«У предпринимателя есть всего два-три выстрела»: как не потратить силы на бесперспективные проекты
У человека в жизни есть всего два-три выстрела. Чтобы сделать что-то по-настоящему стоящее, особенно в сфере предпринимательства, нужно минимум десять лет. Первые пять будет получаться трэш. Потом дело пойдет легче, но все равно потребуется много придется.
Если один выстрел сделан, значит остался еще один, может быть — два. А может — вообще ни одного. Никто не знает, когда именно внутренний «горшочек» перестанет варить. Но по опыту тех, кто старше, это случается.
Александр Панов — предприниматель, который начинал с рекламы, прошел через сферы геймдева, туризма, и в итоге пришел в DeepTech: сегодня он создает нейроинтерфейсы в своей компании Neiry. В подкасте «Всевидящее Шоко» он поделился, как не расплескать предпринимательские амбиции и не потратить «заряд» вхолостую.
Полный выпуск подкаста «Всевидящее Шоко» с Александром Пановым вы можете посмотреть здесь:
Содержание:
Почему мы растрачиваем выстрелы впустую?
В 27 лет у предпринимателя в голове поселяется бог самоуверенности. Один бизнес выстрелил? Значит, формула найдена — можно экстраполировать этот опыт на все подряд. Геймдев? А почему нет. Туризм? Интересно же. VR, бургерные, новые агентства — вперед, запускаем.
Кажется, ты бессмертен, а энергия бесконечна, можно пробовать, ошибаться, развлекаться — и все это пойдет как бы «в копилку опыта». Но есть нюанс. Каждая новая идея требует времени, денег и внимания, а главное — личной вовлеченности. Именно она оказывается исчерпаемым ресурсом.
На старте кажется, что можно вести 3-4 проекта одновременно, и все получится. Но в реальности один тащит из предпринимателя 80% — а остальные медленно умирают в фоне. Или хуже — утягивают за собой вниз. И вот человек уже не строит новое, а тушит пожары. В таких условиях не получится расти — только выживать.
Плюс есть особенная ловушка: когда получается один раз, человек привыкает к мысли, что «и со всем остальным разберусь по ходу дела». А мир за это не благодарит, а просто выставляет счет за потраченные усилия.
И тут начинаешь понимать: у тебя не бесконечное количество выстрелов. Их два или три. И если один уже отдан на бесполезную гонку за новыми нишами — придется быть очень осторожным с остальными.
Что меняется в мышлении после осознания
После всех быстрых запусков, импульсивных идей и суеты приходит странное ощущение: больше не хочется играть в стартап-лотерею. Хочется попасть — чтобы если уж тратишь годы жизни, то не ради очередной «неплохой попытки», а ради чего-то, что может реально изменить правила игры.
В какой-то момент появляется другое мышление: не «а что сейчас модно?», а «где поднимется волна лет через семь — и где я должен быть, чтобы ее поймать». Запускать хочется не очередного «убийцу всего», а глубокие проекты, которые можно строить десятилетиями.
И тут ты внезапно оказываешься в DeepTech — в самом ресурсоемком и неблагодарном секторе, где все очень долго и сложно. И все же — невероятно интересном. Ведь именно здесь понимаешь, насколько тяжелую, но глубокую работу можно провести, если не суетиться. Чтобы построить продукт на нейроинтерфейсах, необходимо годами разбираться в самых разнообразных областях.
Во-первых, приходится одновременно управлять тремя несовместимыми типами людей:
- ученые, которым важно удовлетворять любопытство и публиковаться (и которых вообще мало волнует рынок);
- инженеры, которым хорошо, когда «железо работает» (и которые могут искренне не понимать, зачем нужен продукт, если «уже красиво»);
- и предприниматели, которым важны юниты, выручка и рынок.
Все они говорят на разных языках. И DeepTech — это про то, как посадить их за один стол и уговорить не разбегаться.
Во-вторых, в DeepTech почти всегда нужно взаимодействовать с государством. Частные деньги на первых стадиях просто не приходят. Если предприниматель не готов к бюрократии, выстраиванию отношений, огромному количеству отчетности, у него просто не хватит выносливости.
Наконец, в DeepTech не бывает того самого «быстрого выстрела». Здесь нужно работать с горизонтом на 7-10 лет. Это совершенно другой темп работы. В первый год просто понимаешь, что вообще происходит в индустрии; во второй строишь гипотезы; в третий — пилишь прототип. На четвертый получаешь первый продукт, который не стыдно показывать.
На удивление, с этим темпом приходит покой. Больше нет желания запускать что попало, потому что стало скучно. Наоборот: чувствуешь, что наконец перестал дергаться, что теперь не растрачиваешь, а накапливаешь знания, доверие, команду.
И главное — тот самый «заряд». И стрелять будешь только тогда, когда уверен, что это стоит того.
Когда стреляешь — лучше попасть
Может, это и есть взросление: когда амбиций становится не меньше, но предприниматель наконец перестает тратить их на все подряд. Отказывает от искры ради пожара, учится ждать и строить, а не просто доказывать себе, что «что-то можешь» — потому что знаешь, что это так и есть.
В итоге ты не становишься скучным — а становишься точным. И это, возможно, единственный способ не потерять тот самый второй выстрел.
Если говорить не только о визионерском мышлении, экономить ресурсы и не расплескивать их на пустяки Александру Панову помогает следующее:
- Исключи из жизни все, что крадет энергию, но не дает ценности.
- Не стой в пробках — можно ездить на мотоцикле.
- Носи черное — чтобы не тратить энергию на мысли о том, что надеть.
- Стандартизируй свое расписание: например, спортзал трижды в неделю — потому что надо.
- Учитывай, что эффект от стандартизации жизни будет небыстрым — минимум пять лет.
- Не торгуйся с собой.
- Помни, что сила воли — конечный ресурс.
В комплексе такой подход позволяет сохранить силы для важного.
А вы уже потратили один из своих выстрелов? Или все еще целитесь?
Подписывайтесь на Telegram-канал «Всевидящее Шоко».