От борьбы с выгоранием к педагогике счастья: почему 2025 год должен стать переломным для российского образования

Фото с Дордже Пенджо, руководителем исследований Центра бутанских исследований и валового национального счастья (Бутан), Сколково, 30.06.2019
Фото с Дордже Пенджо, руководителем исследований Центра бутанских исследований и валового национального счастья (Бутан), Сколково, 30.06.2019

Шесть лет назад в Московской школе управления Сколково в рамках дискуссии "Счастье человека - новый приоритет деятельности всех систем управления" говорили о счастье как о новой парадигме управления. Звучало почти революционно — измерять успех страны не только ВВП, но и уровнем человеческого счастья. Казалось, вот-вот произойдет системный сдвиг. Но тема сошла на нет, а сегодня, в 2025-м, тема счастья в образовании чаще всего звучит к контексте купирования профессионального выгорания. А значит лечить планируем симптомы, забыв о причине.

Что пошло не так? Профессиональное выгорание подменяет концепцию счастья, как состояния полноты и осмысленности, на его психологизированную, урезанную версию: «отсутствие невыносимых страданий». Учителю предлагают не стать счастливее, а просто «не гореть». Не развиваться, а «восстанавливаться». Не реализовывать потенциал, а «справляться с нагрузкой». Это стратегия выживания, а не развития.

Но выход есть. Он требует вернуться к изначальной идее: счастье - не отсутствие боли, а присутствие смысла. И образование — ключевое место, где этот смысл рождается.

Почему борьба с выгоранием не делает учителей счастливее?

  1. Она реактивна. Все методики выгорания работают после того, как ресурс уже исчерпан. Они лечат последствия, а не устраняют причину — системные противоречия, ценностный дисбаланс и экзистенциальную усталость от роли «винтика».
  2. Она индивидуализирует проблему. Учителю предлагают техники саморегуляции, как будто проблема в его личной неспособности «справиться со стрессом». А то, что по большей части система генерирует этот стресс ежедневно, остается за скобками.
  3. Она сужает горизонт. Фокус на «не сгореть» убивает мотивацию к росту. У человека, который постоянно тушит пожар, не остается сил на то, чтобы построить новый дом.

Три шага от педагогики выживания к педагогике счастья

Чтобы выйти из этого тупика, нам нужен новый язык — язык созидания, а не избегания.

Шаг 1. Сменить нарратив: от «борьбы с выгоранием» к «осознанному учительству».

Вместо семинаров «Как справиться с тревогой» — воркшопы «Как найти личный смысл в каждом уроке». Вместо разговоров о «том, как все плохо» — создание «карты смыслов» учителя: какие ценности мы реально имеем и воплощаем? Какой след оставляем в детях? Это возвращает учителю чувство авторства своей профессиональной жизни.

Шаг 2. Восстановить сакральность профессии через миссию навигатора.

Учитель — не поставщик услуг, а «инженер человеческих душ». Его роль — не вложить в головы набор фактов, а быть проводником в мире ценностей, смыслов и идей. Его ключевая компетенция — не отсутствие двоек, а искусство диалога. Это сложно, поэтому нужна супервизия — но не столько как психотерапия, а как профессиональная поддержка в сложных этических и педагогических вопросах.

Шаг 3. Создать в школе «острова счастья» — пространства нерегламентированного общения.

Именно там, на доверительных классных часах, в театральных студиях, в проектной работе, рождается та самая совместная радость открытий и взаимопонимания, которая и является главным ресурсом против выгорания. Это то, что нельзя измерить статистикой, но что является главным результатом образования.

2025: время для перезагрузки

Шесть лет назад говорили о счастье как о приоритете и были правы. Сейчас очевидно, что счастье — это не KPI, а культурный код любой организации, страны. Его нельзя внедрить приказом. Его можно только выращивать, создавая среду, где учитель:

  • Чувствует не контроль, а доверие.
  • Видит не угрозы, а возможности.
  • Реализует не программу, а свое призвание.

Пандемия, стресс, перегрузки — все это привело к выгоранию педагогов и именно сейчас есть шанс всё изменить: не бояться говорить о счастье, не сводите его к отсутствию выгорания, начинать с малого: с одного осмысленного разговора с коллегой, с одного «неформального» урока, с попытки найти личный смысл в рутине.

Именно из этих маленьких шагов и рождается большое системное изменение.

1
2 комментария