Солнечные дни для людей с идеями: приручаем AI и создаем продукты своими руками
В этом году кузница стартапов Y Combinator впервые начала принимать стартапы без технических фаундеров. Раньше заявки даже не рассматривали, если в команде не было сильного кодера. Причина изменений в том, что искусственный интеллект кардинально упростил создание цифровых продуктов.
Меня зовут Мик Вайсман, я основатель Trinity Monsters и AI-стартапа WaiWai. Также с октября я буду преподавать в МГУ на ВМК предмет «Искусственный интеллект в промышленной разработке». Свою экспертизу в бизнесе и AI я упаковал в курс WauUni. На нем за 6 недель мы запускаем работающие решения и осваиваем стартап-методологию. Привожу советы наших студентов — как они интегрировали AI в бизнес и повседневную жизнь. Также рассказываю как строится мой курс.
Настали солнечные дни для людей с идеями
Сэм Альтман в своей недавней статье описал интересный феномен Кремниевой долины. Там всегда существовал мемный предприниматель — «The Man with the Idea» — объект добродушных насмешек. Он воодушевлен своей гениальной идеей, а все говорят: «Великолепно! только теперь найди технического фаундера, который все сделает». В сериале «Кремниевая долина» таких персонажей было несколько — они символизировали беспомощность бизнесмена без технической экспертизы.Пример с моего курса — студент хотел запускать собственные стартапы. В итоге у него получилось создать Fotelier, который реставрирует старые фото с помощью нейросетей. В течение двух месяцев они вышли на 500 тысяч генераций в месяц.
Идея оказалась рабочей, и как только у ее автора появились инструменты, она выстрелила.
Где-то полгода мы пользовались ChatGPT и другими LLM. Пришли к мысли, что надо в это погрузиться более глубоко. Пройдя обучение AI- инструментам, мы через месяц запустили стартап. Быстро собрали MVP, в том числе с помощью Cursor. Уже несколько месяцев он набирает популярность в Рунете. Надеемся, что вскоре не только в Рунете.
Практический путь: как мы учим создавать продукты с AI
В мире AI есть понятие «smell of the big model» (запах большой модели) — понимание мощности и возможностей продвинутых моделей через практику.
Например, на курсе мы сразу применяем AI к реальным бизнес-задачам. Проводим анализ конкурентов в нише, генерируем маркетинговые идеи, ищем способы улучшить продукт.
Важно не бояться экспериментировать. AI — не поисковик, где нужно угадать ключевые слова. Работать с ним — словно ввести диалог с умным, но иногда рассеянным собеседником.
Мы – предприниматели, оптимисты по природе и часто переоцениваем свои идеи. AI показывает сильные стороны концепции и потенциальные проблемы.
После валидации идеи начинается создание MVP. Такие инструменты как Lovable, Cursor и v0 позволяют создавать полноценные веб-приложения через естественный язык. Описываем, что хотим получить, а AI генерирует работающий код. Получаются функциональные продукты, которые можно показать инвесторам или запустить для первых пользователей.
AI активизирует творческое воображение и помогает принять новые инструменты в жизни. Главное — начать играючи. У вас есть белый лист и фломастеры — просто рисуйте. Многие пробуют Midjourney, получают ерунду и бросают, но с AI нужно экспериментировать много раз. Исходите из детского интереса. Мечтали написать трек? С GPT и ElevenLabs создадите текст, голос и свой первый музыкальный трек. Да, без базового музыкального образования шедевра не выйдет. Зато через творчество вы начнете познавать AI, а сейчас это необходимый навык.
У нас на курсе были разные участники — от тех, у кого нет технического бэкграунда, до специалистов в машинном обучении. AI — это как электричество, а что им запитать — уже ваш выбор.
Даются базовые знания, затем идет практика и работа в разных лабораториях. Среди последних, например: лаборатории по маркетингу, СТО и дизайну.
AI помог мне вернуться к практическому программированию. Стоимость написания скриптов «на выброс» значительно снизилась. Раньше я делал вручную единичные задачи, а не писал скрипт, т.к он мог не окупиться. Теперь даже штучные задачи я решаю как программист — с помощью скриптов, получая больше удовольствия от процесса. Также я стал больше набрасывать прототипов для проверки гипотез перед тем, как передать задачу команде. С AI хватает сил создавать сайд-проекты. Например, делаю для себя небольшую систему учета. Раньше при моей нагрузке руководителя это было невозможно. Спасибо AI-аугментации.
Типичные ошибки новичков
1. Быстрая капитуляция — самая распространенная ошибка. Человек сталкивается с первыми неточностями AI и делает вывод: «Это не работает». Особенно часто это происходит с техническими специалистами, привыкшими к детерминированным системам.В нас встроена эмпатия и умение прощать ошибки другим людям. Эту же эмпатию нужно проявлять к AI. Если коллега иногда ошибается, мы не увольняем его сразу — мы помогаем исправиться.
2. Погоня за всеми инструментами. Каждый день появляются более тысячи новых AI-стартапов. Это вызывает FOMO (fear of missing out) — страх упустить что-то важное. На самом деле за всеми инструментами угнаться невозможно, да и не нужно. Оптимальный темп — один качественный инструмент в месяц. За год это 12 новых инструментов, которые могут кардинально трансформировать ваш бизнес.
3. Отношение как к обычной программе. С AI не работает подход «выполни команду от A до B». Это больше похоже на общение с человеком, который постоянно умнеет.
У меня много записанных идей для стартапов. Теперь я могу доводить их до MVP с помощью no-code инструментов, тестировать на рынке и быстро понимать, работает идея или нет. Это критически важный навык — не тратить месяцы на то, что рынку не нужно. Неожиданным стало открытие творческого процесса. Годами копились идеи стихов, картин, видео — не хватало времени и ресурсов. Теперь я пишу стихи и превращаю их в песни с помощью AI. С чего начать? Мир AI огромен. Я пробовал сам и быстро бросал — слишком много всего. Например, долго искал инструмент для видеомонтажа, пока меня не познакомили с OpusClip для нарезки видео. Структурированный подход курса помогает лучше разобраться в своих задачах и довести начатое до конца.
Будущее уже здесь
Дэвид Хайнемайер Хансон, создатель Ruby on Rails и Basecamp, говорит о наступлении эры «ренессансных разработчиков». Я бы расширил: мы входим в эру ренессансных предпринимателей — людей, которые могут воплотить идею от концепции до готового продукта, используя AI как универсальный инструмент. Не ждите, пока AI станет «достаточно хорошим» — он уже готов для создания реальных продуктов.