Социальный налог: почему мы готовы провалить задачу, но не попросить о помощи?

Бывало, что вы готовы провалить дедлайн, но не можете заставить себя попросить коллегу о помощи? Вам кажется, что любая просьба — это долг, который придется возвращать?
Бывало, что вы готовы провалить дедлайн, но не можете заставить себя попросить коллегу о помощи? Вам кажется, что любая просьба — это долг, который придется возвращать?

Вы когда-нибудь не решались попросить о важном, боясь испортить отношения, оказаться в долгу или использовать тот самый конечный "социальный ресурс", приберегая его на "черный день"?

Знакомое чувство?

Мы часами ищем решение в Google, пытаемся разобраться в том, в чем некомпетентны лишь бы не сталкиваться со своими страхами 
Мы часами ищем решение в Google, пытаемся разобраться в том, в чем некомпетентны лишь бы не сталкиваться со своими страхами 

Если да, то вы интуитивно понимаете, что такое «социальный налог». Это негласная плата за просьбу, состоящая из тревоги, страха и чувства неловкости. Нам кажется, что каждая просьба — это списание с нашего «социального счета», и этот страх буквально парализует. Мы часами ищем решение в Google, пытаемся разобраться в том, в чем некомпетентны, и даже рискуем провалить проект, вместо того чтобы просто спросить.

Почему так происходит? Давайте заглянем вглубь этого иррационального, но такого сильного страха.

Что такое "социальный капитал" и почему мы боимся его "сжечь"

В социологии есть понятие «социальный капитал». Если упростить, это ценность ваших социальных связей. Французский социолог Пьер Бурдье рассматривал его как ресурс, который можно накапливать и конвертировать в реальные блага — найти работу через знакомых, получить выгодный контракт.

Именно это представление — о капитале как о чем-то конечном — заставляет нас относиться к просьбам как к финансовым транзакциям. Мы боимся "обналичить" отношения по мелочи и остаться ни с чем, когда понадобится что-то действительно важное.

  1. Страх отказа. Самый базовый и болезненный. Отказ воспринимается нашим мозгом как социальное отвержение, сигнал «ты не важен». Чтобы избежать этой потенциальной боли, мы предпочитаем даже не пытаться.
  2. Страх показаться слабым или некомпетентным. В нашей культуре, ориентированной на успех и самостоятельность, просьба о помощи часто ошибочно маркируется как признак слабости. Мы боимся, что коллеги, друзья или руководитель подумают: «Он/она не справляется».
  3. Страх быть обузой. Мы ценим время и ресурсы других людей и панически боимся отвлекать их, доставлять неудобства. Мысли «у них и своих дел по горло» или «мой вопрос слишком незначительный» — классические проявления этого страха.
  4. Страх оказаться в долгу. Это и есть тот самый «социальный налог». Норма взаимности — мощнейший социальный клей. Но когда мы не уверены, что сможем (или захотим) вернуть долг, потенциальное обязательство начинает давить, и проще ничего не просить.

Замкнутый круг одиночества

Парадокс в том, что, пытаясь «сберечь» свой социальный капитал, мы его разрушаем. Избегая просьб, мы отдаляемся от людей, лишаем их возможности нам помочь, а себя — возможности решить проблему и укрепить отношения. Мы остаемся наедине со своей задачей, уверенные, что поступаем правильно и «не напрягаем» других. Но на самом деле мы просто поддаемся страху.

А что, если я скажу вам, что вся эта математика "списаний и накоплений" в корне неверна? Что, если научные данные доказывают: грамотная просьба о помощи не сжигает, а, наоборот, приумножает ваш социальный капитал?

Об этом — в следующей статье

Вопросы к Вам:

  • Какой из четырех страхов вам знаком больше всего?
  • Расскажите о случае, когда вы не попросили о помощи и пожалели об этом. Что вас остановило?
  • Как вы думаете, в какой сфере жизни просить о помощи сложнее всего — на работе, в семье или с друзьями?

Подписывайся.

Mr. Alexx — https://t.me/alexx_public. Про мудрое управление социальным капиталом: инструменты, механики и психологию.

1
2 комментария