Мой первый и последний раз в b2b: как я запускал проект для корпоративных клиентов

Мой первый и последний раз в b2b: как я запускал проект для корпоративных клиентов

Дисклеймер: Меня зовут Alon, я — создатель сервиса Mentify, который переводит и адаптирует метрики фитнес-трекеров Whoop для русскоязычных пользователей. Если вы читали мою прошлую статью «Вайб-кодинг — тяжёлая работа» — вы знаете, что я делаю проекты один, без опыта разработки, и люблю рассказывать не только про успехи, но и про фейлы. Этот текст — прямое продолжение той истории. Здесь будет меньше теории и больше личного опыта: страхи перед встречами, неожиданные повороты и честный разбор, как я пытался выйти в сегмент b2b и что из этого вышло

Как всё началось

Mentify изначально задумывался не как массовый сервис, а как решение для конкретного клиента

Один из покупателей нашего магазина трекеров взял устройства для своей команды (он футбольный тренер) и спросил:

Можно ли смотреть метрики всей команды в одном месте?

Я тогда подумал: «А почему бы и нет?». Это стало основной мотивацией — запустить проект, который возможно окажется полезным и нужным

Меня часто двигает вперёд не вдохновение, а страх подвести партнёров, клиентов, друзей, семью. В этот раз произошло ровно это — я так переживал не оправдать ожидания, что вечерами после работы вайб-кодил проект для футбольного клуба и уложился в 1 месяц

Если кто-то думает, что стыд придумали в Испании, то вы еще не видели первую версию моего проекта:

Мой первый и последний раз в b2b: как я запускал проект для корпоративных клиентов

В итоге я слепил первую версию сервиса на коленке. К слову сказать, клиент, для которого всё это задумывалось, так и не вернулся. Мне пришлось быстро пивотить проект под индивидуальных клиентов как сервис по подписке для владельцев Whoop

Неожиданное приглашение

Через пару месяцев мне написал представитель известного футбольного клуба. Запрос почти как у первого клиента: командный просмотр метрик

Я подумал: вот оно, реальный шанс выйти в B2B. Решил развить корпоративную версию Mentify как отдельное направление. За рекордные для себя 2 недели полностью переписал проект на новом для себя стеке: Node.js + VueJS. В этом мне помогала нейронка, рассказал о ней здесь:

Я ужасно боялся ехать на встречу, поэтому поехал с партнёром. Боялся отказа, критики и обвинений. Не знаю почему, но это было так стрессово и перед каждой встречей, особенно такого уровня, я сильно переживаю. Я боюсь не оправдать ожидания ещё до того, как пойму, что они действительно не оправданы (спойлер)

На удивление, встреча прошла хорошо. То ли мне так повезло с представителями корпоративного мира, то ли у меня просто недостаточно опыта, но меня встретили профессиональные люди, знающие свое дело, с ними было приятно общаться. Мы подписали все нужные договоры, чтобы всё было «чисто-гладко». Оставили устройства и платформу на тест на 2 недели и уехали

Первый пинок

Через две недели получили вежливый, но жёсткий фидбек: нужны более точные и профессиональные спортивные метрики, которых Whoop в принципе не даёт. Мне искренне хотелось, чтобы мой проект просто кому-то понравился и его оценили — даже не в денежном плане, но у них были свои ожидания. Мы уехали расстроенными и больше не общались

Второй пинок

Через знакомых я вышел на крупный спортивный университет. Снова оставили им трекеры и платформу. Через пару недель услышали то же самое, что и от клуба. На этот раз запрос был другой: измерять стресс у студентов перед экзаменами. Наши технологии для этого не подходили

Почему Whoop не зашёл в B2B: мое мнение

Whoop — трекер для обычной повседневной жизни. Он удобный, модный, даёт чувство контроля над телом, сном и тренировками. При этом, Whoop всё же не профессиональный инструмент. Для спортсменов есть Polar, Catapult, и даже популярные часы Garmin, которые дают больше данных. Но для футбола Garmin не подходит — футболистам нельзя ничего носить на запястье, а Whoop можно надеть на бицепс

Третий пинок: ProductRadar

Я выложил корпоративную версию Mentify на российский аналог Product Hunt для стартапов Product Radar в надежде привлечь B2B-клиентов

Мой первый и последний раз в b2b: как я запускал проект для корпоративных клиентов

Реальность: там в основном тусуются стартаперы и псевдо-инвесторы, которые хотят «войти в проект» и забрать 10+% за инвестиции, привлечение которых растягивается на годы. За годы привлечения, ты забудешь зачем создавал проект и забыл, что его нужно еще и развивать под запрос клиентов. Это мое мнение, я могу ошибаться, потому что мой кейс был неудачным

Пробовал рекламу, писал HR-ам, тренерам, клубам. Результат — ноль. Проект оказался никому не нужным, даже бесплатно

В следующем посте раскрою свой опыт публикации на площадке более подробно

Что в итоге?

Сейчас я понимаю, что не нужно было даже пытаться. B2B не для слабаков и не для новичков. Результат не стоил ни времени, ни денег. Благо именно этот опыт стал катализатором развития Mentify для обычных пользователей, где сейчас 1200+ клиентов, поэтому жалеть точно не стоит

Я научился переговорам, составлению договоров, презентации проекта. Перестал бояться неудач, пока они не произошли. Научился честно говорить как о сильных, так и о слабых сторонах проекта

Цена ошибки невелика: около 18 000 ₽ на лендинг, 5 000 ₽ на договоры и юриста, 10 000 ₽ на директ, 2 недели на первую версию и столько же на доработки + пару месяцев на согласование. И, что удивительно, подготовка проекта не заставила меня переживать. Наблюдение: весь стресс в B2B проявляется, когда ты едешь и сидишь на встрече, остальное — мелочи

Мой подход к проектам не изменился: быстро сделать MVP — проверить спрос — огорчиться и идти дальше. Потенциально успешные проекты видно сразу, они сразу кому-то нужны

Не очень понятна история с вашей целевой аудиторией: у спортсменов как-будто совсем другие проблемы нежели у белых воротничков, так же как и задачи у тренеров (чтобы у спортсмена не было перетрена и он соблюдал режим), и у начальников (чтобы сотрудники вообще двигались и меньше стрессовали)

Дмитрий Гарник, Product Radar

Когда я публиковался на ProductRadar там была куча проектов-конкурентов в моем наборе, они все интересные — какие-то проще, какие-то сложнее, но по комментариям и лайкам было сразу понятно, что реально станет успешным, а что не станет: мой проект

Выводы

Мой опыт в B2B небольшой, но теперь я понимаю, что это другая экосистема: больше времени, внимания к деталям, бесконечные переговоры-договоры. Опыт оказался болезненным, поэтому повторять его в ближайшее время я точно не планирую

Удивительно, что один и тот же продукт оказался чрезвычайно полезным для индивидуальных пользователей — и совершенно бесполезным для компаний. И это нормально: просто разный рынок, разные ожидания

PS

Недавно я создал тг-канал, где показываю внутреннюю кухню проектов, в том числе Mentify, рассказываю про ошибки, победы и деньги. Недавно я поделился там советами для начинающих вайб-кодеров и постараюсь регулярно публиковать новые

Никого не заставляю подписываться и статья нужна была не для рекламы, но вот ссылка на всякий (можете написать мне и рассказать свою историю):

1
1
4 комментария