Как использовать анализ трафика: от поиска инвестиционных идей до оценки интересных ниш для стартапа

Привет, меня зовут Коля Голос, я сооснователь стартапа Metrica — мы собираем данные о конкурентах в интернете и помогаем доставать из них инсайты. Рассказываю, почему мы начали именно с анализа трафика и сколько неочевидных выводов можно из него извлечь.

В ноябре я уже писал статью на vc.ru, как мы искали идею для стартапа и сделали первые продажи ещё до запуска продукта. С тех пор я ушёл из Тинькофф, на наш сайт из статьи перешло более 1 000 посетителей, мы получили 120 заявок и сделали 10 продаж на 250 000 рублей.

Мы составили много отчётов с глубоким конкурентным анализом для первых клиентов и поняли, что идём не туда: пытались собрать как можно больше данных под каждого клиента и в итоге сильно закопались. Стоило начать с одного показателя и постепенно расширяться.

Как использовать анализ трафика: от поиска инвестиционных идей до оценки интересных ниш для стартапа

Стало ясно, что много инсайтов мы извлекаем из анализа трафика сайтов, поэтому решили сосредоточиться конкретно на нём.

Из общения с потенциальными клиентами выяснили, что мало кто понимает, зачем смотреть трафик других компаний. А те, кто его всё-таки смотрят, делают это в основном для трекинга конкурентов. Делюсь, как через анализ трафика я нахожу идеи для стартапов и вложений в ценные бумаги.

Как анализ трафика помогает находить идеи для стартапов

Через анализ трафика отдельных компаний стартаперы и венчурные инвесторы могут быстро оценить динамику различных ниш и найти те, которые быстро развиваются или, наоборот, стагнируют.

Например, последний год быстро растёт трафик сайтов, которые связаны с шахматами.

Посещаемость двух самых популярных шахматных сайтов в мире во время первой волны коронавируса выросла почти в 2 раза, а после выхода сериала «Ход королевы» взлетела ещё выше
Посещаемость двух самых популярных шахматных сайтов в мире во время первой волны коронавируса выросла почти в 2 раза, а после выхода сериала «Ход королевы» взлетела ещё выше

При этом я думаю, что в нише не хватает качественных продуктов: неделю назад я хотел зарегистрироваться на онлайн-турнир, но вместо кнопок «регистрация» или «заплатить взнос 300 рублей» мне выпала инструкция на 3 страницы, как зарегистрироваться. Записаться на офлайн-турнир ещё больший ад, можете проверить сами: )

Ещё один растущий сегмент — сервисы подписок на создателей контента. Последние пару лет идёт тренд на то, что контент монетизируется не только за счёт рекламы, но и за счёт платежей от подписчиков.

Patreon — пионер в этой нише, но появляются стартапы под отдельные сегменты, которые отжимают свой кусок пирога. Например, платформа для авторов со взрослым контентом OnlyFans
Patreon — пионер в этой нише, но появляются стартапы под отдельные сегменты, которые отжимают свой кусок пирога. Например, платформа для авторов со взрослым контентом OnlyFans

Другая интересная ниша, которая начала расти во время ковида — инструменты для распределённых команд. Яркий представитель — Miro, стартап с корнями из России.

По трафику видно, что компания росла и до 2020 года, но во время коронавируса начался стремительный рост. Не удивительно, что они закрыли в апреле раунд на 50 млн. долларов
По трафику видно, что компания росла и до 2020 года, но во время коронавируса начался стремительный рост. Не удивительно, что они закрыли в апреле раунд на 50 млн. долларов

Точно так же можно найти сегменты, которые падают или стагнируют, хотя, казалось бы, там всё хорошо. Например, в последнее время много шума вокруг киберспортивных стартапов, в частности, в нише киберспортивного образования. Однако я сам 3 года назад делал стартап в этой сфере и знаю, какое там большое кладбище проектов.

Даже стартапу Learn 2 Play Максима Древаля — сооснователя «Нетологии-групп», который привлёк более 3 млн долларов и о котором писали многие СМИ, судя по трафику, не удалось выстрелить
Даже стартапу Learn 2 Play Максима Древаля — сооснователя «Нетологии-групп», который привлёк более 3 млн долларов и о котором писали многие СМИ, судя по трафику, не удалось выстрелить

Чтобы определить потенциал ниши, я сравниваю динамику нескольких крупных сайтов из этой сферы и смотрю, есть ли у них общий тренд. Оценив динамику, можно выбрать наиболее сильных игроков и скопировать их, либо подумать, как выделиться и создать свой продукт. А если вы венчурный инвестор, можно найти рынок или стартап, к которому стоит присмотреться.

Как конвертировать трафик в инвестиционные идеи

Есть компании, у которых важные бизнес-показатели зависят от трафика. Соотвественно, у них есть корреляция между динамикой визитов и курсом акций.

Иногда бывает, что трафик выстреливает быстрее, чем акции. Так было с Zoom весной 2020 года. Если бы я месяцев девять назад посмотрел динамику прироста их трафика, то наверняка изучил бы компанию детальнее и выложил бы в их акции часть портфеля. Это был тот случай, когда трафик ещё до публикации отчётов и громких новостей в СМИ сигнализировал инвестору, что здесь стоит попробовать.

С начала 2020 года по конец апреля трафик Zoom вырос в 20 раз, а стоимость акций — всего в 2 раза
С начала 2020 года по конец апреля трафик Zoom вырос в 20 раз, а стоимость акций — всего в 2 раза

Понятно, что на рынке в тот период была паника, но с помощью анализа трафика можно было найти компании, которые из-за пандемии не упали, а, наоборот, взлетели. Тогда я это не учёл, а теперь имею в виду.

Сейчас я как инвестор смотрю трафик, чтобы понять, как компании и ниши восстанавливаются после пандемии — например, слежу как дела у Booking и Airbnb. Ещё сравниваю динамику сайтов интернет-компаний — интересно, как справляется Dropbox в условиях жёсткой конкуренции с Apple, Google и Microsoft.

Как ещё можно использовать трафик

Анализ трафика пригодится, если у вас есть конкуренты и вы хотите отделить растущих игроков от стагнирующих, чтобы уделять больше внимания первым, изучать детальнее их маркетинг и продукт.

Ещё я частенько смотрю, насколько события и новости влияют на компании. Например, шумиха в декабре вокруг PornHub, связанная с удалением контента, ему аукнулась.

По графику видно, что от PornHub к другим сервисам ушло около 15% от его ежемесячного числа визитов
По графику видно, что от PornHub к другим сервисам ушло около 15% от его ежемесячного числа визитов

Через анализ трафика можно найти ниши, которые целиком зависят от определённых событий. Например, популярность криптовалютных бирж да и сайтов о крипте сильно зависит от курса Биткоина.

Видно, что с изменением курса Биткоина с небольшой задержкой меняется и трафик крипто-бирж
Видно, что с изменением курса Биткоина с небольшой задержкой меняется и трафик крипто-бирж

В каких случаях анализ трафика особенно полезен

Трафик — это классный индикатор, на который я особенно обращаю внимание, если:

  • Посетители компании пользуются в основном веб-версией продукта, а не мобильным приложением;
  • Ключевые метрики компании вроде конверсий и прибыли зависят от объёмов трафика. Например, онлайн-образование, интернет-магазины, сервисы стриминга, облачный гейминг, фриланс или маркетплейсы;
  • Сайт посещают больше 200 000 человек в месяц: тогда будет меньше вероятность выбросов и сильных погрешностей;

Отмечу, что рост трафика не всегда говорит о качественном росте бизнеса. Стартапы могут сжигать деньги инвесторов и привлекать кучу трафика, а с экономикой при этом у них может быть беда. И, как в любом анализе, я принимаю решение, основываясь на нескольких показателях, из которых трафик — это одна из полезных переменных.

Какие сервисы я использую

  • Google Trends — можно отследить общий тренд по запросам. Правда, сервис показывает некую оценку запроса от 0 до 100, по которой сложно понять объём аудитории.
  • Wordstat — для трекинга роста ниш и спроса на отдельные продукты. Сервис показывает только запросы от пользователей Яндекс и не подойдёт, если хотите сравнить, как растёт ниша или компания в разных странах.
  • SimilarWeb, Alexa, Semrush — профессиональные инструменты для отслеживания трафика и его источников у отдельных сайтов и даже индустрий. Бесплатно они показывают данные максимум за полгода и зачастую только по сайтам с посещаемостью примерно от 50 000 визитов в месяц. Этого недостаточно, чтобы делать выводы по динамике и сезонности ниш.
На примере kinoteatr.ru показываю, почему важно смотреть динамику трафика за несколько лет. При анализе за полгода может сложиться впечатление, что посещаемость восстановилась до доковидных показателей, но это далеко не так
На примере kinoteatr.ru показываю, почему важно смотреть динамику трафика за несколько лет. При анализе за полгода может сложиться впечатление, что посещаемость восстановилась до доковидных показателей, но это далеко не так

В целом у существующих сервисов есть свои ограничения, которые мешали мне решить задачи, о которых я здесь пишу. Поэтому, как это часто бывает у стартаперов, мы сделали для этого свой продукт — телеграм-бота MetricaRobot.

Ключевые отличия: можно бесплатно посмотреть трафик любого сайта за 3 года и сравнить его с другими сайтами, а данные — легко экспортировать в эксельку.

Данным из бота можно верить: мы спарсили аналитику нескольких тысяч сайтов, чтобы сравнить точность существующих сервисов и своего продукта. Это уже тема для отдельной статьи, но, если вкратце, то мы не уступаем текущим решениям.

Если у вас есть идеи, как ещё можно использовать трафик, поделитесь в комментариях, буду рад почитать!

146146
67 комментариев

Интересно! Скажите, не совсем понял источники данных. Вы используете платные подписки для сбора данных? 

7
Ответить

Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы подтюнить точность

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Тоже интересно

Ответить

Интересный подход анализа компаний для инвестиций. Будем пробовать) 

5
Ответить

Привет!
Спасибо за статью, интересно.
Хочу уточнить про 1 момент: существует выражение "Buy the Rumor, Sell the News" – покупайте на слухах, продавайте на новостях. И кажется, что действительно, когда мы видим рост макро-показателя (тренда посещаемости нескольких популярных сайтов из индустрии), то возможно входить уже поздно и тренд упущен? Как вы считаете?

То есть, например, после Хода Королевы очевидно появится пачка проектов про шахматы, но скорее всего выиграют конкуренцию из них те, кто по каким-то причинам начал делать проект до Хода Королевы. Или вообще имел существующий. Аналогично с инвестициями.
Как вы думаете, каким образом можно увидеть зарождение тренда на ранней стадии?

4
Ответить

Классный вопрос! Я думаю, что, когда ты запускаешь в проект почти всегда будут игроки, которые уже в нише существуют и получат за счет этого преимущество

Другое дело, можно заходить в растущую нишу, а можно, например в падающую. Конечно, когда ниша растет, и ты уверен в дальнейшем ее росте, то это позитивный фактор. Плюс когда рост стремительный, то освобождается место для других проектов, например, более узких, направленных на отдельные сегменты в нише.  

3
Ответить