Личный опыт: 10 лет в иллюстрации. 10 правил работы с заказчиками

Привет! С вами снова Ира. Недавно готовила портфолио для заказчика и внезапно осознала - оказывается, в иллюстрации я уже 10 лет! 10, Карл! Вот такой вот юбилей.

Помимо обширных скиллов и опыта практически в любой сфере, за эти 10 лет я поняла несколько правил работы с заказчиками. Буду рада, если они помогут начинающим иллюстраторам. Все правила проверены лично мной и основаны на реальных примерах.

Заказчик чаще всего не понимает, что вы описываете словами

Представьте себе: совещание в банке, вокруг - десяток умнейших людей, которые могут хоть BPMN схему нарисовать, хоть план развития регионов проработать. И вот вы, вооружившись референсами, с вдохновением описываете идею иллюстрации. Каков шанс, что все эти люди вас поймут и “увидят” конечный продукт? Как показала практика - шанс минимален.

Irina Salvart
Irina Salvart

Тип мышления иллюстратора отличается от предпринимательского. Предприниматель видит логикой и цифрами, а иллюстратор - образами. Пока вы не покажете работу, она так и останется чем-то эфемерным.

Отсюда следующий пункт.

Не показывайте промежуточную работу

Только если это не скетч, по примеру карандашного, согласованный заранее.

Сколько раз я сталкивалась с этим! Делаешь набросок, чтобы быстрее показать заказчику концепцию, ждешь одобрения - и тут… “А что это с детализацией? А почему картинка в формате скетча? И разрешение какое-то низкое…” И ты полчаса убеждаешь заказчика, что это далекоооо не готовая работа, это просто для согласования… Уф, сколько времени я на это убила!

Нет, заказчик не будет додумывать и представлять - ему нужен результат.

К сырым работам спокойно относятся арт-директоры, дизайнеры, заказчики из gamedev студий - в общем, все, кто имеет образное мышление. С остальными лучше не экспериментировать.

Всегда заключайте договор, берите предоплату и фиксируйте исполнение актами

Наверное, у всех фрилансеров были истории из разряда “Я выполнил работу, а заказчик пропал”. Или - делаешь тестовое задание, тебе отказывают, а потом выясняется, что твоя тестовая иллюстрация прекрасно используется на ресурсе заказчика.

Поэтому сейчас я работаю по четкой схеме: договор - предоплата - акт приемки-передачи. Не бойтесь просить о предоплате и об оплате тестового - адекватный заказчик отнесется к этому спокойно. А неадекватные нам не нужны.

Irina Salvart
Irina Salvart

А зачем акт приемки-передачи? Чтобы обезопасить себя. По факту, пока акт не подписан, заказчик всегда может сказать: “Все фигня, переделывайте!” и даже запросить возврат оплаты.

Важно: договор лучше составить с хорошим юристом. Где его найти? Самый простой способ - через популярные площадки, типа Яндекс.Работы, YouDo и др. 1000-2000 рублей, потраченных на юриста, сэкономят вам километры нервов и сотни тысяч рублей в будущем.

Готовьтесь быть терпеливыми или отказывайте

На многих контрактах "попасть в цель" мне удавалось далеко не с первого раза. Порой, на крупных заказах, я делала до 10 работ, прежде чем заказчик говорил: "Ок, идем дальше".

Сколько раз я была готова остановиться, отказаться? Десятки. Однако я убеждала себя попробовать еще, заказчика - поверить в мои силы и опыт, и в 70-95% случаев получала весь заказ.

Иллюстрации - штука очень непредсказуемая и разнообразная. Вы же не можете залезть в голову заказчику. Поэтому приходится креативить. Советы тут простые:

  • перед началом работы давайте заказчику заполнить бриф, который прикрепляется к договору;
  • обсуждайте с заказчиком референсы, которые ему нравятся;
  • максимально точно определяйте стилистику новой работы;
  • если что-то не нравится в результате - подробно уточняйте, что именно. А лучше - просите референсы, где это выполнено хорошо, по мнению заказчика.

Отказывайте, возвращайте предоплату, если после 2-4 решений вы видите, что не сдвинулись с мертвой точки, ТЗ несколько раз изменилось, и вы не можете найти взаимопонимания. Пожелайте успехов и идите дальше с поднятой головой.

Будьте готовы работать по 16 часов, но учитесь отдыхать

Первый заказ на крупную для меня сумму я выполнила за месяц, работая по 12-18 часов в среднем. Это было безумно сложно! Сейчас я стараюсь не повторять таких марафонов, однако - когда приходит крупный заказчик - порой нам с помощниками приходится забывать о сне и еде.

Это выматывает морально, физически, однако это стоит того. Пожалуй, возможность выполнять такие заказы мне дает только умение отдыхать. Без этого - я выгорала, не раз и не два в своей жизни. Медитации, спорт и полное отключение от заказов на время - помогает, рисовать для себя - тоже.

Irina Salvart
Irina Salvart

Не тратьте на заказы больше 80% своего времени

Остальные 20% - учитесь. Как-то, сделав трендовый рисунок для себя и выложив его в инстаграм, я получила 10+ заказов на похожую стилистику в течение пары месяцев.

Изучайте тренды, смотрите работы ваших кумиров, будьте в курсе того, что происходит в мире и учитесь. В этом ключ постоянной популярности и регулярных заказов.

Рассказывайте о результатах вашей работы

  • Инстаграм помог мне найти многих хороших заказчиков. Если не умеете его вести - заплатите 10-15 тысяч рублей профессионалу.
  • Дружите с заказчиками - порой они могут принести вам гораздо больше, чем инстаграм.
  • Ведите другие соцсети (ВК, ФБ, Линкед). С них приходит не так много людей, однако редкий, но крупный заказ может порадовать вас раз в неделю, две.
  • По возможности - ведите блог. Я пока не нашла времени для полноценного ведения блога, однако, наблюдая за коллегами, я вижу позитивный отклик и увеличение заказов именно с их ресурсов.

Найдите помощников

Даже работая по 16 часов, с некоторыми заказами невозможно справиться в одиночку. Хотите сделать 250 иллюстраций для мобильного приложения за месяц? Готовьтесь искать команду.

К сожалению, иллюстраторов, которые могут работать в любом стиле - не так много, поэтому создайте табличку со стилями и внесите туда вашу будущую звездную команду.

А вот как работать с творческими людьми, другими иллюстраторами, добиваться от них качества в требуемый срок - это тема для отдельного материала. Если вам понравится эта статья - напишу.

Помните о себе

Большая, насыщенная и интересная жизнь ждет вас не только по ту сторону монитора, планшета. Пользуйтесь техникой, которая вам нравится, рисуйте в разных местах, тратьте заработанные деньги, радуйтесь жизни.

iPad + Pencil + немного железа позволяют мне работать из любой точки мира, рисовать, находясь на пляже, потягивая мохито; создавать креативы в парке, слушая пение птиц. Конечно, для моушн-дизайна иногда требуется мощный компьютер, однако такие задачи встречаются редко и занимают не больше 10% времени.

На этом на сегодня все - буду рада, если мой опыт поможет вам в нелегком, но очень креативном (и денежном :)) пути иллюстратора. Готова ответить на вопросы. Если у вас есть другой интересный опыт взаимодействия - расскажите о нем в комментариях.

С вами была Ира, не прощаюсь :)

2020
10 комментариев

В России конечно тяжело работать иллюстратором, у нас, к сожалению мало людей, которые могут достойно заплатить за классную иллюстрацию.

Поэтому лучше всего как можно раньше начать учить английский язык и искать заказчиков за рубежом, продвигать себя на международных площадках.

+ совет менеджерить других иллюстраторов на мой взгляд не очень хороший.

И тут нужно определиться - что вам ближе - менеджерить других, быть арт-директором или делать все самостоятельно как иллюстратор.

Иначе получится так, что в долгосрочной перспективе вы и менеджером хорошим не станете,  так и навыки иллюстратора будут слабее чем у того, кто уделяет этому 100% своего времени.

И если цель быть именно иллюстратором, то тогда надо все запросы, где нужна команда либо отклонять, либо просто передавать лиды знакомым студиям и получать свой процент. 

3

Статья огонь, спасибо

2

Большое спасибо за оценку!)

1

Про Россию точно подмечено. У меня есть несколько зарубежных заказчиков, и работать с ними в разы проще и приятнее. Так что да - в планах еще лучше выучить английский и брать больше заказов из-за рубежа.

По поводу работы с другими иллюстраторами. В моих планах это выглядит так: развиться в качестве иллюстратора и заработать себе имя, а затем открыть иллюстраторское агентство. И, кстати, командой мы тоже работали неплохо. Если был крупный проект, то я брала на себя управление + наиболее сложную работу, а другим иллюстраторам давала менее сложные, рутинные задачи.

1

Часто встречаю, что многие знакомые творческие люди думают также - я сделаю себе имя и потом открою агенство.

Но в итоге получается, что в погоне за количеством клиентов они стараются взять как можно больше заказов не обращая внимания на качество этих заказов. Но по мне - это ложный путь, который не ведет к максимизации прибыли и удовольствия.

Даже с точки зрения примеров заказов в статье - заказ на 250 иллюстраций - это отличный заказ для агенства, легко просчитать трудозатраты и гарантировать клиенту результат .

Но сделать 250 однотипных иллюстраций - это ужасный заказ для частного художника или иллюстратора, особенно если это заказ от малоизвестной компании где результат нужен как можно быстрее. В этом заказе много рутины.

По сути любому иллюстратору, художнику или дизайнеру нужно понять какой путь ему ближе

1) путь творца - я называют его путь Покрас Лампас. Известный художник, иллюстратор, работает с крупными брендами, лично делает большинство своих проектов, ведь заказчики хотят работать именно с ним. каждый проект увеличивает силу его личного бренда. Ограниченное количество заказчиков, строгий отбор так как его личное время ограничено.

2) путь агенства - делегирование большей части своей работы, для успеха важна система - системный найм, системные продажи. Все четко - убытки минимизировать, прибыль максимизировать, идеально когда все работает само без участия собственника.

Если творец где-то посередине, то это путь к выгоранию и малобюджетным и плохооплачиваемым заказам.

И тут нужно сделать выбор и дальше его строго придерживаться. Вам нужен сильный личный бренд? Тогда зачем тратить драгоценное время на менеджмент не важных и скучных заказов, которые не растят ваш личный бренд?

Если вам нужно агенство и хочется бизнес который будет приносить прибыль с вашим минимальным участием, то тогда зачем вам самостоятельно создавать иллюстрации?

Ведь для основателя успешного агенства в первую очередь важны навыки продаж, менеджмента, найма, маркетинга.

Возможно стоит уже сейчас просто собрать группу иллюстраторов и начать искать им заказы и растить бренд агенства, выстраивать системный маркетинг и продажи

1

Спасибо за статью!
Если у вас будет время, не могли бы вы поделиться советом где и как искать заказы на илюстрацию для начинающего художника?
На биржах или другими способами)

1

Спасибо большое за оценку статьи) На самом деле, методы стандартные - сарафанное радио, соцсети и, конечно, хорошо оформленный профиль на Бехансе и Иллюстраторс.ру. Когда зарекомендуете себя и сделаете хорошее портфолио, заказы не заставят себя ждать) И, кстати, спасибо за идею - постараюсь в следующих постах раскрыть тему по поиску заказов.