ЮМани / Yoomoney - как детище Сбера обманывает своих клиентов.
Для тех, кто не в курсе, ЮМани - это прежняя платежная система Яндекс Деньги, которая была переименована в ЮMoney после того, как в 2020 году Сбербанк стал мажоритарным владельцем сервиса с долей 75%.
Я пользовался картой этого сервиса в редких случаях, в основном в туристических поездках. На счету у меня была небольшая сумма, и в случае потери/кражи карты ущерб был бы не такой значительный, как в случае утери карты "нормального" банка с более значимыми суммами денег.
Итак, в июле 2025 года на Юмани обещали 5% кэшбэка за следующую категорию, цитирую: "Покупка билетов на электрички и поезда онлайн, в кассе и терминале ж/д вокзала".
Я как раз собрался прокатиться на электричках по соседним областям и решил взять эту карту в поездку. Да, 5% кэшбэка - это ни о чем, но лучше, чем ничего. В итоге, в июле я купил около десятка билетов на электрички в Москве, Владимирской и Ярославской области на сумму около 2-3 тысяч рублей. При этом какой-то билет был куплен в терминале на станции, какой-то билет был куплен в пригородной кассе вокзала, еще часть билетов была куплена у контроллеров через переносные терминалы, в случаях, когда на станциях не было кассы.
По возвращении домой меня ждал шок - НИ НА ОДНУ покупку билетов на пригородные поезда кэшбэк 5% не был начислен! Я написал в чат поддержки и описал ситуацию, на что мне ответили:
" Оплата прошла под МСС 4111, МСС определяется сервисом и мы не знаем какой МСС код к нам поступит. В категории Ж/д билеты участвуют МСС 4011, и 4112. МСС 4111 относится к категории Транспорт. Поэтому, учитывая поступивший МСС, кэшбэк был начислен верно. "
Я им ответил, что в описании акции нет ни слова про МСС, есть условие - покупка билетов на электрички и поезда, и я его выполнил несколько раз в разных местах, но кэшбэк не получил ни разу, на что получил следующий ответ:
" МСС-код для категории "Железные дороги": 4011, 4112. Все покупки, о которых вы говорите, были совершены с МСС-кодом 4111. МСС-код определяется сервисом, и мы не знаем, какой именно код будет присвоен. В категории железнодорожных билетов участвуют МСС-коды 4011 и 4112. MCC-код присваивается магазину банком-эквайером (банк, который обслуживает торговой точку). Чтобы узнать, почему магазину был присвоен именно такой MCC-код, пожалуйста, обратитесь в службу поддержки этого магазина. "
То есть, по мнению службы поддержки ЮМани, я должен вернуться на все железнодорожные вокзалы трех областей, где я побывал, и попросить их поменять в своих кассах код 4111 на 4011 или 4112, потому что ЮМани не признает, что код 4111 включает в себя покупку билетов на электрички. Это бред. Давайте разберемся.
MCC 4011: Железные дороги – перевозка грузов.
MCC 4112: Пассажирские железнодорожные перевозки.
MCC 4111: Услуги местного и пригородного общественного пассажирского транспорта по регулярным маршрутам и с регулярным графиком, включая железнодорожные пригородные перевозки. Для такси и лимузинов, используется MCC 4121; для автобусов используется MCC 4131.
То есть они прекрасно понимают, что все пригородные поезда и электрички проходят под кодом 4111, но систему для выплаты кэшбэка они настроили только под поезда дальнего следования, и умышленно в описании кэшбэка указали электрички только для заманухи, хотя изначально и не планировали выплачивать за них кэшбэк, исключив их МСС из акции.
Думаю, что с другими кодами МСС они хитрят подобным же образом, например, пообещают кэшбэк за покупку фастфуда в точках общепита, но в системе пропишут только один МСС, который в реальной жизни встречается крайне редко, и на возмущения клиентов будут высылать такие вот отписки как мне, что пусть вы и купили салат в столовой, но МСС этой столовой в акции не участвует, вот если бы вы купили шаурму в ларьке в деревне Гадюкино, то мы бы вам точно выплатили обещанный кэкбэк, а так, идите в свою столовую и выясняйте, почему у них МСС не такой, который участвует в нашей акции.
Итак, какие выводы можно сделать. Понятно, что вся эта система кэшбэка направлена исключительно на стимулирования клиентов платить картой именно этого конкретного банка, ведь у многих несколько карт разных банков, и они могут выбирать, какая карта будет использоваться, а какая лежать на полке и пылиться. Даже на кэшбэке на транспорт от мега-лгущего банка, который я об-з/с-ирал какое-то время назад, я неплохо в свое время сэкономил несколько сотен рублей за покупки билетов на электрички (правда, потом они быстро одумались и убрали этот пункт из вариантов кэшбэка, заполнив варианты совершенно бесполезными для меня, отчего их карта также легла пылиться в ящик). Но в данном случае ЮМани провели анти-рекламную акцию, и после такого обмана вряд ли у меня появится желание пользоваться этой картой в дальнейшем, даже если они пообещают кэшбэк на то, что мне может быть полезным, ведь какой в этом смысл, если я его все равно не получу? Ну и надо понимать, что обманывающие своих клиентов в малом и не признающие своих ошибок, так же легко обманут их и по-крупному, после чего спрячут голову в песок и потом до них никак не достучишься. Я, как и во всех предыдущих случаях, пишу здесь статью не потому, что мне нужны эти 100 рублей кэшбэка. Это типа возможности покричать из-за чувства беспомощности перед системой - когда понимаешь, что тебя обманули, но ничего не можешь с этим сделать, потому что система, которая обманывет, не признает своих ошибок. Конечно, я не пойду судиться с ними за эти 100 рублей, но и оставить это без реакции не могу, поэтому и пишу эту статью. Ну и предупредить других, как ЮМани работает со своими клиентами. Раньше я очень хорошо относился к Яндекс Деньгам / YOOMONEY - в отличие от банков, с этой платежной системой у меня никогда не было проблем, но, видимо, руководство Сбера приложило свои руки, и здесь тоже начали обманывать клиентов даже в мелочах, как и во многих других банках. К слову, у меня были случаи в другом банке, где мне пару раз не начисляли кэшбэк по акции, я просто писал об этом в чат, они рассматривали обращение и минут через 10 у меня на счету оказывалось обещанное вознаграждение в рублях. Вот так признают и исправляют свои ошибки банки, которые дорожат своей репутацией - да любой банк с хоть немного думающей администрацией не захочет получить такую вот антирекламную статью, пожлобившись выплатить обещанные 100 рублей кэшбэка, ну а Юмани и Сбер вместе с ним, пусть получат эту негативную статью, которая, хотелось бы надеяться, заставит задуматься некоторых клиентов, что в любых неоднозначных ситуациях вопросы здесь решают не вашу пользу.
PS: Я прекрасно понимаю, что система начисления кэшбэка по категориями МСС неидеальна и может не всегда срабатывать, но когда из десятка покупок билетов в разных вокзалах и в разных областях в нужную категорию не попадает ни одна, тут уже все ясно, что дело не в единичной ошибке по заданию "неправильного" МСС кода в каком-то конкретном терминале, а в намеренном введении клиентов в заблуждение со стороны администрации ЮМани. В описании категории кэшбэка они обещают кэшбэк за электрички, но уже после совершения операций по карте служба поддержки четко дает понять, что МСС, по которому проходят покупки билетов на электрички в акции не участвует. Налицо обман и нежелание признавать своих ошибок.