Действия платформы Авито похожи на мошеннические действия.
Моему аккаунту на Авито уже очень много лет и я всегда была очень довольна его работой. Продала там немало товаров. Профиль у меня с хорошей репутацией и отзывами, и сейчас тоже выставлены объявления на продажу. Были выставлены. Недавно Авито заблокировал мой аккаунт и снял мои объявления с продажи. (Никаких вторых профилей я не имею, правил не нарушаю).
Теперь я никак не могу зайти в свой профиль, Авито предлагает мне только пройти проверку (и тогда вернуть свой кабинет).
На е-мейл пришло такое сообщение:
“Нужна проверка!
Мы заметили необычные действия в вашем профиле и пока что сняли объявления с публикации.”
Еще недавно можно было подтвердить свой аккаунт с помощью почты или кодом из смс. Сейчас Авито требует от меня пройти подтверждение личности: 1) снять видео (смотря четко в фотокамеру и с поворотом головы в разные стороны); 2) скан паспорта или водительских прав на выбор.
Запрос на предоставление таких персональных данных, в том числе биометрических (видео с лицом), мне очень не нравится, более того я опасаюсь отправлять Авито такие данные о себе. Авито не дает мне никаких гарантий по поводу того, куда это все попадет далее.
Обратимся к законодательным актам и проверим, кто имеет право собирать и обрабатывать персональные данные и биометрию. Это: государственные органы, действующие в рамках закона; медицинские учреждения; финансовые учреждения; а также организации, предоставляющие услуги в сфере безопасности.
Видим, что сайт для размещения объявлений о товарах и услугах, не относится к этим категориям.
Тогда на основании какого законодательного акта Авито требует предоставить такое?
Уже на протяжении 2 недель я пишу в техподдержку и звоню операторам на Авито. Можно проверить по номерам обращений 62961450 и 62999742, но это всё безрезультатно. Ответ один - либо предоставьте эти данные, либо попрощайтесь со своим аккаунтом. При этом, Авито не может объяснить из-за чего конкретно произошла блокировка.
Я понимаю, что Авито таким образом пытается защитить пользователей от мошеннических действий. Но я считаю, что это не повод вымогать у добропорядочного пользователя личные персональные данные вплоть до видео с биометрией.
Номер телефона у всех зарегистрирован по паспортным данным, почта подтверждена. При отправке товаров нужно всегда предъявлять паспорт. Этого всего вполне достаточно для определения реальный ли человек владеет этим профилем.
Тогда я решила изучить этот вопрос в интернете и нашла большое количество отзывов и постов на эту тему. Пользователей также блокировали и требовали от них все эти персональные данные. И у этих пользователей часто были как раз старые профили с положительными отзывами.
Приведу выдержки из законов по этой теме.
По ФЗ "О персональных данных" (№ 152-ФЗ) -
обработка персональных данных должна проводиться с согласия пользователя и только в тех пределах, которые необходимы для достижения целей обработки. Требование предоставить биометрию и документы, не обоснованное конкретными действиями пользователя, может рассматриваться как нарушение этого закона.
А также ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (пункт 13 статьи 13):
Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ или отказа в приеме на обслуживание
Итог такой:
1. Подобные вымогательства Авито персональных и биометрических данных вызывают серьезные опасения и вопросы об их законности.
2. Пользователи имеют право на получение информации о причинах отказа в предоставлении услуг или ограничении доступа к ресурсам согласно Закону "О защите прав потребителей".
3. Отказ физического лица от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может служить основанием для отказа ему в оказании услуги по ФЗ от 29 декабря 2022 г. N 572-ФЗ.
А сейчас то, что я пишу этот текст уже говорит о том, что я реальный человек. По номерам указанных обращений можно проверить всю мою переписку с Авито. Или по почте springz@mail.ru
Кстати, в интернете я нашла как минимум 5 случаев, когда техподдержка Авито читала и отвечала в комментариях автору, что они проверили всё еще раз и методом ручной модерации профиль был разблокирован.
Я сохранила себе все эти случаи и отправила скрины в техподдержку. Почему нельзя мне сделать ручную модерацию профиля? Авито игнорирует эту информацию и по-прежнему требует пройти проверку.
Получается, чтобы я смогла далее пользоваться своим личным кабинетом, Авито принуждает меня сдать персональные и биометрические данные, несмотря на действующие законы об этом. А также дискриминирует меня тем, что по какой-то причине не проводит мне модерацию профиля в ручном режиме. Но другим пользователям же проводит.
По какому признаку Авито дискриминирует меня и не предоставляет услуги по пользованию моим аккаунтом?
Далее я понимаю, что мою электронную почту, которая привязана к аккаунту на Авито, взломали. С этого момента всё стало ещё интереснее. Поддержка Авито отвечает мне так, как будто я эту проверку уже проходила, но не прошла. (А я ведь её проходить не стала из-за того, что не хочу предоставлять биометрические данные)!
Уже неоднократно я предлагаю поддержке заменить адрес моей электронной почты в аккаунте на другой, для большей безопасности, и пройти какую-то другую проверку (даже предлагала приехать к ним в офис, чтобы, как они сами выражаются они убедились в том, что я реальный человек). Но Авито отвечает мне односложными одинаковыми ответами, теперь мой профиль заблокировали, как они выразились, навсегда.
На любые предложения с моей стороны, я получаю приблизительно такие ответы:
«Профиль заблокировали, потому что вы не прошли в нём проверку. Причины могли быть разные — возможно, в кадр попало несколько лиц или с документами было что-то не так.
Технические детали проверки раскрыть не смогу — нам очень важно, чтобы они не попали в руки тех, кто пытается обходить правила. Подробно о правилах проверки рассказываем в Помощи: https://support.avito.ru/articles/2937
Если у вас есть другой профиль с пройденной проверкой, вы можете привязать к нему этот аккаунт. Тогда доступ к нему восстановится. Вот инструкция, как это сделать: https://support.avito.ru/articles/3048
Если другого профиля с пройденной проверкой нет, но этот аккаунт важно сохранить: вы можете создать новый профиль, пройти в нём проверку и привязать к нему этот заблокированный профиль.»
Может, я чего-то не понимаю? Но ведь я - частный пользователь. С одним номером телефона и с одним аккаунтом. И все было хорошо и прозрачно.
А сейчас Авито предлагает сделать так, чтобы я завела себе левый номер с левым новым аккаунтом (а как иначе, других то у меня нет?), чтобы связать тот и новый профили и сохранить тот? Это всё очень похоже на какую-то схему, но только со стороны Авито.
С живым человеком поддержки Авито мне, к сожалению, так и не удалось пообщаться.