«Где мой товар?». 3 риска в логистике, из-за которых селлеры теряют бизнес

Привет, я Олег Неворотов — основатель фулфилмента UPMARKET и логистической компании TOMARKET. Мы ежедневно работаем с поставками на маркетплейсы и видим: логистика — это не просто «доставка до склада», а один из самых уязвимых участков в цепочке селлера. Расскажу про три типичных сценария, в которых можно потерять и товар, и деньги. И что с этим делать.

«Где мой товар?». 3 риска в логистике, из-за которых селлеры теряют бизнес

Мошенничество: груз уходит в никуда

Вы нашли перевозчика на бирже, договорились о рейсе, оформили документы. А спустя время становится ясно: поставка не дошла. Отгрузка уходит мимо маркетплейса — пропадает целая машина с товаром. И такое происходит чаще, чем кажется. Мы провели внутренний опрос среди фулфилментов и выяснили, что у 10% из них за последние полгода хотя бы раз груз не доехал до получателя. Притом что это компании, которые профессионально занимаются доставкой и логистикой.

Подобные истории — не страшилки, а реальные случаи, о которых пишут профильные издания. Например, крупное металлургическое предприятие отправило 20 тонн медной проволоки из Свердловской области в Орёл. Но груз оказался на подставной точке: мошенник убедил водителя поменять адрес доставки. Ущерб составил 18,3 миллиона рублей. А в Липецкой области экспедитор получал товар на складе маркетплейса, но часть развозил не по сортировочным пунктам, а забирал себе. Так он украл 37 коробок с заказами на более чем 700 тысяч рублей.

Схем обмана в логистике много, одна из самых частых — «треугольник». Вот как действует мошенник:

  • Регистрирует подставное юрлицо, чтобы выглядеть убедительно. Затем на бирже подбирает подходящую заявку.
  • Находит водителя и делает ему заманчивое предложение: например, предлагает оплату наличными сразу при разгрузке.
  • Подбирает экспедитора — это может быть как отдельный человек, так и транспортная компания. При оформлении документов мошенник подменяет номер телефона реального водителя на свой. Теперь, если вы звоните «водителю», трубку берет он и убеждает вас, что машина едет и скоро прибудет.
  • А пока вы уверены, что всё под контролем, мошенник дает настоящему водителю указание разгрузиться не по ТТН, а по другому адресу — под предлогом, что склад переполнен.

Водитель не подозревает об обмане и считает ситуацию штатной. Вы уверены, что всё под контролем. А на самом деле между вами стоит один человек, который исчезает, когда машину разгружают на заранее подготовленной точке.

Как не попасть в «треугольник»:

Проверьте перевозчика. Запросите у логиста или диспетчера доверенность и лицензию, но не ограничивайтесь сканами в мессенджере. Проверьте ИНН, ОГРН и БИН компании в открытых базах — например, через сайт ATI.SU.

Проверьте исполнителя, номер телефона и заказ. Если водитель называет себя сотрудником конкретной компании, свяжитесь с ней и узнайте, работает ли там такой человек и есть ли в системе заявка на ваше имя.

Не передавайте груз без доверенности на имя водителя. Попросите у него документ с печатью, подписью и датой. Убедитесь, что она оформлена именно на этого водителя и от той же компании, с которой вы договаривались. Если в бумагах всплывают другие имена или юрлица — это повод насторожиться. Кроме того, проследите, что товар отгрузили в оговоренный день, и отслеживайте движение товара. Случается, что экспедитор не передает информацию вовремя, и тогда быстро среагировать и найти груз становится сложнее.

Кадровые риски: даже надежный с виду водитель может подставить

По нашим наблюдениям, около 40% всех случаев недостач и пропажи товара случается именно во время перевозки — когда товар отгружен, но еще не принят на складе. Например, бывает, что поставка без проблем доезжает до склада, а при приемке выясняется — части груза не хватает. Куда исчез товар и как это могло произойти во время рейса — непонятно.

Обычно схема такая. Селлер сдает груз в логистическую компанию или частнику палетами или коробками. Склад тоже принимает доставку «по количеству мест», а поштучный пересчет происходит позже — когда начинают обрабатывать поставку. Водитель знает об этом и пользуется ситуацией: вскрывает в пути несколько коробок и забирает часть товара. К моменту обнаружения недостачи ТТН уже подписана, а претензии предъявлять некому.

Недостача — это еще и риск штрафов от маркетплейса. Если в поставке планировалось более 100 единиц товара, а недовоз составил более 30%, маркетплейс удерживает с селлера по пять рублей за каждую недоставленную единицу. При срыве поставки такого же объема тоже начислят штраф по пять рублей за каждую штуку.

Один подрядчик перевозил заказы разных клиентов из Москвы в Краснодар. В каждом рейсе были недостачи на крупные суммы. На скрине — одна из таких историй
Один подрядчик перевозил заказы разных клиентов из Москвы в Краснодар. В каждом рейсе были недостачи на крупные суммы. На скрине — одна из таких историй

Как защитить товар от кражи в пути:

Фиксируйте передачу груза. Запрашивайте фото- или видеоотчет отгрузки и приемки. Это поможет определить объем и состав поставки.

Пломбируйте упаковки. Каждую пломбу фотографируйте при погрузке и проверяйте при выгрузке.

Уточняйте информацию о водителях. Информацию о ненадежных подрядчиках можно найти на ресурсах «Контур.Фокус» и ОТК.

Главная проблема здесь не в статусе перевозчика, а в отсутствии контроля. Кражи совершают и водители ТК, и частники. Но при работе с транспортной компанией риск значительно ниже: товар застрахован от мошенничества, и в большинстве случаев убытки вам возместят. В то время как водителей-частников не всегда проверяют на добросовестность и не заключают с ними договор. В случае кражи не останется ни одной зацепки, чтобы доказать свою правоту или вернуть товар, — вся ответственность ложится на вас.

У водителей есть судимость, а еще их лишали прав. Без проверки не выяснилось бы, что исполнители в черном списке
У водителей есть судимость, а еще их лишали прав. Без проверки не выяснилось бы, что исполнители в черном списке

Как правильно работать с частным подрядчиком:

Изучите репутацию водителя. Проверьте, не засветился ли он в списках недобросовестных исполнителей на профильных сайтах.

Не полагайтесь на устные договоренности. Напишите хотя бы простой договор от руки: укажите, кто везет груз, сколько единиц товара, на какую сумму и по какому маршруту следует машина.

Сохраняйте всю переписку. Скриншоты из чатов, текстовые и голосовые сообщения в случае неприятной ситуации могут оказаться единственным доказательством.

Доверьте перевозку груза надежной компании. Перевозчик сам найдет водителей и проверит их репутацию на специальных платных ресурсах.

Форс-мажоры: даже если все молодцы, что-то может пойти не так

Дорога непредсказуема, даже если перевозчик — надежный, водитель — добросовестный, а машина — в порядке. ДТП, пожары, поломки — это не редкая случайность, а часть логистической рутины. Только за 2024 год в России произошло почти 120 тысяч ДТП, из которых более 15 тысяч — с участием грузового транспорта. А на долю водителей грузовиков приходится примерно 8–9% всех аварий. И если в пути с грузом что-то происходит, главный вопрос: кто несет ответственность и на кого ложатся убытки?

Если вы работаете с транспортной компанией, риски ниже. У большинства ТК есть страховое покрытие по умолчанию. Водители проходят медосмотр, а техника — техобслуживание. Всё это не исключает форс-мажоры, но гарантирует, что перевозчик будет нести ответственность.

А вот с частниками всё сложнее. Никто не проверяет, в каком состоянии машина и сам водитель. Страховки часто нет вовсе. В итоге, если в пути случилось ЧП, вы теряете и товар, и деньги. И не можете ничего доказать.

Как не остаться без компенсации после форс-мажоров:

Оформите расширенную страховку или выберите перевозчика, у которого она уже включена. По закону транспортная компания компенсирует только стоимость утраченного товара и провозную плату. Но если в пути случится пожар, ДТП или кража, вы можете ничего не получить. К тому же в договорах часто есть ограничения: фиксированная сумма компенсации, расчет по весу, исключения из ответственности.

Расширенная страховка помогает обойти эти ограничения: она покрывает больше рисков и учитывает реальную стоимость товара. Чтобы не потерять деньги, заранее уточните, кто оформляет страховку — вы или логистическая компания.

Подписывайте договор с условиями ответственности. В документе должно быть прямо указано, что за сохранность груза отвечает перевозчик.

Проверяйте перевозчика. Спрашивайте, когда водитель проходил медосмотр, а машина — техобслуживание. Если на эти вопросы нет внятных ответов, лучше не рисковать.

По нашему опыту, на 100% исключить риски в логистике нельзя. Но их можно свести к минимуму: если работать с проверенными водителями, правильно оформлять документы, страховать груз и отслеживать его в реальном времени. А еще заранее продумать, что делать в непредвиденной ситуации, чтобы форс-мажор не стал катастрофой.

В TOMARKET мы уже выстроили такую систему: с понятными условиями, живой поддержкой и полной интеграцией под требования маркетплейсов. Это не просто «перевозка до склада», а защита бизнеса на каждом километре маршрута. Если вам важна стабильность, прозрачность и предсказуемость в логистике — подключайтесь.

В этой статье мы разобрали самые распространенные риски. А в нашем телеграм-канале — еще три схемы мошенничества, с которыми сталкиваются селлеры. Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные разборы и реальные кейсы из логистики маркетплейсов.

12
4
1
9 комментариев