Венчурная пирамида — как прошаренные инвесторы зарабатывают на наивных стартаперах
• Как выглядит схема?
• Сколько заработал организатор?
• Сколько участников и как много они потеряли?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво изложить схему и предложить свой вариант решения
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — 31 год. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.
Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Теперь о схеме.
Схэма
Пишу в формате диалога, потому что не исключаю, что сам мог упустить некоторые важные моменты. Разумеется, никаких имен и любые совпадения, ассоциации или фантазии на совести самих фантазирующих.
Этой истории не один год. Мой собеседник — кофаундер стартапа. Его зовут Калев (имя изменено). На pre-seed к ним зашел частный инвестор, о котором, собственно, пойдет речь.
Калев: Схема простая — инвестор кладет деньги в пять стартапов. Четыре — доноры, а пятый показывает н****ческий трекшен и на следующем раунде получает финансирование с очень крутой оценкой. В этот момент инвестор выходит. Потом стартап с высокой вероятностью сдувается.
Я: Твой стартап был донором?
Калев: Да. Мы взяли 3 миллиона за 8% компании. Это было очень щедрое предложение. На пресиде частные инвесторы вообще не заходят. Нюанс в том, что деньги целевые. Мы должны были потратить их на лидген, причем отправить конкретному подрядчику. Звучало логично, потому что инвестор за этих ребят ручался. Ну и разговор строил так, что деньги как бы его...
Я: Отправили?
Калев: Да. На самом деле мы радовались как дети. Во-первых, с таким бюджетом на лидген можно добежать до очень красивой цифры. Во-вторых, инвестор показал себя как хороший ментор. Те рекомендации, которые он давал, продвинули нас в плане продукта. Он разрулил ситуацию, когда единственного разработчика чуть не схантили.
Я: И как лидген?
Калев: Лидгена не было. Мы знали этих ребят и примерно представляли на какой стадии у них разработка. Поэтому просто отправили всю сумму, чтобы они ее отработали по мере готовности продукта. (пауза) Я слышу себя со стороны и понимаю насколько это было глупо... Но, когда тебе дают три ляма на маркетинг, ты не очень-то задумываешься.
Я: Какой трекшен вы показали?
Калев: Никакой.
Я: А те ребята?
Калев: У них красиво. 10 млн за три месяца.
Я: Ты точно знаешь, что донорами стали четыре команды?
Калев: Да. Мы все общаемся. Он покупал доли разного размера.
Я: И сколько в итоге заработал?
Калев: Думаю, х2 он сделал. За три месяца.
Я: А что с лидгенщиками?
Калев: Они работают, но больше не растут и в венчур не играют. Может должны остались кому-то из инвесторов, а может на них давно забили... Не знаю. Не общаюсь с ними. Я, если честно, тоже наигрался.
Послесловие
В 2018 году и я наигрался, хотя в моем случае все было честно. Если выбирать между деньгами инвесторов, собственными средствами или платежами клиентов, то лучше, конечно, третье. О том как продавать на ранних стадиях я писал в статье «Деньги на стартап — что такое бутстрэппинг и как выкручивались основатели великих компаний».
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.