Как Tesla стал iPhone, или как электромобили стали ловушкой потребления

Являюсь счастливым обладателем электрички вот уже с пару месяцев. Автомобиль бодрый, всегда радует и не заставил усомниться в выборе ни разу. По крайне мере бензиновый друг стоит рядом и всегда меня выручает если надо. Но находясь каждый раз за рулем электрички, я постоянно ловлю себя на мысли. Ай да шайтаны, ай да хитрюги. И вот в чем соль.

Помните, как ещё недавно электромобили обещали нам светлое будущее? Без выхлопов, без поломок, без привязки к нефтяной игле. Чистая энергия, чистая совесть и вот это вот всё. А теперь посмотрите вокруг: электрокар стал просто очередным гаджетом, у которого есть одна функция — устаревать. Идеальная машина для мира, в котором всё продаётся по подписке и ломается по графику.

И нет сегодня не про то, что электричка тратит электричество которое так же загрязняет среду при выработке и т.п. Сегодня исключительно про идею продукта. Как продуктовый дизайнер должен признать: электромобиль — это почти идеальный продукт. Не потому что он удобный или прогрессивный, а потому что он построен на максимальной зависимости пользователя. А зависимость — это основа успешной модели повторных продаж. Если тебе близки эти мысли, то сегодня прольем цифровой чай на этот вопрос. Погнали.

Как Tesla стал iPhone, или как электромобили стали ловушкой потребления

Аккумулятор как встроенный таймер

У каждого электрокара есть сердце — аккумулятор. И у этого сердца есть срок службы. Незаметный, но неумолимый. Через 6–8 лет (а иногда и раньше) батарея теряет до 30% ёмкости. Ты можешь ездить, но уже не так далеко, не так уверенно и не так дешево. Менять аккумулятор? От $10,000 и выше. А иногда — просто невозможно. Отсюда тонны электро-хлама, нового и поюзанного, на заброшенных свалках Китая, а скоро и всего мира.

И вот ты снова смотришь в сторону автосалона. Не потому что хочешь, а потому что выбора больше нет. Плановое устаревание, знакомьтесь. Только теперь это не про айфоны.

Закрытая экосистема: ты не владеешь машиной, ты в ней арендуешь жизнь

Tesla и прочие новаторы сделали главное: автомобиль стал платформой. Со своими апдейтами, багами, подписками. Ты больше не покупаешь полный функционал. Он может быть у тебя, а может быть нет — зависит от того, подписан ты или нет. Подогрев сидений? $18 в месяц. Расширенный автопилот? $99. Поддержка Apple CarPlay? Не в этом обновлении.

Ремонт? Только у авторизованных центров. Причём часто замена узла дешевле, чем ремонт. Потому что ПО, потому что ограничения, потому что надо двигать пользователя к новому продукту. Всё как у Apple. Только теперь не в кармане, а в гараже.

А еще мы на шаг ближе к тому, что человек который делает замену целого агрегаа в душе не знает, как он там работает. Вынул "куб", вставил новый, заработало, поехали. Случись колапс мирового масштаба (в текущей ситуации осталось немного), никто не в курсе, как оно все фунциклирует.

Старые добрые ДВС — враги потребления

Старые машины на бензине были вечными. Corolla 2000-х, старые Volga, Volvo 940, Mercedes W124 — всё это можно было чинить в гараже, на коленке, и ездить десятилетиями. Они не ломались «по расписанию». Они не требовали обновлений. Они не подписывались на опции. И именно поэтому автопроизводители их ненавидят.

EV — это не про вечность. Это про жизненный цикл. Короткий, предсказуемый, монетизируемый. Вай какой хороший продукт.

Экология как фасад

Да, в городе электромобиль не дымит. Но за его зелёной улыбкой стоит добыча лития и кобальта, уничтожение ландшафтов, переработка, которая до сих пор не решена. Весь цикл производства электрокара выбрасывает больше CO₂, чем бензиновая альтернатива. Просто это происходит не у вас под окном, а где-то в Конго или Китае. Но я обещал не говорить об этом, это итак понятно. Давайте обратно в продукт.

У тебя презентация раз в год, апгрейд каждый сезон, и всё больше ограничений на кастомизацию. Автомобиль становится гаджетом. Но если iPhone не заводится — ты опоздал на мит. А если Tesla не заводится — ты опоздал в жизнь.

Сравнение с айфоном не случайно. iPhone — это вершина UX-продукта, в котором пользователь всегда чуть-чуть неудовлетворён. А с выходом новой Apple Glasses, ой мама... Ему всегда нужно чуть лучше. И Tesla — это не про автомобиль. Это про интерфейс между тобой и дорогой, который можно обновлять, монетизировать, ограничивать.

Если бы я делал продукт для мира, где важно не «однажды купить», а «платить вечно» — это был бы электрокар. Высокий порог входа, техническая сложность, контроль через софт, запланированное старение и обещание будущего, которое никогда не наступит. Прямо как Metaverse, только с колёсами.

Производители уже всё решили за нас

Наверно повторюсь, и все слышали, но статистика то вот она. Что говорят автоконцерны:

  • Volkswagen Group планирует к 2030 году довести долю электромобилей в Европе до 80%, а к 2035 полностью отказаться от ДВС.
  • Toyota обещает выпустить не менее 30 моделей электрокаров к 2030 году и перевести бренд Lexus на 100% EV в Европе, Китае и США.
  • GM прекратит производство бензиновых авто с 2035 года.
  • Ford планирует продавать только электромобили в Европе с 2030.
  • Volvo — полностью электрический бренд к 2030.
  • Даже Jaguar объявил, что станет EV-брендом уже с 2025 года.

Производители уже всё решили за нас

Финал: электрическое рабство

Возможно, как продуктовик я слишком много думаю и пытаюсь понять, как создаются подобные вещи. Электрокар — это не просто средство передвижения, это сервис с управляемым жизненным циклом, выстроенным ретеншеном и встроенной монетизацией. Его не надо любить, его надо периодически обновлять. Не для удобства — для бизнеса.

И давайте без вот этого зелёного будущего. Ведь по факту проектируют продукт, в котором свобода пользователя не предусмотрена архитектурно. Идеальную модель потребления. Раньше надо было думать, как устаревать специально. А тут и думать не надо. Оно само дальше не поедет. Или на новым. Просто продукт, который никогда не перестаёт зарабатывать.

Как то вот так, я мыслю за рулем своей электрички.
Как всегда, добра 🦫

4
1
11 комментариев