От реагирования – к опережению: как выйти из колеи на путь осознанности

От реагирования – к опережению: как выйти из колеи на путь осознанности

В любой профессии приходит момент глубокой усталости, когда понимаешь, что работать по-старому уже не хочется, а как можно по-новому еще не осознано. В работе учителя такое тоже часто случается. Мы словно бежим по замкнутому кругу, реагируя на требования системы, запросы детей и родителей, а хочется остановиться, осмыслить происходящее, в спокойном состоянии найти более эффективные и результативные решения возникающих вопросов.

Но что, если увидеть в этом не тупик, а точку для нового начала? Что если вся эта гонка и тревожность не снаружи, а внутри нас, внутри учителя, внутри любого человека, который чувствует, что бежит по кругу.

Если дальше мы будем преподавать, не наполняя каждый день личными смыслами, пониманием почему я в этой профессии, зачем я это делаю, мы рискуем выгореть сами и воспитать учеников, которые зеркально считывают этот диссонанс между внутренним и внешним, который, на мой взгляд, и называется двуличием. И оно — в нас самих.

А сколько родителей не могут сердечно сказать своим детям, что любят их и гордятся ими? Причина та же. Приходя домой, в своей голове родители продолжают быть на работе, переживать о будущем, вспоминать былые обиды, решать вопросы с партнером и многое другое. В итоге многие дети слышат только окрики, претензии родителей, у родителей опускаются руки, дети предоставлены сами себе и это чаще всего сопровождается эмоциональным игнорированием.

Время перейти — от роли «Учителя разумного», который передает научные факты, к миссии «Учителя мудрого», который помогает эти факты осмыслить, пропустить через душу, личностные смыслы и найти им место в картине мира ребенка.

Это не утопия. Это уже происходит там, где:

  • Учитель становится наставником проектов, а не контролером правильных ответов.
  • Оценка используется как инструмент диалога о прогрессе, а не в приговор.
  • Урок становится пространством вопросов, а не только ответов.

Ключ к этому переходу — в смене внутренней парадигмы:«Знания устаревают — мудрость вечна. Информацию можно найти за секунду — а смысл рождается только в диалоге, в тишине, в искреннем вопросе к миру и к себе».

А что для вас значат слова «Мудрый Учитель»?

Какой образ, имя или ситуация приходят в сердце, когда вы думаете о мудрости в нашей профессии? Поделитесь, если хотите 🌿

2 комментария