Развенчиваем страхи: стать донором костного мозга можно не только через пункцию. Как сотрудники Т2 спасают жизни
Эту статью написала Любовь Владимирова, менеджер по КСО Т2 и энтузиаст темы донорства. В этом ей помогали те, кто не раз спасал жизни людей, борющихся с тяжелыми заболеваниями.
Герои этого материала – Николай Быстров, инженер по настройке услуг передачи данных Т2 и почетный донор РФ из Нижнего Новгорода, и Анна Гараева, специалист по аренде позиций Т2 и донор костного мозга из Кирова. Николай рассказал, каково это – пожертвовать кровь более 70 раз, а Анна – о том, как благодаря донорству приобрела в прямом смысле родного по крови человека.
Самые распространенные страхи, связанные с донорством, – болезненность процедуры и крайне тяжелые последствия для здоровья, особенно когда речь идет о костном мозге. Однако важно понимать, что современные технологии позволяют сделать забор донорского материала максимально безболезненным и безопасным.
Вопреки общему мнению, пункция – это не единственный способ донации костного мозга. Альтернативой является получение нужных клеток из периферической крови. В зависимости от медицинских показаний и состояния донора врач подбирает наиболее подходящий вариант. В случае Анны оптимальным решением стала донация стволовых клеток из периферической крови. При подготовке к процедуре ей в течение недели вводили препарат, стимулирующий выход стволовых клеток из костного мозга в кровь. В день забора материала Анна провела пять часов в кресле. В это время ее кровь забирали через венозный катетер и пропускали через специальный аппарат – сепаратор. Он отделял клетки и собирал их в отдельный стерильный мешочек, а остальная кровь возвращалась донору через катетер на другой руке. Материал сразу же был отправлен в Москву, где в тот же день началась операция по пересадке костного мозга – ждать было нельзя. К этому времени Анна уже была дома и восстанавливалась.
Люди боятся ослабления иммунитета, заражения инфекциями или других негативных последствий. Строгий контроль за состоянием донора и ограниченный объем забора крови (обычно около 450 мл) делают процедуру безопасной и исключают серьезные риски для здоровья. Николай сдает кровь с 19 лет, прошел через 70 донаций, активно занимается бегом – и ни разу не испытывал недомогания после процедуры.
«Очень много страхов мешают некоторым стать донорами. Саму тему окружают слухи и дезинформация. У меня есть друг, которому жена запрещает сдавать кровь, а ведь она работает врачом. Или знакомый делает татуировку и думает, что никогда уже не сможет стать донором. Но здесь нужно подождать один год, и можно продолжать».
Донорство – это безопасная процедура, проводимая с использованием одноразовых стерильных инструментов. Организм быстро восполняет потерю крови, а регулярные донации даже стимулируют кроветворение. Привычка сдавать кровь вошла в рутину: Николай следует личному графику и ориентируется на светофор донорской крови на сайте Центра крови. Как только его группа загорается красным, он записывается на донацию. Иногда сотрудники Центра звонят сами и просят прийти на донацию.
Донором может стать любой человек, отвечающий определенным требованиям. Особая подготовка, как правило, не требуется. Анна попала в регистр доноров случайно – хотела сдать кровь, но ей отказали по причине низкого гемоглобина. Тогда ей предложили сдать кровь для типирования и заполнить согласие на внесение ее в банк доноров костного мозга. Спустя 10 лет именно это согласие помогло спасти жизнь мальчику, страдавшему от злокачественного заболевания крови.
«Я приобрела гораздо больше, чем отдала – у меня появился еще один родной по крови человек – мальчик Максим. Прошло два года с момента пересадки, и онкоцентр организовал нашу встречу – реципиента с донором. Тогда впервые встретились два человека с одинаковой кровью. Максим говорит, что у него даже изменились вкусовые привычки – они стали такими же, как у меня. Теперь мы тесно общаемся семьями, вместе ездим отдыхать. А 13 лет назад не было ни Максима, ни этой дружбы – были только слова сотрудников передвижной лаборатории Росплазмы о крайне низкой вероятности того, что я стану донором».
В регистре доноров костного мозга на апрель текущего года состоит более 450 тысяч человек. Но для увеличения количества совпадений доноров требуется в разы больше. Максиму, реципиенту клеток костного мозга Анны, не подошел ни один из родственников, хотя семья в Ставрополе очень большая. Этот случай стал первой успешной неродственной пересадкой, после которой ребенок выжил. Поиск совместимого донора – сложная задача, и чем больше людей в регистре доноров, тем выше вероятность найти подходящего.
С развитием Российского регистра заметно выросло число совпадений и ТКМ (трансплантаций костного мозга), проведенных от доноров-соотечественников. Мы видим это на примере работы НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой – крупнейшего в России центра трансплантологии, где проходят лечение подопечные фонда «АдВИТА», специалисты которого проводили для сотрудников Т2 онлайн-вебинар.
Становясь донором костного мозга или крови, человек дарит шанс на жизнь тем, кто в этом остро нуждается. Эта кровь может спасти жизнь человека, попавшего в аварию, а клетки костного мозга – помочь победить рак. Николай говорит, что не задумывается о своих донациях – просто знает, что это важно, и этого достаточно.
В офисы Т2 по всей стране регулярно приезжают передвижные станции по забору крови. Каждый желающий сотрудник может присоединиться к этой важной миссии – сдать кровь и спасти чью-то жизнь.
Преодоление описанных выше страхов и предрассудков – ключ к увеличению числа доноров. Крупнейшее в России сообщество доноров крови – DonorSearch – запустило масштабный челлендж #10процентовдляжизни. Его цель – привлечь внимание к донорству. Организаторы акции призывают бренды и частных лиц выделить до 10% информационных и рекламных ресурсов для популяризации донорства. К челленджу присоединилась и компания Т2.