«Где мой товар?». 3 риска в логистике, из-за которых селлеры теряют бизнес
Привет, я Олег Неворотов — основатель фулфилмента UPMARKET и логистической компании TOMARKET. Мы ежедневно работаем с поставками на маркетплейсы и видим: логистика — это не просто «доставка до склада», а один из самых уязвимых участков в цепочке селлера. Расскажу про три типичных сценария, в которых можно потерять и товар, и деньги. И что с этим делать.
Мошенничество: груз уходит в никуда
Вы нашли перевозчика на бирже, договорились о рейсе, оформили документы. А спустя время становится ясно: поставка не дошла. Отгрузка уходит мимо маркетплейса — пропадает целая машина с товаром. И такое происходит чаще, чем кажется. Мы провели внутренний опрос среди фулфилментов и выяснили, что у 10% из них за последние полгода хотя бы раз груз не доехал до получателя. Притом что это компании, которые профессионально занимаются доставкой и логистикой.
Подобные истории — не страшилки, а реальные случаи, о которых пишут профильные издания. Например, крупное металлургическое предприятие отправило 20 тонн медной проволоки из Свердловской области в Орёл. Но груз оказался на подставной точке: мошенник убедил водителя поменять адрес доставки. Ущерб составил 18,3 миллиона рублей. А в Липецкой области экспедитор получал товар на складе маркетплейса, но часть развозил не по сортировочным пунктам, а забирал себе. Так он украл 37 коробок с заказами на более чем 700 тысяч рублей.
Схем обмана в логистике много, одна из самых частых — «треугольник». Вот как действует мошенник:
- Регистрирует подставное юрлицо, чтобы выглядеть убедительно. Затем на бирже подбирает подходящую заявку.
- Находит водителя и делает ему заманчивое предложение: например, предлагает оплату наличными сразу при разгрузке.
- Подбирает экспедитора — это может быть как отдельный человек, так и транспортная компания. При оформлении документов мошенник подменяет номер телефона реального водителя на свой. Теперь, если вы звоните «водителю», трубку берет он и убеждает вас, что машина едет и скоро прибудет.
- А пока вы уверены, что всё под контролем, мошенник дает настоящему водителю указание разгрузиться не по ТТН, а по другому адресу — под предлогом, что склад переполнен.
Водитель не подозревает об обмане и считает ситуацию штатной. Вы уверены, что всё под контролем. А на самом деле между вами стоит один человек, который исчезает, когда машину разгружают на заранее подготовленной точке.
Как не попасть в «треугольник»:
Проверьте перевозчика. Запросите у логиста или диспетчера доверенность и лицензию, но не ограничивайтесь сканами в мессенджере. Проверьте ИНН, ОГРН и БИН компании в открытых базах — например, через сайт ATI.SU.
Проверьте исполнителя, номер телефона и заказ. Если водитель называет себя сотрудником конкретной компании, свяжитесь с ней и узнайте, работает ли там такой человек и есть ли в системе заявка на ваше имя.
Не передавайте груз без доверенности на имя водителя. Попросите у него документ с печатью, подписью и датой. Убедитесь, что она оформлена именно на этого водителя и от той же компании, с которой вы договаривались. Если в бумагах всплывают другие имена или юрлица — это повод насторожиться. Кроме того, проследите, что товар отгрузили в оговоренный день, и отслеживайте движение товара. Случается, что экспедитор не передает информацию вовремя, и тогда быстро среагировать и найти груз становится сложнее.
Кадровые риски: даже надежный с виду водитель может подставить
По нашим наблюдениям, около 40% всех случаев недостач и пропажи товара случается именно во время перевозки — когда товар отгружен, но еще не принят на складе. Например, бывает, что поставка без проблем доезжает до склада, а при приемке выясняется — части груза не хватает. Куда исчез товар и как это могло произойти во время рейса — непонятно.
Обычно схема такая. Селлер сдает груз в логистическую компанию или частнику палетами или коробками. Склад тоже принимает доставку «по количеству мест», а поштучный пересчет происходит позже — когда начинают обрабатывать поставку. Водитель знает об этом и пользуется ситуацией: вскрывает в пути несколько коробок и забирает часть товара. К моменту обнаружения недостачи ТТН уже подписана, а претензии предъявлять некому.
Недостача — это еще и риск штрафов от маркетплейса. Если в поставке планировалось более 100 единиц товара, а недовоз составил более 30%, маркетплейс удерживает с селлера по пять рублей за каждую недоставленную единицу. При срыве поставки такого же объема тоже начислят штраф по пять рублей за каждую штуку.
Как защитить товар от кражи в пути:
Фиксируйте передачу груза. Запрашивайте фото- или видеоотчет отгрузки и приемки. Это поможет определить объем и состав поставки.
Пломбируйте упаковки. Каждую пломбу фотографируйте при погрузке и проверяйте при выгрузке.
Уточняйте информацию о водителях. Информацию о ненадежных подрядчиках можно найти на ресурсах «Контур.Фокус» и ОТК.
Главная проблема здесь не в статусе перевозчика, а в отсутствии контроля. Кражи совершают и водители ТК, и частники. Но при работе с транспортной компанией риск значительно ниже: товар застрахован от мошенничества, и в большинстве случаев убытки вам возместят. В то время как водителей-частников не всегда проверяют на добросовестность и не заключают с ними договор. В случае кражи не останется ни одной зацепки, чтобы доказать свою правоту или вернуть товар, — вся ответственность ложится на вас.
Как правильно работать с частным подрядчиком:
Изучите репутацию водителя. Проверьте, не засветился ли он в списках недобросовестных исполнителей на профильных сайтах.
Не полагайтесь на устные договоренности. Напишите хотя бы простой договор от руки: укажите, кто везет груз, сколько единиц товара, на какую сумму и по какому маршруту следует машина.
Сохраняйте всю переписку. Скриншоты из чатов, текстовые и голосовые сообщения в случае неприятной ситуации могут оказаться единственным доказательством.
Доверьте перевозку груза надежной компании. Перевозчик сам найдет водителей и проверит их репутацию на специальных платных ресурсах.
Форс-мажоры: даже если все молодцы, что-то может пойти не так
Дорога непредсказуема, даже если перевозчик — надежный, водитель — добросовестный, а машина — в порядке. ДТП, пожары, поломки — это не редкая случайность, а часть логистической рутины. Только за 2024 год в России произошло почти 120 тысяч ДТП, из которых более 15 тысяч — с участием грузового транспорта. А на долю водителей грузовиков приходится примерно 8–9% всех аварий. И если в пути с грузом что-то происходит, главный вопрос: кто несет ответственность и на кого ложатся убытки?
Если вы работаете с транспортной компанией, риски ниже. У большинства ТК есть страховое покрытие по умолчанию. Водители проходят медосмотр, а техника — техобслуживание. Всё это не исключает форс-мажоры, но гарантирует, что перевозчик будет нести ответственность.
А вот с частниками всё сложнее. Никто не проверяет, в каком состоянии машина и сам водитель. Страховки часто нет вовсе. В итоге, если в пути случилось ЧП, вы теряете и товар, и деньги. И не можете ничего доказать.
Как не остаться без компенсации после форс-мажоров:
Оформите расширенную страховку или выберите перевозчика, у которого она уже включена. По закону транспортная компания компенсирует только стоимость утраченного товара и провозную плату. Но если в пути случится пожар, ДТП или кража, вы можете ничего не получить. К тому же в договорах часто есть ограничения: фиксированная сумма компенсации, расчет по весу, исключения из ответственности.
Расширенная страховка помогает обойти эти ограничения: она покрывает больше рисков и учитывает реальную стоимость товара. Чтобы не потерять деньги, заранее уточните, кто оформляет страховку — вы или логистическая компания.
Подписывайте договор с условиями ответственности. В документе должно быть прямо указано, что за сохранность груза отвечает перевозчик.
Проверяйте перевозчика. Спрашивайте, когда водитель проходил медосмотр, а машина — техобслуживание. Если на эти вопросы нет внятных ответов, лучше не рисковать.
По нашему опыту, на 100% исключить риски в логистике нельзя. Но их можно свести к минимуму: если работать с проверенными водителями, правильно оформлять документы, страховать груз и отслеживать его в реальном времени. А еще заранее продумать, что делать в непредвиденной ситуации, чтобы форс-мажор не стал катастрофой.
В TOMARKET мы уже выстроили такую систему: с понятными условиями, живой поддержкой и полной интеграцией под требования маркетплейсов. Это не просто «перевозка до склада», а защита бизнеса на каждом километре маршрута. Если вам важна стабильность, прозрачность и предсказуемость в логистике — подключайтесь.
В этой статье мы разобрали самые распространенные риски. А в нашем телеграм-канале — еще три схемы мошенничества, с которыми сталкиваются селлеры. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные разборы и реальные кейсы из логистики маркетплейсов.