Российские школьники хотят заменить ОБЖ и астрономию на психологию, йогу и финграмотность

Институт прогрессивного образования презентует результаты исследования «Школьная программа глазами школьников», посвященного оценке востребованности и эффективности базовой школьной программы учениками общеобразовательных школ.

В ходе исследования институт провёл опрос и изучил мнение 1702 учеников 8 – 11 классов из 74 регионов РФ. Опрос (онлаин-анкетирование) проведен 15 – 17 февраля при помощи методики ривер-сэмплинг среди пользователей наиболее популярных среди молодёжи социальных сетеи: Вконтакте и Instagram.

По результатам опроса, качеством базовой школьной программы полностью или частично удовлетворены лишь 14,7 % учеников. 76 % школьников оценивают школьную программу на «двойку» и «тройку». В аргументации такой оценки с большим отрывом преобладали следующие ответы: «школа не учит жизни», «школьная программа оторвана от жизни», «школьная программа несовременна».

При этом 93,9 % опрошенных сообщили, что хотели бы иметь возможность влиять на формирование своей школьной программы, исходя из собственных интересов и перспектив на будущее.

Среди предметов, которые школьники считают ненужными и хотели бы исключить или сократить их изучение, лидируют:

– ОБЖ (указали 69 % опрошенных; большинство отметили, что на ОБЖ, как правило, не дают практических навыков по выживанию/безопасности, уроки зачастую являются формальными);

– технология (57%; среди причин большинство отметили, что это бесполезный, скучный и ненужный предмет, при этом неактуально разделение программ на мужскую и женскую);

– астрономия (38%; среди аргументации чаще всего встречаются: «сложный предмет», «никогда не пригодится в жизни»);

– основы религиозной/православной культуры (22%; большинство отмечают, что вопросы религии являются слишком личными для изучения в школе);

– краеведение (17%).

Кроме того, в ответах около 10 % ребят встречались также черчение, физика, химия, математика – их, как правило, называли с аргументацией «мешает готовиться к ЕГЭ». Около 15% считают необходимым убрать из школьной программы музыку и рисование (изобразительное искусство).

Рейтинг предметов (навыков), которые школьники считают необходимым ввести в школьную программу, возглавили:

– психология (назвали 44% опрошенных; аргументируя ответ, большинство ребят отмечают, что психология помогла бы разобраться в себе, найти общий язык со сверстниками и родителями, преодолеть комплексы);

– финансовая грамотность (41%; большинство отмечают потребность «научиться, как разбираться с платёжками за ЖКХ, страховкой и ипотекой, как накопить карманные деньги, как платить налоги и пр.»);

– половое воспитание (31% в целом по участникам опроса, причем среди учеников средней школы, 8 – 9 классы, этот предмет хотели бы изучать 63% опрошенных);

– программирование (31%; большинство отметили, что информатика такого навыка не даёт);

– основы предпринимательства/менеджмента (19%).

Почти половина опрошенных школьников отметили неэффективность физкультуры и хотели бы разнообразить уроки йогой (12% опрошенных), танцами, фитнесом и другими активностями.

Также среди пожеланий школьников к школьной программе часто встречается обучение таким предметам и навыкам как логика, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, ораторское искусство, soft skills в целом.

Современные школьники гораздо более практичны и нацелены на результат, менее инфантильны, чем предыдущие поколения. Очень показательно, что основным критерием для определения нужности или ненужности предмета стало «пригодится или не пригодится в жизни». Но попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью.

Гораздо более важный результат опроса – в том, что дети прямо декларируют нехватку базовых знаний, школа просто не даёт их. Изучение дисциплин, предложенных ребятами, действительно необходимо всем, поэтому школьная программа в современных условиях должна быть гибче и корректироваться с учётом потребностей учеников, причем даже в рамках одной школы. Например, в некоторых школах два года преподают трактороведение. И в результатах опроса мы увидели, что для одних ребят этот предмет оказался самым ненужным, а для других – самым любимым и необходимым.

66
5 комментариев

Как недавний школьник заявляю: ОБЖ никому не сдалось вообще! 

1
Ответить

Астрономию, конечно, надо оставить. А по остальному действительно есть вопросы

Ответить

Мне кажется проблема не в самих предметах, а в учебных программах, которые совершенно оторваны от реальности.

Ответить

Технология так красиво звучит, а на деле бесполезный предмет, помню в школе заставляли фартуки шить - зачем вообще пятикласснику фартук... Однозначно, нужно менять программу! 

Ответить

дело не столько в предмете, сколько в качестве преподавания,  это подтверждают и сами ученики, судя из статьи: "скучный, ненужный предмет".  я вот смог полюбить некоторые дисциплины, которые со школы не переваривал, благодаря именно подходу преподавателей сейчас

делать программу по выбору...хз, у нас такой привилегии не было, пусть мучаются ахаха)) ну а если честно, то что-то мне сдается, что до добра не доведет, и будет - кто в лес, кто по дрова.

мне кажется, что пару предметов (по типу интересов) можно оставить на выбор или вообще как доп уроки  (музыка,изо,ораторское искусство и прочая радость), а вот фундаментальные, лично я бы, не трогал (математика, физика, химия)

и всем ненавистное обж, на самом деле нужный предмет, только качество очень г, как правило)) 

Ответить