«Гостевая стоянка» в законе: как одно слово обнуляет санитарные нормы. Почему СанПиНы не защищают дворы от парковок прямо у детских зон и окон?
В этой статье мы объясним, как одно примечание в санитарных нормах позволяет законно превращать дворы в сплошные парковки — в ущерб детским площадкам, зелёным зонам и интересам жителей без машин.
1 - Какие документы регулируют размещение автостоянок во дворах?
Для начала важно понимать, что размещение стоянок во дворах регулируется двумя группами нормативных документов:
Санитарные нормы и правила (СанПиН) — регулируют санитарные разрывы, то есть минимальные расстояния от стоянок до жилых зданий и зон отдыха. Ответственный за норму орган - Роспотребнадзор.
Строительные правила (СП) — регулируют проектирование и планировку жилых кварталов, включая парковочные места. Ответственный за норму орган - Минстрой.
Вот ключевые документы, регулирующие создание автостоянок:
1 - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200‑03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» - ссылка на полный документ
В этом документе указаны расстояния, которые должны быть от автостоянок до других объектов двора. Подробнее об этом мы расскажем ниже.
2 - СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - ссылка на полный документ
Эти СП (строительные правила) регулируют планировку различных объектов в городских и сельских поселениях. В этом документе есть ссылка на указанный выше СанПиН с пометкой, что при проектировании автостоянок обязательно нужно учитывать его положения.
Также в этом документе даются понятия «гостевая автостоянки» и «стоянка автомобилей». Об этом также расскажем ниже.
2 - Что написано в этих нормах?
Итак, с конкретным регламентам разобрались, теперь давайте рассмотрим их содержание.
В этом документе в таблице 7.1.1 указаны минимальные расстояния от автостоянок до фасадов зданий и площадок отдыха. Например, стоянка на 10 машиномест должна находиться не ближе 25 метров до детских площадок и площадок для отдыха:
Вроде бы все хорошо? Однако, в примечании №11 к этой таблице прямо указано:
«11. Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются» (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, таблица 7.1.1, примечание 11).
(!) И это ключевой момент. Формально, если стоянка считается «гостевой», то требования по расстоянию от стоянки до указанных в таблице объектов (детских площадок, окон и т.п.) к ней не применяются.
Но что такое «Гостевая стоянка»? Может быть у этого термина есть четкие критерии? А вот нет!
Чтобы понять это переходим в СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
В пункте 3.7 в СП дается максимально неконкретное определение:
Также в этом СП в пункте 3.32 есть определение обычной стоянки автомобилей:
Разница только в том, что «гостевая стоянка автомобилей» как бы предназначена для посетителей/гостей жилых зон. Никакого специального обозначения для «гостевых стоянок» не предусмотрено. Также не предусмотрено время, на которое "гости" могут оставлять тут машину.
То есть термины разные, но фактически никак невозможно отличить гостевую стоянку от обычной. Но мы понимаем, что де-факто во дворе все стоянки выглядят одинаково.
Также определение не содержит каких-то ограничений по времени стоянки нету (если она гостевая, то автомобили, по логике, не должны стоять там все время).
Еще раз подытожу. Несмотря на разные термины, мы никак не можем отделить понятие обычной автостоянки от гостевой автостоянки.
Но при всем при этом, помня примечание №11 к таблице 7.1.1 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200‑03 мы знаем, что на гостевую стоянку не распространяется необходимость соблюдать расстояния от стоянки до детских площадок, окон и зон отдыха.
Как итог, сейчас желающие сделать парковку в уже имеющемся дворе могут сказать «мы делаем не обычную стоянку, а гостевую», поэтому мы не должны соблюдать правила 25 метров до зон отдыха”.
Имен этом месте СанПиН и перестает работать. Заинтересованные люди просто пользуются этой лазейкой, чтобы строить парковки, обходя нормы при помощи термина “гостевая автостоянка”.
3 - Что говорит суд?
Жители пытались оспорить эту норму в судах. Например, в 2021 году один из жителей обратился в Верховный Суд Российской Федерации с требованием признать недействующим пункт 11 таблицы 7.1.1 СанПиН (Решение Верховного Суда РФ от 17.06.2021 N АКПИ21-323).
Суть претензии заключалась в том, что пункт пункт 11 к таблице 7.1.1 создает угрозу здоровью и ухудшает условия проживания.
Однако Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении и разъяснил, что, гостевая автостоянка предназначена для кратковременного пребывания автомобилей.
Суд в этом деле сослался на то, что де-юре стоянка предназначена для кратковременной стоянки. Но фактически эти стояки никак не обозначены и используются как места постоянного хранения автомобилей.
При этом еще раз обращу ваше внимание, что в пункте 3.7 не содержится какого-либо указания на то, что парковка на гостевых стоянках ограничена по времени (СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пункт 3.7)
4 - Почему это проблема?
Эксперты отмечают, что отсутствие ограничений приводит к реальным проблемам во дворах:
- Автомобили паркуются прямо у окон, что ухудшает проветривание квартир.
- Детские и спортивные площадки оказываются вблизи автомобилей, что снижает безопасность детей и ухудшает санитарную обстановку.
- Дворовые территории превращаются в сплошную парковку, лишаясь зелёных зон и пространства для отдыха.
5 - Личная ситуация
Весной 2025 года в моем дворе я столкнулся с похожей ситуацией. Группа инициативных автомобилистов решила оттяпать себе часть зеленой зоны под парковку. Началось обсуждение среди жильцов.
В нашем доме образовалась группа людей, которые не согласились с этим проектом. Мы раскопали нормы, о которых я говорил выше и указали, что расстояние до детской площадки должно быть не менее 25 метров.
В ответ на это авторы проекта как раз и сослались на то, что это только «гостевая автостоянка» и на нее подобные требования СанПиНа не распространяются.
Как итог, более сильное автомобильное лобби прогнуло свое решение через собрание собственников и двор потерял много деревьев. Парковки сейчас стоят почти вплотную к детским площадкам, хотя раньше сзади была зелень.
Автомобили стоят в менее чем в 2 метрах от детской площадки (хотя, согласно СанПиНу расстояние от «обычной автостоянки» до детской площадки должно быть не менее 25 метров)
Ну и, понятное дело, что эти автостоянки используются в течение всего дня и не являются «гостевыми».
6 - Как можно изменить ситуацию?
Ниже мы собрали несколько наиболее адекватных вариантов, как можно сбалансировать эту ситуацию:
1. Отменить «поблажку» для гостевых стоянок в СанПиН. Прямо исключить примечание 11 к таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 или дополнить его требованием обязательных санитарных разрывов для всех автостоянок, включая гостевые.
Это вернёт единые правила и заставит проектировать такие стоянки с учетом расстояний до фасадов зданий, зон отдыха и детских площадок.
2. Уточнить определение «гостевая автостоянка». Сейчас данный термин в СП фактически неотличим от обычной «стоянки автомобилей». Необходимо указать, что гостевая стоянка предназначена для кратковременного пребывания и обозначить точное количество часов в сутках, которое гостевая стоянка может использоваться.
3. Ввести нормативы, которые будут регламентировать число гостевых стоянок, в зависимости от числа квартир в доме. Данная мера не позволит сделать количество гостевых стоянок больше, чем определенное количество.
Перечисленные выше решения сделают невозможным ситуации, когда большая часть стоянок во дворе дома юридически являются «гостевыми», а де-факто используются, как постоянные стоянки.
7 - Итоги
Сегодняшняя ситуация с гостевыми стоянками во дворах объясняется юридической лазейкой в санитарных нормах: примечание 11 к таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 позволяет размещать их без учета санитарных разрывов.
Формально это законно, что подтверждает и практика Верховного Суда РФ. Но по факту это ухудшает качество дворов и снижает безопасность жителей.
Решение возможно только через внесение изменений в нормативные акты. Но пока жильцам остается только контролировать ситуацию на уровне местных проектов благоустройства и участвовать в обсуждениях планировок дворов, чтобы сохранить удобное и безопасное пространство вокруг своих домов.
Благодарю Дарью Бывших и Сергея Гусева за консультации и помощь при подготовке статьи.