Новый закон о персональных данных: что предусмотреть в аналитике после 1 июля 2025?
С 1 июля 2025 года вступает в силу закон, обязывающий компании хранить персональные данные россиян только на территории РФ. Нарушителям грозят крупные штрафы, а бизнесу — необходимость срочно пересматривать работу с аналитическими инструментами.
Что изменится с 1 июля 2025 года?
Закон требует, чтобы все персональные данные хранились только в России. Под запрет попадают в первую очередь сервисы, которые явно передают данные за рубеж. А что насчет аналитики? Постарались разобраться для вас и собрали информацию с нескольких юристов.
Что считается персональными данными?
Согласно разъяснениям наших друзей из e-kontur это:
✔ Email + имя (если можно идентифицировать человека)
✔ Номер телефона (даже без ФИО)
✔ Данные форм обратной связи, подписок, заказов.
То есть если у вас сервер, база данных за границей, а данные клиентов проходят через иностранные сервисы — это нарушение. Штрафы будут значительными, особенно для среднего и крупного бизнеса
Почему Google Analytics под угрозой
Google Analytics — точно попадает под ограничения. Хотя сам по себе сервис напрямую не говорит нам, что собирает персональные данные, но мы не можем гарантировать, что он этого не делает. Ну и также Google имеет финансовую выгоду от сбора таких данных для продажи рекламных размещений.
А что там Google Tag Manager?
С Google Tag Manager (GTM) — ситуация неоднозначная. Сам по себе GTM — это просто инструмент для управления тегами, и теоретически он не отправляет данные куда-либо без вашего указания. Пока неясно, будут ли претензии к самому GTM, но риск есть.
Как отмечает Робокасса в своем разборе новых правил, РКН пока не давал четких разъяснений по GTM, но лучше перестраховаться.
Чем заменить Google Analytics и GTM?
Если вы используете только Google Tag Manager для управления тегами:
1. Яндекс.Тэг Менеджер (новый аналог GTM)
- Плюсы: работает без установки кода на сайт (в отличие от GTM). Включается в Яндекс Метрике парой кликов, может забирать события из dataLayer, которые вы уже настроили для отправки с сайта в GTM.
- Минусы: уступает GTM в развитии, ограничение на количество тегов - около 40 штук.
Наши партнеры написали классную статью с подробным разбором инструмента: VC.ru — Обзор Яндекс.Тэг Менеджера
2. Matomo и МТС Менеджеры тегов - пока не довелось их протестировать, но опять же они явно уступают GTM.
Если вы используете Google Analytics без стриминга сырых данных:
- Просто перейдите на Яндекс Метрику и выгрузку по меткам оттуда.
- Можете использовать варианты ниже, но они скорее всего будут слишком дорогими в использовании.
Если вы используете Google Analytics со стримингом сырых данных:
🔹 Яндекс.Метрика
- Плюсы: данные хранятся в РФ, есть бесплатный тариф.
- Минусы: сырые данные стоят 300 тыс. руб./мес (vs бесплатно в GA).
🔹 Использовать серверный Google Tag Manager (GTM)
- Позволяет скрыть передачу данных от внешних проверок
- Позволяет использовать сервера на территории РФ и передавать в GA4 только выборочные данные
- НО требует технических ресурсов для настройки.
Серверный GTM — это хитрый способ: данные передаются, вы управляете передачей данных в GA4, боты не увидят коды Google Analytics на вашем сайте.
🔹 Стриминг данных от DataGo
- Плюсы: данные хранятся в РФ, стриминг данных идентичен данным GA4
- Минусы: выйдет не сильно дешевле данных от Яндекс Метрики
Вывод
Новый закон — не катастрофа, но технический контур во многом откатится назад. Я прекрасно понимаю, зачем вводятся данные меры, но все же очень больно переходить на “менее развитые инструменты”. Очень надеюсь, что крупные компании как Яндекс сделают то, что делали Google, Microsoft и Amazon - будут развивать рынок созданием и улучшением технических инструментов.
А вы готовы к изменениям?
Делитесь в комментариях, какие сервисы уже заменили?