Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих

Окей, вы решили стать копирайтером. Поздравляю. Вы уже знаете, с чего начать? Я вот не знал. Мне бы чертовски пригодился такой гайд в начале пути. В этой статье я дам советы начинающим копирайтерам: куда идти, что учить, с кем дружить, где брать заказы. Поехали.

Кто этот господин, который учит меня жизни?

Кто этот господин, который учит меня жизни?

Если вы в моем блоге впервые, давайте знакомиться. Меня зовут Павел, я копирайтер и редактор. Пару лет назад начинал работать на биржах контента, писал унылые статейки по 50 рублей за штуку.

Сейчас мои тексты стоят больше 15000 рублей. Я делаю рекламу, пишу для популярных блогов, редактирую статьи других авторов и рулю агентством контент-маркетинга. Думаю, мой опыт будет вам полезен.

Я ничего не знаю. С чего начать?

Это раздел для тех, кто решил стать копирайтером с нуля и вообще не понимает, что надо делать. Итак, вы ни разу не писали на заказ. Сочинения в школе не в счет. Давайте я проведу краткий ликбез.

Копирайтер пишет текст. Без опыта вам не доверят делать рекламу или писать для интернет-изданий. Первое время вы будете заниматься SEO-копирайтингом. Суть такая:

  • Вы пишете текст
  • В нем обязательно используете определенные слова и фразы — они называются ключами
  • Текст выкладывают на сайт
  • Благодаря вписанным словам, люди могут найти сайт в Гугле или Яндексе

Непонятно? Смотрите на примере.

Клиент владеет интернет-магазином смартфонов. Он просит вас сделать описание седьмого айфона и обязательно использовать слова: «купить», «заказать» и «айфон 7». Текст размещают на странице товара. Когда кто-нибудь введет в Гугле «купить айфон 7» — в результатах выдачи будет ваш текст.

Ура, вы принесли пользу и привели потенциального клиента в магазин.

SEO-тексты вы будете писать по техническому заданию. Сокращенно — ТЗ. Это требования заказчика к статье: какие слова нужно использовать, какого объема нужен текст, о чем в нем стоит упомянуть и так далее.

Так выглядит техзадание для копирайтера
Так выглядит техзадание для копирайтера

Окей, я займусь этим SEO-копирайтингом. Где мне взять заказы?

На самом деле — везде. Копирайтеры нужны любому сайту. Их ищут в соцсетях, на форумах и досках объявлений. Но без опыта и портфолио вам ничего не дадут. Поэтому советую пойти на специальный сайт — биржу.

Это что-то вроде доски объявлений. Владелец сайта или менеджер рассказывает о задаче, а копирайтеры оставляют заявки. Если вы понравитесь заказчику — он выберет вас и отдаст проект в работу.

На биржах очень много заказов, поэтому даже копирайтер без опыта может завалить себя работой. Увы, новичкам там платят чуть лучше, чем никак. Я начинал с 30-50 рублей за текст. Многие мои коллеги брали еще меньше — 10-15 рублей.

Сейчас ваша главная задача — набраться немного опыта и сделать портфолио. Воспринимайте работу по низким ценам как стажировку. Доход обязательно будет, но чуть позже.

Хорошо, пойду на биржу. Какую выбрать?

Я начинал на Etxt. Там вырвиглазный интерфейс, но больше всего людей. Если верить статистике биржи — 400 тысяч заказчиков.

Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих

Я советую поработать месяц на Etxt. Если будет получаться — регистрируйтесь на бирже фриланса и ищите заказы там.

Обходите стороной заказы за 5-10 рублей. Это издевательство над мозгом. Даже копирайтер с нулевым рейтингом может получать 20-40 рублей за 1000 символов.

Кстати, о символах. Так в копирайтинге принято считать стоимость услуг. Не целыми текстами, а количеством букв в них. Большая статья будет стоить дороже короткого описания — и это справедливо.

И сколько я буду зарабатывать, если начну с нуля?

На старте — почти ничего. 100 рублей в день или около того. Но как только вы чуть-чуть освоитесь, сможете поднять цены и получать что-то вразумительное.

Многие биржевые копирайтеры получают 15-30 тысяч в месяц. Я через месяц работы зарабатывал 500-800 рублей за день. Выше — это уже не новички.

Крутые дядьки получают сотни тысяч в месяц. Самый большой доход, о котором я слышал, — 300 000 рублей. Уверен, это не предел.

А нормальные деньги когда начнут платить?

Это зависит только от вас. Если быстро освоитесь и будете интересно писать — то через месяц можно выйти на 70-100 рублей за 1000 символов. Это 700-1000 рублей в день. Больше на биржах получать сложно. У меня не получалось.

В среднем, вы можете рассчитывать на 40-60 тысяч уже через пару лет практики. Если будете стараться и учиться.

Не сидите на биржах копирайтинга долго. Они — стажировка. Ваша задача — научиться искать клиентов вне бирж. Например, в соцсетях и на Авито. Сайты фриланса тоже подойдут. Топовые копирайтеры на них зарабатывают много.

Как стать хорошим копирайтером: самое подробное руководство для начинающих

И чему мне нужно учиться, чтобы стать профессиональным копирайтером?

Вам нужны четыре вещи:

  • Грамотность. Ну тут понятно: если вы делаете три ошибки в слове из пяти букв — копирайтинг не для вас.
  • Умение интересно и понятно писать. Чтобы люди дочитывали текст до конца и понимали, что вы хотите им сказать.
  • Маркетинг и реклама. Как продавать, как рекламировать, что важно для покупателей, как выявить преимущества компании перед конкурентами. Даже если вы хотите писать статьи, а не рекламный текст — их заказывают компании. Цель компании — получение прибыли. Вы должны знать, как это работает.
  • Умение вести переговоры и продавать свои услуги. Вам ведь нужны клиенты, правда? На биржах вы оставляете заявку и все — переговоры закончились. Потом все будет интереснее и сложнее.

Вот эти навыки вам и нужно прокачивать. Желательно все сразу. Одно без другого работать не будет.

Какие ошибки допускают начинающие копирайтеры, и как мне их избежать?

Долго топчутся на месте. Через месяц после начала работы, я писал статьи по 40 рублей за 1000 символов и получал примерно 600-800 рублей в день. Через полгода — все те же 600-800 рублей.

Почему так? Потому что я не развивался. Работа-работа-работа и все. Одинаковые задания, которые делаешь на автомате, не дают расти. Чтобы получать больше, надо уметь больше. А для этого надо выйти из зоны комфорта и сделать что-нибудь новое и сложное.

Не учатся. Практика — это круто. Увы, у вас не хватит жизни, чтобы перепробовать все. Поэтому нужно перенимать опыт старших коллег.

Читайте книги, смотрите видеоуроки, подписывайтесь на блоги, посещайте конференции, общайтесь в профильных сообществах.

Переписывают чужое. Есть такое понятие — рерайт. Это когда вы берете текст и переписываете его своими словами. Очень быстро и удобно.

Это путь в ад. Когда вы делаете рерайт, вы не думаете над структурой, не учитесь объяснять, не проверяете факты. Вы не учитесь вообще ничему.

Боятся высоких цен. Ой, я пишу по 50 рублей, а тут задание за 300. Наверно, там кошмарные требования, я не потяну. Боль, печаль, тоска.

Вот такой реакции у вас быть не должно. Увидели дорогое задание — пойдите и пообщайтесь с заказчиком. Может, это вполне ваш уровень.

А что дальше? Какие у меня перспективы?

Рад, что вы думаете о будущем. Перспектив много, и все они клевые. Вряд ли вы захотите всю жизнь писать SEO-тексты. Да и платят за них не то, чтобы очень. Вы можете стать:

  • Копирайтером-рекламщиком. Писать рекламу, слоганы, помогать бизнесу продавать товары и услуги.
  • Копирайтером-текстовиком. Делать рассылки, писать в блоги, составлять руководства.
  • Редактором. Рулить всем процессом — давать задания копирайтерам, дизайнерам, иллюстраторам — или делать это все самому.
  • Контент-маркетологом. Это новое и очень крутое направление интернет-маркетинга, завязанное на качественном контенте: тексте, видео, иллюстрациях.
  • Руководителем. Взять в свою команду других специалистов и открыть студию.
  • Инфобизнесменом. Учить начинающих копирайтеров и редакторов, писать книги, проводить тренинги, стать коучем.
55
11
10 комментариев

Адова работа. Умения писать здесь мало, нужно быть экспертом в какой-либо области. Иначе затраты времени на освоение темы слишком велики. Как вариант - стать ещё одним рядовым рерайтером.

4
Ответить

Давайте я составлю резюме для этого текста: "Задирайте цены, неважно, как вы пишете!"
Ну-ну.

1
Ответить

Продавцы воздуха и здесь уже...
Обучаем мартышек понимать смыслы пользователей! За нИдорогА! Всего 1750 р и ты станешь Пушкиным! Или, на край, Лермонтовым!
Да хер там! Не верьте цыганЯм!
Че бы ссылочку не тиснуть на хорошем, читаемом ресурсе....)
"какие перспективы?" та ни хера их нету после курсов!!!

1
Ответить

Пятую вещь добавлю. Умение задавать вопросы по поводу того, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ нужен текст, кто будет его читать и какая функциональная роль у него будет на сайте. В противном случае это плавание в море иллюзий о том, что "вы вот напишите такой текст, чтобы прямо дух захватывало и чтобы клиент за кошельком лез. А что у меня за товар - неважно. Главное, чтобы купили поскорее".

1
Ответить

"Последний раз наш крутейший курс по копирайтингу можно купить за 1750 рублей" - последний раз... Купить курс? Последний раз... Купить курс... Блин пытаюсь в голове это как-то логически связать, но не вяжется. Во-первых, само выражение "последний раз" ужасно режет слух. Во-вторых, "купить курс"... "Оплатить курс" было бы куда логичнее... Слово "крутейший" подчеркивается ошибкой. Из всего этого возникает вопрос - а вы точно копирайтер? И что вы продаете, если в одном предложении совершаете такие грубейшие ошибки?

2
Ответить

Мне кажется, что конкуренция в этой профессии настолько велика, что рынок переполнен уже предложениями

Ответить