Новый закон о персональных данных: что предусмотреть в аналитике после 1 июля 2025?

С 1 июля 2025 года вступает в силу закон, обязывающий компании хранить персональные данные россиян только на территории РФ. Нарушителям грозят крупные штрафы, а бизнесу — необходимость срочно пересматривать работу с аналитическими инструментами.

В статье разбираем, какие риски несет новый закон, как адаптироваться и какие альтернативы выбрать.
В статье разбираем, какие риски несет новый закон, как адаптироваться и какие альтернативы выбрать.

Что изменится с 1 июля 2025 года?

Закон требует, чтобы все персональные данные хранились только в России. Под запрет попадают в первую очередь сервисы, которые явно передают данные за рубеж. А что насчет аналитики? Постарались разобраться для вас и собрали информацию с нескольких юристов.

Что считается персональными данными?

Согласно разъяснениям наших друзей из e-kontur это:

✔ Email + имя (если можно идентифицировать человека)
✔ Номер телефона (даже без ФИО)

✔ Данные форм обратной связи, подписок, заказов.

То есть если у вас сервер, база данных за границей, а данные клиентов проходят через иностранные сервисы — это нарушение. Штрафы будут значительными, особенно для среднего и крупного бизнеса

Почему Google Analytics под угрозой

Google Analytics — точно попадает под ограничения. Хотя сам по себе сервис напрямую не говорит нам, что собирает персональные данные, но мы не можем гарантировать, что он этого не делает. Ну и также Google имеет финансовую выгоду от сбора таких данных для продажи рекламных размещений.

Так что все юристы сошлись на том, что Google Analytics первый на вылет с ваших сайтов (скрипты Google Ads и Facebook Ads тоже, если они у вас вдруг еще есть). Потому что Google вряд ли вам ответит, что ничего не собирает и вступится за вас в суде 🙂  
Так что все юристы сошлись на том, что Google Analytics первый на вылет с ваших сайтов (скрипты Google Ads и Facebook Ads тоже, если они у вас вдруг еще есть). Потому что Google вряд ли вам ответит, что ничего не собирает и вступится за вас в суде 🙂  

А что там Google Tag Manager?

С Google Tag Manager (GTM) — ситуация неоднозначная. Сам по себе GTM — это просто инструмент для управления тегами, и теоретически он не отправляет данные куда-либо без вашего указания. Пока неясно, будут ли претензии к самому GTM, но риск есть.

Как отмечает Робокасса в своем разборе новых правил, РКН пока не давал четких разъяснений по GTM, но лучше перестраховаться.

Чем заменить Google Analytics и GTM?

Новый закон о персональных данных: что предусмотреть в аналитике после 1 июля 2025?

Если вы используете только Google Tag Manager для управления тегами:

1. Яндекс.Тэг Менеджер (новый аналог GTM)

  • Плюсы: работает без установки кода на сайт (в отличие от GTM). Включается в Яндекс Метрике парой кликов, может забирать события из dataLayer, которые вы уже настроили для отправки с сайта в GTM.
  • Минусы: уступает GTM в развитии, ограничение на количество тегов - около 40 штук.

Наши партнеры написали классную статью с подробным разбором инструмента: VC.ru — Обзор Яндекс.Тэг Менеджера

2. Matomo и МТС Менеджеры тегов - пока не довелось их протестировать, но опять же они явно уступают GTM.

Если вы используете Google Analytics без стриминга сырых данных:

  1. Просто перейдите на Яндекс Метрику и выгрузку по меткам оттуда.
  2. Можете использовать варианты ниже, но они скорее всего будут слишком дорогими в использовании.

Если вы используете Google Analytics со стримингом сырых данных:

🔹 Яндекс.Метрика

  • Плюсы: данные хранятся в РФ, есть бесплатный тариф.
  • Минусы: сырые данные стоят 300 тыс. руб./мес (vs бесплатно в GA).

🔹 Использовать серверный Google Tag Manager (GTM)

  • Позволяет скрыть передачу данных от внешних проверок
  • Позволяет использовать сервера на территории РФ и передавать в GA4 только выборочные данные
  • НО требует технических ресурсов для настройки.

Серверный GTM — это хитрый способ: данные передаются, вы управляете передачей данных в GA4, боты не увидят коды Google Analytics на вашем сайте.

🔹 Стриминг данных от DataGo

  • Плюсы: данные хранятся в РФ, стриминг данных идентичен данным GA4
  • Минусы: выйдет не сильно дешевле данных от Яндекс Метрики

Вывод

Новый закон — не катастрофа, но технический контур во многом откатится назад. Я прекрасно понимаю, зачем вводятся данные меры, но все же очень больно переходить на “менее развитые инструменты”. Очень надеюсь, что крупные компании как Яндекс сделают то, что делали Google, Microsoft и Amazon - будут развивать рынок созданием и улучшением технических инструментов.

А вы готовы к изменениям?

Делитесь в комментариях, какие сервисы уже заменили?

2
3 комментария