Как построить системные продажи для IT-бизнеса
Статья написана в соавторстве с Мэри Ротарь, CEO IAMPM и Анастасией Шмаль, Sales Lead в AmazingDoc.
Привет! Я — Марина Никитчук, Director of sales development в Very Good Security и автор телеграм-блога BizDeva.
Я на практике преодолела ступеньки в карьере продаж: от лидогенерации до руководителя большой команды и консультанта по вопросам sales, business development и ABM-стратегии.
Если вы сейлз, маркетолог или BizDev c профессиональными амбициями, то обязательно на каком-то этапе карьеры столкнетесь с задачей не просто продавать, а построить контролируемый процесс продаж. Статья поможет сориентироваться в этом вопросе, даст вектор, подскажет как действовать, не совершая многих ошибок.
И для начала, давайте разберемся, в чем отличие продаж в разных типах компаний.
Особенности продаж в сервисных и продуктовых компаниях
У разных компаний цель будет общей: привлечь больше клиентов и заработать максимальное количество денег. Разница состоит только в пропорциях усилий (бюджетов), которые вы перераспределите между работающими каналами.
Сервисные
В сервисные компании стараются набирать лидгенов full cycle режима, которые будут не только генерировать лидов, но и закрывать сделки. Не всегда сейлзы выключены из этой модели, и в разных компаниях лидгены могут работать со сделками только определенного объема и формата. Но в любом случае, запрос к лидгену у сервисных компаний шире, чем у продуктовых.
В SMB сервисе из-за меньшей направленности и бюджетов для inbound-активностей, продажи строятся чаще на referrals и outbound.
В качестве подхода и построении инфраструктуры продаж, конкретных различий между сервисными и продуктовыми компаниями нет. Есть разница в пропорциях, которые вкладывают при построении системы продаж.
Исторически, в продукте больше работают с имейлами и вообще с outbound продажами, направленными на email, жестко фокусируются на маркетинговых активностях и выделяют под них большие бюджеты.
В сервисном бизнесе пропорция иная: лидгены по большей части концентрируются на LinkedIn. Есть компании, которые, в принципе, не делают рассылок, и не считают их каналом outbound продаж.
Продуктовые
Если в сервисных компаниях есть много разных направлений и подходов, то в продуктовых — единый product-centric подход. Как правило, есть продукт-флагман, который продвигает команда, и есть основной и дополнительные use cases, вокруг которых вращаются все outbound усилия, messaging и value prop.
Структура продаж сложнее, а сейлы full цикла встречаются редко. В продуктовых компаниях скилл продаж и планирования немножко другой, и для того, чтобы запустить поток продаж, важно держать баланс между разными функциями:
- Sales Development — люди, которых в сервисных компаниях называют лидгенами. Активно занимаются outbound или inbound pre-sale активностями, приносят и квалифицируют лидов. Фокус — the top of the funnel.
- Sales/Account Executives — команда клоузеров, которая закрывает и работает с компаниями, у которых собран весь sales BANT (почти и уже клиенты)
В книге Predictable Revenue Аарона Росса, хорошо описано, почему такое разделение эффективно. Подход помогает ускорять процесс продаж, дает каждой команде и человеку в ней конкретную функцию, которую они доводят «до идеала».
Как в продуктовой, так и в сервисной компании, придется разговаривать с людьми, и решения тоже принимают люди — ЛПР-ы, decision makers. Поэтому, выстраивая систему продаж, работайте над отношениями, концентрируйтесь на людях.
Сколько людей нужно для sales команды
В основе любой воронки всегда лежит математика, это верно для компаний любого типа. На старте, основываясь только на своем или чужом опыте, трудно будет подсчитать, сколько нужно лидгенов, SDR-ов, сейлзов. Но это возможно.
Можно полагаться на свои финансовые цели, и формировать расчеты, исходя из них, или же брать в учет еще и дополнительные факторы как потребности рынка, бюджеты, риски.
Смоделируем ситуацию: в квартал планируете получить 250 000 долларов.
Допустим, в команде уже есть качественное историческое планирование, и вы понимаете сколько прибыли, с учетом вашей операционной деятельности, нужно получить с клиента.
Важно узнать и среднее значение сделки — average deal size.
Если только начинаете, и таких значений нет, основывайтесь на опыте других компаний из вашей отрасли. Если улучшаете свою систему — полагайтесь на исторические данные из CRM, мессенджеров и других источников.
Таблица на рисунке может выглядеть сложно, но после объяснений все станет понятно и применимо на практике.
Для подсчетов нам нужны два важных показателя конверсии. На самом деле, их гораздо больше и можно усложнить систему, поделить ее на все стадии воронки, но мы здесь даем простой пример.
Два основных показателя конверсии:
- Процент закрытых сделок, win rate — сколько сделок, которые приносит команда, закрываются. Допустим, этот показатель равен 30%. Для себя, можете посмотреть историческое значение или взять среднерыночное. В разных индустриях, в продукте и сервисе, показатели могут быть абсолютно разными: где-то и 5% это успех, а где-то — даже 50% будет не очень хорошо. Должно быть так, как работает для вас.
Процент конверсии встреч в сделку. В таблице он равен 20%. Это количество сделок, которые двигаются в вашей воронке и вы ведете более глубокое обсуждение, чем просто знакомство.
Дальше считаем, сколько встреч нужно сделать, чтобы достичь задуманной финансовой цели пошагово:
- Сумма прибыли/среднее значение сделки/процент закрытых сделок/процент конверсии встреч в сделку.
- В нашем конкретном примере получаем 84 встречи. Так мы понимаем, что математически, из 84 встреч, по оптимистическому прогнозу, если все будет сделано правильно, получим 250 тыс. прибыли.
Затем смотрим, сколько в среднем встреч сможет обрабатывать ваш SDR и лидген, и сколько сделок может обрабатывать сейлз.
Последние шаги — поделите количество встреч, необходимое для достижения цели, на количество встреч, которые проводит ваш SDRs/lead gen в квартал.
Для Sales/Account Executive выполните следующие действия: количество встреч, необходимых для достижения цели(квоты)*процент конверсии встреч в сделку/количество сделок, которые закрывает ваш Sales/Account Executive в квартал.
После подсчетов получается, что для достижения нужной прибыли нужны два лидгена и один сейлз. Если вы замените цифры на исторические данные — сможете получить показатели, релевантные для конкретной компании.
Как узнать, что воронка построена правильно
Здесь снова пойдет речь не о субъективных ощущениях, а о вполне конкретных показателях. Для того, чтобы понимать, правильно ли вы все построили и работает ли воронка на компанию, важно отслеживать Key Performance Indicator — ключевые показатели эффективности.
Определяйте KPI, чтобы знать, какие процессы работают нормально, не теряете ли вы классных лидов, нет ли просчетов и ошибок. Обязательно сделайте KPI на каждой стадии своей воронки и отслеживайте дельта-показатели, то есть тенденции. Этот процент вам многое даст.
Очень важно не просто документировать воронку, чтобы выполнялись цифры, а также понимать регламент. Как встреча перерастает в сделку, как сделка переходит из одной стадии в другую и какие действия команды улучшат показатели. Это не очередная скучная книжная теория, она помогает оптимизировать и автоматизировать процесс, чтобы вам не нужно было за ним следить 24/7.
Важно помнить, не стоит сводить KPIs для лидгена/ SDR/ Sales к количеству отправленных писем или добавленных компаний. Эти метрики нужны только для того, чтобы сориентировать лидгена или сейлза, сколько оптимальных активностей он должен совершать, чтобы успешно справиться со своей задачей.
Все-таки, конечной целью SDR будет назначить звонок, а самой лучшей целью — чтобы этот звонок был SQL и помог компании достичь своих revenue goals.
KPI, которую мы ставим для лидгена, должна его сориентировать по оптимальному количеству активностей, необходимых для индивидуального успеха. В любом случае, это не директивное указание, а вектор, по которому лидген будет двигаться спокойно, зная, что он на правильном пути.
В VGS ключевые показатели эффективности SDRa завязаны на выполнение конкретных квот. Например, количество:
- встреч, которые назначил SDR (Sales Accepted opportunities);
- SQL после этих митингов;
- закрытых сделок, которые были изначально принесены и квалифицированны SDRом;
Оценки на основе этих показателей помогают компании двигаться к выполнению командных целей.
Не все KPI будут эффективными на разных этапах роста команды. Важно ставить индивидуальные метрики, составлять план развития, и по мере роста команды/компании — добавлять и смещать фокус в сторону командных целей. Но каскадировать и измерять все стоит продолжать в разрезе каждого сотрудника.
Помимо метрик, обратите внимание на карьерный план развития ваших SDR. Это то, за какое время сотрудник дорастет от одной позиции к другой.
Health check по лидогенерации
Для каждого этапа сейлз процесса есть определенные показатели эффективности, которые можно отслеживать и вносить в отчет. Проблема в том, что просто следить за показателями недостаточно. Если хотите стать хорошим BizDev-ом, информацию нужно анализировать и предпринимать нужные действия на основе этих самых показателей и вовремя.
На рисунке приведен типичный перечень элементов каскадируемой воронки от конечной цели (прибыли) до первого шага (контакты):
- прибыль,
- сделки,
- SQLs,
- встречи,
- имейлы,
- контакты.
Когда вы разложите эти элементы по уровням в свою воронку, на каждом этапе станут понятны главные показатели. Их важно накладывать на таймлайны: квартальный, месячный, недельный и даже дневной. Так вы увидите тенденции, сможете вывести закономерности и составить план изменений, когда это необходимо.
Например, если видите, что резко падает количество квалифицированных встреч (SQL), а от этого зависят дальнейшие стадии воронки, надо что-то предпринимать. Стоит поработать с лидген или SDR командой над критериями квалификаций, посмотреть какие знания нужно подтянуть.
Health check — это процесс, который оценивает текущий перформанс команды, и то, насколько реалистичные цели вы изначально поставили. Есть ли тенденции к тому, что кто-то конкретный перформит лучше или хуже, и почему так происходит.
7 health-метрик, которые можно начать измерять уже сейчас:
- Число исходящих действий. Отслеживайте число имейлов, звонков и встреч, сообщений в LI которые SDR делает в день, неделю, месяц, квартал, на уровне каждой компании, с которой он работает.
- Процент «прочитал-ответил» для исходящих: Следите, как часто потенциальные клиенты читают и отвечают на имейлы и звонки. Open rate, response rate. Это оценка качества вашего messaging.
- Количество встреч генерируемых SDRом в неделю/месяц/квартал. Пропорция между маркетинг и outbound prospecting.
- Процент inbound и процент outbound лидов в общем количестве SQLs.
- Сколько SQLs в неделю/месяц/квартал генерирует команда. Отслеживайте, как много SQLs может принести SDR в определенный период, и откуда они приходят.
- Количество действий на одну сделку. Сколько действий нужно совершить в среднем, чтобы заключить одну сделку.
- Количество и размер сделок, сгенерированные SDR-ами. Эта метрика показывает относительный вклад SDR-ов в потенциальную прибыль компании.
Подводим итоги
1. Продумайте стадии воронки — это шаги в вашем Prospect Journey, по которым вы можете отследить, что сделки реально движутся и вы on track по своим целям. Полезное упражнение — регулярно рассматривать отдельно каждую из сделок, которая по какой-то причине застряла на определенном этапе.
2. Следите за % конверсий на каждом этапе продаж и ставьте перед собой цель повысить их.
3. Трекайте промежуточные результаты и активности. Если есть квартальная цель на количество встреч, сделок, прибыли, наблюдайте за KPI в разрезе месяца, недели и даже дня. Это нужно не для микроменеджмента, а чтобы понять, где есть возможная уязвимость, и оперативно это улучшать.
4. Ставьте реалистичные KPI для всех.
5. Следуйте простому TMS правилу построения любого процесса. Он должен быть Trackable, Measurable, Scalable.