Разговоры у кулера на удалёнке: как мы переехали из коворкинга в виртуальный офис

Проработав полгода на вынужденной удаленке, мы с удовольствием вернулись в коворкинг. А спустя всего неделю решили переехать в “онлайн офис”. Делимся впечатлениями и результатами эксперимента :)

Разговоры у кулера на удалёнке: как мы переехали из коворкинга в виртуальный офис

Для начала, нам нужно пару слов сказать о себе.

За полгода до наступления карантина, мы с коллегами разрабатывали и проводили деловые игры, а с переездом на удалёнку занялись разработкой сервиса, ориентированного на тех, кто проводит игры и тренинги в онлайне. (Подробнее о его создании, в нашей предыдущей статье на VC)

Итак, отметив наступление 21-го года, мы с коллегами решили, что пора возвращаться в привычное для нас место работы - в коворкинг.

Неожиданно для нас самих, этот опыт оказался некомфортным. Появилось общее ощущение неуюта.

При этом, до карантина, дискомфорт от работы “не из дома” никогда не возникал. Даже наоборот, была уверенность в том, что рабочую атмосферу создать дома невозможно и вообще, нужно почаще менять обстановку.

За карантин привычки сильно изменились и теперь в коворкинге для нас было шумно, еда и напитки обходятся дороже чем обычно, да и весь день сидеть на стуле не так комфортно, как работать на диване в домашней одежде.

А самое главное - привычное для удаленки, расписание рабочего дня, перестало умещаться в отведенные ей рамки. Как-будто в сутках стало на 3-4 часа меньше.

Поиск лучшего решения

Вместе с тем, как мы перешли в коворкинг и ощутили на себе "минусы" привычного режима работы, мы стали свидетелями экспериментов у нескольких команд, которые предположительно решили использовать наш сервис, как замену привычным "офисам".

Узнали мы об этом случайно, заметив аномалии по времени нахождения в пространствах. Мы предложили коллегам пообщаться и поделиться своей задумкой, а также впечатлениями от такого эксперимента.

Выяснилось, что так они борются с возникающей на удалёнке разобщенностью команд и экономят время на переписках и звонках в zoom/skype/telegram.

Оказавшись на растяжке из проблем от возвращения в коворкинг и трудностями удаленной работы, мы решили повторить этот опыт наших клиентов на себе. И для чистоты эксперименты, решили поискать проекты занимающееся схожей проблематикой и потестировать в первую очередь их.

В конце статьи делимся опытом: "Как мы попробовали онлайн офисы и что из этого вышло".

Почему привычные решения не работают

Перед тем как приступить к обзорам виртуальных офисов, хотим выделить те сложности, с которыми пытались бороться сами и которые нам так и не удалось победить связкой из известных и привычных всем средств: Zoom + Slack + Miro и т.д.

Исчезли неформальные и творческие разговоры в коллективе

Новым сотрудникам стало сложнее включаться в коллектив - у них появляется ощущение отчужденного "фрилансера", а не части проектной команды. А у давно слаженного коллектива стали возникать сложности, на почве неточного понимания задач, и обратной связи по ним - будто чего-то не хватает.
Люди просто стали отвыкать друг от друга.

Как влияет на производительность команды количество коммуникаций за день, я узнал из исследования Алекса Пентленда «Новая наука создания великолепной команды». Из этого мы поняли, на сколько важно количество "точек касания" внутри команды и что формат созвонов недостаточен.

Впустую тратится время на организационную подготовку к созвону.

Если вдруг потребовалось переговорить с несколькими коллегами, нужно с каждым связаться, дождаться пока они возьмут трубку или ответят в чатике. Потом выбрать и организовать “звонилку” в которой у всех заработает звук. И вот, “о чудо”, спустя полчаса подготовок, мы созвонились.

Конечно, такой проблемы не возникает, если у вас строгий режим и о каждом созвоне все знают заранее, он проходит регулярно в определенное время и с регулярным составом. У нас же, на практике, регулярными бывают только планерки.

Обзор сервисов

Позиционируют себя именно как онлайн офисы.

Видели много анонсов. Очень хотели посмотреть, но так и не смогли воспользоваться. Саппорт, любезно попросил нас пока подождать, а когда настанет время - нам пришлют приглашение.

Разговоры у кулера на удалёнке: как мы переехали из коворкинга в виртуальный офис

В первую очередь, позиционируется, как сервис для онлайн мероприятий.

Преимущества:

  • Просто организовать пространство для большого числа сотрудников (но не более 25 в одной комнате).

  • Очень много возможностей по визуальной кастомизации пространств.
  • Есть свободное перемещение собственных персонажей.

Недостатки:

  • Игровой мир прекрасно подходит для фан встреч, однако в процессе работы он больше обращает внимания на себя, чем фокусирует на продуктивном общении.
  • Не хватало инструментов для схематизации, приходилось совмещать с другими сервисами.
  • Относительно высокая стоимость для использования в режиме "офис".
Разговоры у кулера на удалёнке: как мы переехали из коворкинга в виртуальный офис

Сервис появился в 2014 году и позиционируется как онлайн офис.

Преимущества:

  • Не требует установки, не сильно нагружает устройство.

  • Есть интеграция с другими сервисами видео-связи (Zoom, Meets, MS teams)

  • Есть статусы активности (онлайн, не беспокоить, отошел)

Недостатки:

  • Чат не сохраняется, нельзя напрямую обменяться файлами, нет whiteboard.

  • Непонятно кто и где находиться (иконки юзеров отличаются только текстом, который не видно за декорациями офиса)

  • Нет мобильной версии
  • Почему-то у нас не захотело работать видео других участников на встроенном сервисе для звонков.

Позиционируется как место для онлайн-тренингов.

Преимущества:

  • Есть ощущение собственных границ в виртуальном пространстве, за счет видео внутри аватара.
  • Быстрое и свободное перемещение между рабочими местами. Чтобы перестать слышать остальных коллег, не нужно уходить в другой зал, достаточно отодвинуть от них свой аватар.
  • Встроен набор инструментов для совместной работы (в рамках “офиса” воспользовались доской для рисования, текстовыми стикерами, синхронными презентациями и шарингом экрана).

Недостатки:

  • В отличии от других сервисов, пространство офиса пока необходимо собирать самостоятельно (искать к нему декорации).
  • Не хватает статусов, как в аське - пока решается путем оставления виртуальных стикеров на виртуальных столах.

Итоги

С помощью “онлайн офисов” нам удалось устранить проблему долгой подготовки к созвонам. Их организация стала занимать не более 30 секунд. Эти секунды уходят уже на привычные диалоги:

- Мааакс
- …что?
- Над уточнить схему CJM. Позови пжлст Степана и Васю в переговорку
- Ок, ща подойдем

Отчасти, удалось вернуть неформальное общение, за счет виртуальной “курилки”.

Коллеги стали чаще “подходить” друг к другу, для уточнения вопросов, что существенно сократило время на переписки и увеличило число коммуникативных связей.

Появилось ощущение рабочего дня. Утром в 10:00 заходишь в зал, а по завершению рабочего дня закрываешь вкладку с “офисом”.

Однако живое общение и прямой контакт глаз никаким софтом не удается заменить, поэтому оптимальным решением для нас стало: одна встреча в неделю в коворкинге и 4 дня в “онлайн офисе”.

В следующей статье планируем продолжить обзор подобных решений, подойдя к этому более обстоятельно: обобщив и расширив список критериев, а также включив в обзор больше сервисов.

Как вы считаете, как скоро виртуальные офисы вытеснят коворкинги? :D

5555
36 комментариев

онлайн офисы - смещают фокус с задач на коммуникацию. И это неправильно.

Если в команде есть проблемы с общением, формальным или неформальным - то нужно менять менеджеров или тех членов команды, которые молча сидят и бояться задать вопрос коллеге когда это нужно.

Необходимость ощущать "начало" и "конец" рабочего дня - неумение в собственный тайм-менеджмент. И его нужно решать не в софте, а в собственной голове.

Можно было бы продолжить и дальше, но мне приятней наблюдать как подобные сервисы один за одним появляются и так же быстро умирают, потому что они дают больше минусов, чем плюсов. Особенно для ИТ компаний, где люди не горят желанием тратить время на "курилку".

21
Ответить

Коммуникация это базовый процесс и его важно поддерживать. Для ряда ролей, например для дизайнеров, это прям супер важно - оперативно переброситься парой фраз. Есть разные команды с разными потребностями.

Вопрос не в том, что "боятся задать вопрос", а в том, какое количество действия нужно совершить, чтобы задать вопрос.

А "курилка" нужна всегда (это может быть кухня или ТВ с приставкой), потому что это смена формата - отвлекся, переключился, обсудил и вернулся к задаче.

9
Ответить

Жесть, ребята, вы там работаете или в симс играете?
Зачем вообще организовывать созвон ради двух фраз? А вдруг человек находится в состоянии потока, вы его на ерунду отвлечёте, он потом ещё полчаса с мыслями будет собираться? Написали в чат, как смог, так ответил.

13
Ответить

Согласен, "созвон" ради двух фраз, действительно бессмысленен. И отвлекать человека в "состоянии потока" - тоже вредно.
Никто никого не заставляет сидеть в этом офисе с 10 до 19, если нужно чтобы никто не отвлекал - в обычном офисе, например, запираются в переговорке.

Бывают разные ситуации и разные рабочие позиции, иногда акт: "подойти и оперативно сказать несколько слов" действительно важен и эмулировать его (во всяком случае, в нашей практике) быстрее и/или удобнее, чем позвонить по телефону или написать в чат и ждать ответа.

1
Ответить

"Новым сотрудникам стало сложнее включаться в коллектив - у них появляется ощущение отчужденного "фрилансера", а не части проектной команды." Как человек, сменивший место работы в период самоизоляции, полностью согласен. Нет привычного вышел в первый день и сразу со всеми познакомился, из-за этого, как раз, и возникает такое чувство

10
Ответить
8
Ответить

Уже как лет 15 плюсую эту картинку. Юбилей!

1
Ответить