Бизнес в декрете: как пережить развод и открыть своё дело с ребёнком

Будучи юристом, я рискнула и полностью сменила профессию. Начинала карьеру с нуля в многочисленных переездах вместе с мужем, а после развода, вернувшись в родной город с годовалым ребёнком на руках, решила больше не уходить в найм и открыла бизнес по франшизе. Оказалось, что свой бизнес — это не сказка и деньги не приходят сразу. И всё же я смогла выйти на 1 000 000 рублей прибыли в месяц, обучая женщин балету и выравнивая им осанку.

<i><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpchz.studio%2Fpodcast%2Fpastukhova%2F&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Наталья Пастухова</a> — директор международной сети <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flevitafamily.ru%2Fnovosib&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">студий растяжки и балета Levita</a> в Новосибирске, бизнес-тренер, инвестор и практик работы с подсознанием.</i>
Наталья Пастухова — директор международной сети студий растяжки и балета Levita в Новосибирске, бизнес-тренер, инвестор и практик работы с подсознанием.

Переход от юриста в коучи: как строить карьеру, если ты переехал в другой город

Получив образование юриста в Томском государственном университете, я начала работать в строительной компании. Там была очень низкая зарплата и нездоровая моральная обстановка. В суде нужно было вести дела по коммунальным платежам. И когда ответчиками были бабушки, накопившие из-за своей неграмотности долги, по-человечески становилось некомфортно требовать с них суммы, которые для бльшой фирмы были сущими копейками.
Через год я поняла, что не такие результаты мне интересно видеть от своей работы. Я увидела вакансию — ассистент директора в крупном банке и подумала: «А вдруг?»


Помню, как директор, к которому я нанималась в ассистенты, мне сказала: «Наташа, ты понимаешь, что если я сейчас в твоей трудовой напишу „ассистент“, то ты уже больше никогда не станешь юристом?» И я ответила да. Я понимала, что иду в новое. В итоге, там я научилась выступать на публику, проводила обучения и стала коучем.

<i>В обязанности ассистента входит организация рабочего процесса руководителя, участие в подготовке и проведении совещаний и переговоров, выполнение поручений и другие задачи. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FBuWGxwPjJZe%2F%3Figsh%3DMXJpM2hrbXdsMGljZg%3D%3D&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото*</a></i>
В обязанности ассистента входит организация рабочего процесса руководителя, участие в подготовке и проведении совещаний и переговоров, выполнение поручений и другие задачи. Источник фото*

В моей жизни много ситуаций, которые другие люди воспринимают как шаг назад. Но для меня это верный шаг вперёд, потому что я приобретаю очень классные, нужные для меня навыки. Я увидела, как ведёт себя сильный руководитель, как управлять большим количеством людей.

С директором мы общаемся до сих пор. Это мой самый прекрасный наставник по жизни, человек, который научил меня быть сильным управленцем, общаться с людьми, видеть высшие процессы и смотреть с большого ракурса.

В тот момент, когда у меня случился расцвет всей этой банковской карьеры, мы вместе с мужем уехали в «Алабугу» — особую экономическую зону, которая находится в городе Елабуга в Татарстане.

<i>«Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--d1achcanypala0j.xn--p1ai%2Ftpost%2F1dor5t06f1-osobaya-ekonomicheskaya-zona-alabuga-vis&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
«Алабуга» — особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Источник фото

Больше полугода я не могла найти работу вообще. За это время моё резюме бизнес-тренера было просмотрено два раза. В Татарстане просто не нужны были бизнес-тренеры, только продавцы в «Пятёрочку».

Я влюбилась в профессию бизнес-тренера и хотела развиваться в ней дальше. Нашла в соседнем городе — Набережных Челнах — единственную в округе компанию, которая занималась обучением бизнес-тренеров по бережливому производству. Подаю туда резюме, а мне не отвечают, потому что я ассистент, а не бизнес-тренер.

Решила, что так не пойдёт, и написала всем в этой компании, от эйчара до директора. Я реально заколебала всех!

Вот, кстати, лайфхак, если вы хотите устроиться в какую-то компанию, попробуйте такой способ. Когда не в дверь, так в окно. И мне ответили. Они сказали: «Приезжайте, хоть посмотрим на вас». Меня взяли на должность младшего тренера. И я там осталась. Для это приходилось каждый день ездить на работу в другой город.

<i>Расстояние между Елабугой и Набережными Челнами по трассе — 36 км. В неделю 20 часов тратилось на дорогу. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Fmaps%3Fnewwindow%3D1%26amp%3Bsca_esv%3D7db0ce9ab356b080%26amp%3Boutput%3Dsearch%26amp%3Bq%3D%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B1%25D1%2583%25D0%25B3%25D0%25B0%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B6%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5%2B%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25BD%25D1%258B%26amp%3Bsource%3Dlnms%26amp%3Bfbs%3DAEQNm0DhFfduyYswudF_i6zW3VGl22RRLWNFaG0thX1c_xC-gHUOLOCBfJUMEOEcOFfQYqC8dqThIJ0J-mt1DT6ZOUFXOdp01P0ZcD5cRnBEtrjXOjw0WgD7AhJmHQaDL1dari4_DBazVrYjpOMxq7QuHbxx9eMkhQ9eyFsOPnaCh5B6YboNsfkWQP0Ss47xNCWfUGhvZH9DVtTXYi5CwvSJSO9nwpeP6YxSG3ip_NT8OvM28pY4gXI%26amp%3Bentry%3Dmc%26amp%3Bved%3D1t%3A200715%26amp%3Bictx%3D111&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
Расстояние между Елабугой и Набережными Челнами по трассе — 36 км. В неделю 20 часов тратилось на дорогу. Источник фото

На пике карьеры в Челнах мы с мужем вновь переехали. Теперь уже в Оренбург. Я открыла ИП и начала работать на компании как бизнес-коуч самостоятельно. У меня дома был кабинет, я разрабатывала программы и записывала обучение. У меня была команда, мы арендовали студии, делали там съёмки, и потом технический специалист это упаковывал в тот формат, который нужен был конкретной компании.

Это был совершенно другой формат работы: раньше я была тренером внутри компании, а здесь — на аутсорсе и самостоятельно. И ты можешь три месяца разрабатывать один курс и не видеть никакого дохода, а потом получить поощрение. Бац, оно свалилось, живём дальше.

Как выстроить тайм-менеджмент в карьере после рождения ребёнка

Постепенно наши отношения с мужем становились прохладнее, мы приняли решение расстаться, и сразу после того, как мы разъехались, я узнала, что беременна.

Несколько лет подряд на Новый год я записывала желание: у меня рождается здоровый, счастливый ребёнок. А в этот раз я решила — надоело! Написала, что я звезда в карьере, что у меня всё строится. Пишу это на Новый год, а в марте смотрю, что было в прошлом году… И фраза «Отпусти, и желаемое придёт» заиграла новыми красками.

На шестом месяце беременности я поехала в Москву записывать курс по бизнес-тренингам, пробила все свои финансовые потолки и осталась жить в столице.

Материнство — лучший тренинг личностного роста. Налаженные ритмы с ребёнком дают понимание, что сейчас пройдёт 40 минут, и он будет спать. Соответственно, ты можешь абсолютно спокойно планировать, что ты в это время с кем-то созвонишься, у тебя будет планёрка, ты выполнишь какую-то конкретную работу. Когда ребёнку исполнилось полгода, у нас появилась няня, а я начала вести вебинары онлайн.

Было достаточно удобно: я оборудовала себе дома уголок и свет. Няня с ребёнком уходила примерно на два часа, а я в это время работала. Ещё чуть-чуть попозже, наверное, в восемь месяцев, я начала выезжать в офис и тоже ловила каждую минуту. Пока едешь в такси туда, проводишь созвон за ноутбуком, приезжаешь в офис — есть три часа, ты очень быстро работаешь с командой, едешь обратно — проводишь планёрку.


СВО поставила под угрозу проекты по обучению сотрудников, так как мы работали с международными компаниями. В апреле 2022 года мы полностью закрыли все проекты, довели последние дела, и компания, которая проработала на рынке 6 лет закрылась. И я стала думать, что делать дальше.

Открытие бизнеса по франшизе без опыта в предпринимательстве

Прекрасно жить на деньги, которые есть, но они не вечные. На тот момент я остановилась в Новосибирске. Идти на рынок и вновь «продавать» себя как кандидата на вакансию я не хотела. Было понимание, что в регионах я не могу рассчитывать на те же условия, что в Москве. И как-то я разговаривала с отцом, а он сказал: «Может, своё попробуешь?» Я задумалась: а что своё, как выбрать нишу?

<i>Новосибирск — город-миллионник. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fngs.ru%2Ftext%2Fgorod%2F2020%2F09%2F29%2F69485741%2F&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
Новосибирск — город-миллионник. Источник фото

У меня отец предприниматель, и я, будучи рядом, что-то видела и чему-то училась, но самостоятельного предпринимательского опыта у меня не было. Начала анализировать рынок, смотреть разные франшизы, но ни одна меня не зажигала.

Больше всего меня заинтересовали детские школы программирования. С ними у меня начались переговоры, я стала узнавать, что и как. Потом у меня была встреча с текущим партнёром города, и я ему сказала: «Давай по-честному. Сколько?»

Оказалось, что не всё так хорошо, как транслируют представители. А ещё мне кажется, у нас в России не совсем правильное отношение к франшизе. Люди думают, что бизнес по франшизе — это тебе дали вывеску и сказали: «Теперь ты под нашим лейблом, у тебя всё будет хорошо». Тебе продают красивую картинку, но ты не всегда получаешь то, что есть на бумаге.

Меня тогда не интересовало конкретное направление, я больше смотрела на доходность и была готова, правда, ко всему. Как ребёнок выбирает кружок: покажите всё, я как-нибудь определюсь. И просто чудесным образом мне по рекомендации подруги приходит франшиза Levita — международная студия балета и растяжки для взрослых, где занимаются только женщины.

Франшиза студии Levita включала готовый бизнес-план, финмодель открытия и маркетинговую стратегию, CRM-систему и систему учёта клиентов, доступ к программам обучения для сотрудников и тренеров сети, постоянную поддержку и обучение от франчайзера.

<i>Студия балета и растяжки Levita. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F%3Fu%3D2%26amp%3Bto%3DL2FsYnVtcy0xOTcwNTkyNzM%2Fej1waG90by0xOTcwNTkyNzNfNDU3MjQ0NTE4JTJGcGhvdG9zLTE5NzA1OTI3Mw--&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
Студия балета и растяжки Levita. Источник фото

Я никак не связана ни с балетом, ни с хореографией вообще, это для меня абсолютно незнакомая область. Я просто была открыта ко всему и решила попробовать. Я даже сама посетила студию, сходила на пробные занятия, посмотрела это всё изнутри. Мне не понравилось.

Сама идея, бизнес, концепция — всё круто. Но не реализация. С точки зрения работы с аудиторией бизнес был уже в очень запущенном состоянии, было очень много негативных отзывов, шероховатости с командой. Это сильно ощущалось.

Ещё я искала какой-то формат без предпринимательского опыта, чтобы не наделать ошибок и не умереть в долгах. И я решила, что мне подходит именно франшиза. Я не сразу осознала, что сотворила. У меня в руках теперь такая машина: клиенты, бизнес, сотрудники, деньги, расчётные счета.

У Levita есть триединство: это работа с осанкой, работа с растяжкой и работа с закачкой. С возрастом наши тела под воздействием силы тяготения сжимаются. И наша первая задача на тренировках — вытянуть, растянуть. Особенно этого жаждут позвоночники. Потом мы выравниваем все оси, соответственно, формируем осанку, и только после этого закачиваем мышечный каркас. К сожалению, сейчас осанки у людей плачут, и мы видим бесконечно кривых, изогнутых людей со смартфонами. В том числе, увы, детей. К нам приходят уже в 13-14 лет.

В студии растяжки и балета Levita занимаются только женщины

Все направления адаптированы для людей с нуля. К нам может прийти любой человек, который даже не был в фитнесе, никогда не ходил в зал, ничего никогда не делал с своим телом. Мы просто используем балетные техники, балетные тематики, балетный класс на благо человека. Ведут занятия действующие балерины.

<i>Постановка на пуанты в Levita начинается с работы со стопой. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F%3Fu%3D2%26amp%3Bto%3DL2FsYnVtcy0xOTcwNTkyNzM%2Fej1waG90by0xOTcwNTkyNzNfNDU3MjQwNjEwJTJGcGhvdG9zLTE5NzA1OTI3Mw--&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
Постановка на пуанты в Levita начинается с работы со стопой. Источник фото

Занятия длятся по 55 минут. В каждом есть и разминка, и основная часть, и растяжка после. Все группы небольшие, в основном по 8 человек, только в большом зале может заниматься 10 человек. Соответственно, педагог может уделить внимание каждому.

В первый год было максимально сложно разбираться в каких-то деталях, тонкостях, как это всё вести. Трудности были с тем, что команда была не моя, набранная не мной, и передача бизнеса была слишком резкая. Они не были в курсе, что бизнес перепродают, что скоро будут какие-то изменения. Для них это случилось одним днём, и все, конечно, были в шоке.

И команда моментально посыпалась, а часть клиентов ушла, потому что они были привязаны к конкретным педагогам. Это тоже очень важный момент. Люди покупают у людей, людям нравятся люди. И если человек ходил к конкретной Настеньке, любимой и замечательной, то уход Настеньки для него фатален.

После развала команды я сидела с двумя ноутбуками: в одном отвечала клиентам на звонки и заявки, делала продажи, а в другом искала сотрудников. И это был тотальный расфокус, очень большое напряжение, потому что ты не знаешь, как нанимать людей, как коммуницировать с клиентами, как им продавать, и плюс ещё, по сути, происходит обучение.

Я помню момент, когда позвонила подруге, и она мне сказала: «Поставь всё на стоп, займись командой. Пока ты и там, и там, результата не будет. Тебе просто нужны люди».

О том, что мне нужен управленческий состав, я на тот момент и думать не думала. Мне нужны были исполнители, те, кто вели бы тренировки. Это первая дыра, которую нужно было закрыть, потому что количество клиентов в тот момент было около 150-170. У них тренировки, расписание, и оно вдруг сужается, начинается негатив. А я же не могу сама пойти и провести тренировку. Новый педагог тоже не начнёт сразу вести занятиях так, как тебе нужно, он должен пройти обучение, влиться.

У нас был очень долгий период, когда мы не могли собрать команду даже администраторов.

Администраторы очень важны, потому что они взаимодействуют с клиентами, создают атмосферу, и они продажники. Всё-всё держится на них. Я часто говорю, что администратор — это мама в студии, он за всем должен следить, всё успевать. И какое-то время не получалось найти людей, я где-то сама заменяла администратора и от этого выгорала.

Через год ведения бизнеса по франшизе я решила, что этот «самолёт» со мной не летает, я не предприниматель, ничего не получится. Уезжаю в Сочи и там разбиваюсь на самокате.

Команда знала, что произошло, я от них ничего не скрывала. Не было такого, что я просто вдруг исчезла. Все очень переживали, просто даже по-человечески. За время восстановления я не занималась делами вообще, потом увидела итоги месяца: они оказались лучше, чем в предыдущем.

Как работали сотрудники? Просто знали, что им не на кого положиться и они должны решать все вопросы самостоятельно. Результаты, конечно, были интересными. Но я решила продать бизнес, мы начали искать покупателя, и он нашёлся.

Я вложила в этот бизнес много любви, много труда и хотела получить отдачу в виде денег, признания, уважения и процветания твоего дела. В момент переговоров, я поняла, что не готова продавать студию и не готова прощаться с ней навсегда.

Ровно в тот момент, когда я приняла, что мы остаёмся вместе, мы идём дальше, события начали раскручиваться. Команда сильно сплотилась, и я стала больше погружаться, и мы постепенно от месяца к месяцу начали идти в прирост.

<i>Сейчас у меня две студии Levita в Новосибирске, работающие по франшизе. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fphoto-197059273_457244498&postId=2134185" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник фото</a></i>
Сейчас у меня две студии Levita в Новосибирске, работающие по франшизе. Источник фото

После двух лет предпринимательства я уже консультирую другие бизнесы. И я бы однозначно рекомендовала брать франшизу. Дело не в том, что тебя научат, за ручку проведут, что-то подскажут. Здесь сила в сообществе, в возможности обмениваться опытом. Есть такая фраза, я её просто обожаю: «Чтобы быть успешным, не нужно быть среди успешных. Нужно быть среди тех, кто желает твоего успеха».

Смотреть полный эпизод подкаста:

Как выйти из кризиса, найти себя и начать своё дело? Женский бизнес в Сибири: Студия балета Levita

Дополнительные материалы к выпуску:

Директор студий растяжки и балета Levita
9
7 комментариев