Запуск рекламной биржи «ВКонтакте» — обзор системы и интересные факты + Update Статьи редакции

Много месяцев администраторы сообществ, рекламодатели и простые люди ждали появления легендарной биржи постов во «ВКонтакте», призванной упорядочить стихийный круговорот рекламы в пабликах, снизить количество нерелевантных коммерческих постов и обогатить руководство соцсети. И вот свершилось — недавно стало известно о закрытом тестировании системы, в котором мы, конечно же, поучаствовали.

Сегодня биржа перешла в открытый режим и открыла свои двери для всех желающих. Тем не менее, это всё ещё «бета» — почему так, объясним чуть ниже.



Во-первых, зачем это всё? Биржу нам обещали довольно-таки давно, но усиленно работали над ней только в последние несколько месяцев — как раз после резонансной блокировки нескольких крупных пабликов, попавшихся на недобросовестном размещении недобросовестной рекламы. Так что формальное обоснование — «чтобы контролировать этот стихийно сложившийся рынок». Но мы-то с вами понимаем, что подмяв под себя эту махину, «ВКонтакте» окажет неоценимую услугу не только усталым пользователям, но и себе.

Если в двух словах, то в соцсети популярна полулегальная закупка проплаченных постов в крупных сообществах. И сейчас есть несколько т. н. сторонних «бирж», которые вовремя уловили тренд и начали объединять рекламодателей с хозяевами пабликов в автоматическом режиме. Я знаю две таких биржи — Sociate и Trendio, возможно, есть и другие. «ВКонтакте» возьмёт эту модель и примерит на себя — в официальном статусе и с соответствующими этому статусу преимуществами и недостатками.



Посмотрим, как эта легендарная биржа выглядит и работает. Сперва я имел возможность оценить систему со стороны администратора публичной страницы — подключившись к бирже (в разделе «Управление сообществом»), необходимо установить стоимость одного рекламного поста (алгоритм сам предложит вам что-то, основываясь на охвате, числе подписчиков и других факторах, но вы вольны поставить и сто рублей, и миллион). Важно понимать, что «ВКонтакте» не работает бесплатно — система взимает конскую* комиссию в 45% + НДС. То есть если я выставляю цену в 4500 рублей, то рекламодатель будет платить чуть менее 10 000 рублей за пост.

С одной стороны, это недурно — деньги забирает не какой-то незнакомый дядька, а сама «ВКонтакте», к тому же, за такую нескромную плату рекламодатель получает отличную поддержку, классную статистику, официальный сервис и другие блага. С другой стороны — да, это дико много, гораздо дешевле остаться в том же самом Trendio (или Sociate), у которых скопилась огромная разношёрстная база как сообществ, так и клиентов. К слову, авторитарно ликвидировать доступ сторонним биржам пока что никто не собирается — сотрудники «ВКонтакте» в один голос твердят, что будут участвовать в честной конкурентной борьбе со старыми игроками.

Андрей Новосельский, руководитель биржи Sociate, рассказал мне, что с их стороны было бы неразумно соперничать с «ВК», поэтому суть сторонних бирж будет заключаться в реализации дополнительных возможностей — например, сейчас у них есть более тонкая сортировка сообществ или даже их скриншоты на случай, если рекламодатели не хотят размещаться рядом с неприглядным контентом.



Не каждый паблик имеет доступ к официальной бирже — если у вас есть крупное сообщество, можно подать заявку и надеяться на удачу. Сейчас в списке уже есть полторы-две сотни публичных страниц различной тематики — конечно, их через какое-то время станет намного больше, но не запутаться в них поможет достаточно гибкая система сортировки по тематике, охвату, аудитории и т. п.

Но вернёмся к реальной возможности заработать. Изнутри это выглядит вот так:


Когда приходит новая заявка от рекламодателей, администратор получает СМС и/или e-mail с оповещением — вы всегда сможете оперативно отреагировать на запрос.


Заявки приходят анонимно — чтобы не было возможности договариваться о размещении в обход биржи. Нельзя исправить пост — только отклонить и отправить автору комментарий с пояснением (потом прикрутят возможность полноценного общения, но так же анонимного).

Рекламодатель выбирает диапазон времени для публикации, и вы сами ставите таймер на тот момент, в который вам удобно будет разместить пост. После того, как пост появляется на стене сообщества, отредактировать его всё ещё нельзя — можно только удалить. Стоит помнить, что заявка переходит в статус «выполнено», если пост продержится на стене в течение суток (не меньше). Также он должен целый час находиться на первом месте — правда, сама система не даст ничего опубликовать как раз в течение следующего часа, так что этот запрет нарушить всё равно не получится.

После того, как пост своё отработал (то есть через 24 часа), на счёт паблика переводятся деньги — сейчас их можно будет вывести себе на карман с крошечной комиссией, а после появится возможность пустить их в оборот (купить рекламу в другом сообществе или наладить таргет).


У каждого отдельного поста есть детальная статистика — сколько человек его видело, сколько перешло по ссылке и так далее.


Вот, например, за никчёмные 150 долларов рекламодатель получил нереальную отдачу в 1250 лайков, 422 шейра и 1400 переходов — покупайте у нас рекламу, будьте счастливы.

Есть определённые ограничения, как и всегда: нельзя публиковать больше 3 рекламных постов в день, нарушение этого правила грозит удалением сообщества из поиска (в принципе, они там сами до сих пор не определились — в будущем возможны какие-то послабления в этом плане). Сейчас многие уже плюют на все эти запреты и штампуют рекламки пачками, не заботясь о том, как их находят пользователи — ну, значит, как-то находят.

Технически сама биржа не позволит публиковать что-то чаще раза в час и больше 10 раз в день.

Так, с доступным и лёгким заработком разобрались. А что если мы хотим быть рекламодателем? Отправляемся в рекламный кабинет, где у всех и каждого уже есть раздел «Реклама в сообществах».


Там можно положить на счёт деньги и создать рекламную кампанию своей мечты. Коммерческие посты бывают двух типов — оригинальная запись или репост; к новой записи можно, как всегда, прикреплять медиавложения. Сейчас модерации практически никакой нет — ну, конечно, детское порно или призывы к свержению власти публиковать нельзя, но качество постов никак не отслеживается. Впоследствии появятся какие-то рекомендации и гайды по созданию максимально эффективных постов и кампаний — вспомним, что официальная цель у биржи это красивая и ненавязчивая реклама, которая даже скорее не реклама, а рекомендации.

Под кнопкой «Разместить запись» скрывается огромный список доступных пабликов. Как я уже упоминал, их можно по-всякому крутить-вертеть-сортировать. Сейчас в столбце «охват» выводится общее число видящих записи людей, но потом будет выводиться гораздо более интересный охват среднего поста.


Ну и, конечно, можно отслеживать эффективность своей кампании и количество потраченных средств — то есть прямо отсюда распечатать с экрана статистику и принести начальнику на подпись.


Моя тестовая кампания открывает ряд вопросов по поводу эффективности — такие внушительные количества подписчиков вылились в жалкие 200 переходов по ссылке. Но это я, скорее всего, не очень завлекательно составил текст рекламного поста.


«ВКонтакте» уже привлекла ряд крупных рекламодателей — я не могу их здесь назвать, но вы все их знаете, это крупные шишки. И, вроде как, их заинтересовал именно аутентичный рекламный продукт — то есть ранее они не пользовались услугами сторонних бирж.

Очень важный момент состоит в том, что реклама не помечается как реклама — коммерческий пост нельзя никак отличить от обычного. Соответственно, нельзя научить условный AdBlock вычленять из ленты такие записи.

Вот вам и краткий обзор новой рекламной системы. Это и правда «бета» — многие вещи ещё в работе (вывод средств, статистика, количество пабликов, модерирование, обработка записей), многие ещё только планируются (из интересного — таргетирование постов, например).

Желчи на новую задумку Павла Валерьевича можно пролить много — и про комиссию, и про сложность изменения устоявшихся привычек, и про неэффективность метода, и про незаметность рекламы. Но всё же он преподносит на блюдечке крепкий продукт, при помощи которого одни смогут заработать себе на хлеб не вставая с кресла, а другие — достучаться до своей аудитории.

UPD. После запуска биржи пользователи начали роптать по поводу неоправданно высокой комиссии. Пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин в комментариях в нашем паблике разъяснил, что планка вскоре будет снижена.



UPD2. Павел Дуров в тех же самых комментариях упоминает о нижней границе в 20% и о том, что ему приходится делиться с агентствами.





UPD3. Дуров рассказал коллегам из TJournal, что для определения размера комиссии будет использоваться прогрессивная шкала: «Если охват сообщества 10 тысяч и меньше, то 20%. Если 500 тысяч и больше, то 45%. Посередине — линейная формула от 20 до 45% в зависимости от охвата».

* - То есть для 99% желающих попасть на биржу комиссия не будет превышать 20%.  Что, конечно, не является "конской" комиссией.