работы.