Как Tesla стал iPhone, или как электромобили стали ловушкой потребления
Являюсь счастливым обладателем электрички вот уже с пару месяцев. Автомобиль бодрый, всегда радует и не заставил усомниться в выборе ни разу. По крайне мере бензиновый друг стоит рядом и всегда меня выручает если надо. Но находясь каждый раз за рулем электрички, я постоянно ловлю себя на мысли. Ай да шайтаны, ай да хитрюги. И вот в чем соль.
Помните, как ещё недавно электромобили обещали нам светлое будущее? Без выхлопов, без поломок, без привязки к нефтяной игле. Чистая энергия, чистая совесть и вот это вот всё. А теперь посмотрите вокруг: электрокар стал просто очередным гаджетом, у которого есть одна функция — устаревать. Идеальная машина для мира, в котором всё продаётся по подписке и ломается по графику.
И нет сегодня не про то, что электричка тратит электричество которое так же загрязняет среду при выработке и т.п. Сегодня исключительно про идею продукта. Как продуктовый дизайнер должен признать: электромобиль — это почти идеальный продукт. Не потому что он удобный или прогрессивный, а потому что он построен на максимальной зависимости пользователя. А зависимость — это основа успешной модели повторных продаж. Если тебе близки эти мысли, то сегодня прольем цифровой чай на этот вопрос. Погнали.
Аккумулятор как встроенный таймер
У каждого электрокара есть сердце — аккумулятор. И у этого сердца есть срок службы. Незаметный, но неумолимый. Через 6–8 лет (а иногда и раньше) батарея теряет до 30% ёмкости. Ты можешь ездить, но уже не так далеко, не так уверенно и не так дешево. Менять аккумулятор? От $10,000 и выше. А иногда — просто невозможно. Отсюда тонны электро-хлама, нового и поюзанного, на заброшенных свалках Китая, а скоро и всего мира.
И вот ты снова смотришь в сторону автосалона. Не потому что хочешь, а потому что выбора больше нет. Плановое устаревание, знакомьтесь. Только теперь это не про айфоны.
Закрытая экосистема: ты не владеешь машиной, ты в ней арендуешь жизнь
Tesla и прочие новаторы сделали главное: автомобиль стал платформой. Со своими апдейтами, багами, подписками. Ты больше не покупаешь полный функционал. Он может быть у тебя, а может быть нет — зависит от того, подписан ты или нет. Подогрев сидений? $18 в месяц. Расширенный автопилот? $99. Поддержка Apple CarPlay? Не в этом обновлении.
Ремонт? Только у авторизованных центров. Причём часто замена узла дешевле, чем ремонт. Потому что ПО, потому что ограничения, потому что надо двигать пользователя к новому продукту. Всё как у Apple. Только теперь не в кармане, а в гараже.
А еще мы на шаг ближе к тому, что человек который делает замену целого агрегаа в душе не знает, как он там работает. Вынул "куб", вставил новый, заработало, поехали. Случись колапс мирового масштаба (в текущей ситуации осталось немного), никто не в курсе, как оно все фунциклирует.
Старые добрые ДВС — враги потребления
Старые машины на бензине были вечными. Corolla 2000-х, старые Volga, Volvo 940, Mercedes W124 — всё это можно было чинить в гараже, на коленке, и ездить десятилетиями. Они не ломались «по расписанию». Они не требовали обновлений. Они не подписывались на опции. И именно поэтому автопроизводители их ненавидят.
EV — это не про вечность. Это про жизненный цикл. Короткий, предсказуемый, монетизируемый. Вай какой хороший продукт.
Экология как фасад
Да, в городе электромобиль не дымит. Но за его зелёной улыбкой стоит добыча лития и кобальта, уничтожение ландшафтов, переработка, которая до сих пор не решена. Весь цикл производства электрокара выбрасывает больше CO₂, чем бензиновая альтернатива. Просто это происходит не у вас под окном, а где-то в Конго или Китае. Но я обещал не говорить об этом, это итак понятно. Давайте обратно в продукт.
У тебя презентация раз в год, апгрейд каждый сезон, и всё больше ограничений на кастомизацию. Автомобиль становится гаджетом. Но если iPhone не заводится — ты опоздал на мит. А если Tesla не заводится — ты опоздал в жизнь.
Сравнение с айфоном не случайно. iPhone — это вершина UX-продукта, в котором пользователь всегда чуть-чуть неудовлетворён. А с выходом новой Apple Glasses, ой мама... Ему всегда нужно чуть лучше. И Tesla — это не про автомобиль. Это про интерфейс между тобой и дорогой, который можно обновлять, монетизировать, ограничивать.
Если бы я делал продукт для мира, где важно не «однажды купить», а «платить вечно» — это был бы электрокар. Высокий порог входа, техническая сложность, контроль через софт, запланированное старение и обещание будущего, которое никогда не наступит. Прямо как Metaverse, только с колёсами.
Производители уже всё решили за нас
Наверно повторюсь, и все слышали, но статистика то вот она. Что говорят автоконцерны:
- Volkswagen Group планирует к 2030 году довести долю электромобилей в Европе до 80%, а к 2035 полностью отказаться от ДВС.
- Toyota обещает выпустить не менее 30 моделей электрокаров к 2030 году и перевести бренд Lexus на 100% EV в Европе, Китае и США.
- GM прекратит производство бензиновых авто с 2035 года.
- Ford планирует продавать только электромобили в Европе с 2030.
- Volvo — полностью электрический бренд к 2030.
- Даже Jaguar объявил, что станет EV-брендом уже с 2025 года.
Производители уже всё решили за нас
Финал: электрическое рабство
Возможно, как продуктовик я слишком много думаю и пытаюсь понять, как создаются подобные вещи. Электрокар — это не просто средство передвижения, это сервис с управляемым жизненным циклом, выстроенным ретеншеном и встроенной монетизацией. Его не надо любить, его надо периодически обновлять. Не для удобства — для бизнеса.
И давайте без вот этого зелёного будущего. Ведь по факту проектируют продукт, в котором свобода пользователя не предусмотрена архитектурно. Идеальную модель потребления. Раньше надо было думать, как устаревать специально. А тут и думать не надо. Оно само дальше не поедет. Или на новым. Просто продукт, который никогда не перестаёт зарабатывать.
Как то вот так, я мыслю за рулем своей электрички.
Как всегда, добра 🦫